Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковая игра как метод обучения русскому языку как иностранному

Работа №153104

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Игра в методике преподавания русского языка как иностранного 6
1.1. Методы обучения русскому языку как иностранному 6
1.2. Роль игры в процессе обучения русскому языку как
иностранному 10
1.3. Классификации игр 15
1.3.1. Классификация игр по разделам языка 15
1.3.2. Игры для обучения устным видам речевой деятельности 18
1.3.3. Игры для обучения письменным видам речевой
деятельности 20
1.3.4. Игры по основному виду деятельности 21
Глава 2. Использование игр на занятиях по РКИ 25
2.1. Игры для среднего уровня обучения 25
2.2. Игры для продвинутого уровня обучения 31
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение


Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современное обучение нуждается в методах, которые бы помогли не только качественно обучить, но, в первую очередь, развить потенциал личности. На уроках русского языка как иностранного особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого учащегося, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремлению изучать иностранный язык. Эти задачи можно решить с помощью игровых форм обучения. В игре способности любого человека проявляются в полной мере. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, что развивает мыслительную деятельность играющих. А если учащиеся при этом говорят на иностранном языке, игра открывает богатые обучающие возможности. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.
В качестве дидактического средства игра рассматривается в работах современных лингвистов и методистов, таких как Л.Е. Азарина [1], А.А. Акишина [2], Т.В. Губанова [19], Л.С. Крючкова [23], Е.А. Нивина [29], Л.Ф. Тимирова [40].
Актуальность избранной темы состоит в том, что изучение русского языка как иностранного - очень сложный и трудоемкий процесс. Методика РКИ постоянно ищет простые, но эффективные способы подачи материала. Игра - один таких способов.
Цель данной работы - рассмотреть языковую игру как один из методов обучения русскому языку как иностранному.
Достижение поставленной цели связано с необходимостью решения следующих задач:
1) выявить роль игры в формировании фонетических, лексических и грамматических навыков;
2) описать игры для разных разделов языка;
3) классифицировать игры в зависимости от уровня владения языком.
Объектом исследования является игра в методике обучения русскому языку как иностранному.
Предметом исследования является процесс освоения речевых навыков учащимися в результате применения игровых форм на занятиях русского языка как иностранного.
Материалом исследования послужили методические пособия Л.Е. Азариной [1], Т.В. Губановой [19], Н.А Рыжак [36].
В работе использовались следующие методы:
- описательный;
- анализ игрового материала;
- педагогическое наблюдение;
- опытное обучение с использованием игровых форм.
Практическая значимость представленной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при обучении иностранных студентов фонетике, лексике, грамматике.
Материалы исследования прошли апробацию на занятиях с иностранными студентами-стажерами, обучающимися на филологическом факультете, на педагогической практике в Хулун-буйрском университете г.Хайлар (Китай) на отделении русского языка. А также на международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы филологии» XVIII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», посвященного 85-летию КГПУ им. В. П. Астафьева, г. Красноярск, 2017г.
Структура работы.
Исследование состоит из введения, теоретической и практической главы и заключения.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, цели и задачи, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе приведены основные методы обучения русскому языку как иностранному, рассматривается роль игры в освоении учащимися речевых навыков, описаны различные классификации игр.
Во второй главе приведен анализ проведения разработанных игровых заданий на практике. Данная глава представляет собой педагогическую рефлексию игровых форм и приемов, проведенных в ходе пробного обучения иностранных студентов разных уровней обучения.
В заключении даны выводы, полученные по результатам исследовательской работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Игра является одним из эффективных методов обучения русскому языку как иностранному.
Анализируя роль игры в процессе обучения, можно сделать вывод, что она способствует его оптимизации, повышает качество обучения, обеспечивает более глубокое усвоение учебного материала, формирует коммуникативные навыки, которые необходимы иностранным студентам в ситуациях межкультурного общения. Использование игровых форм повышает интерес к ходу занятия, позволяет выявить лексический запас учащихся, тренирует грамматические и орфографические навыки. Игра вносит в ход занятия компонент отдыха и развлечения, что способствует активности студентов, стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
Значительна роль игры в формировании фонетических, лексических, грамматических навыков. Игровые задания на занятиях по фонетике, могут быть в виде фонетических зарядок, они не занимают много времени, очень эффективны для тренировки произношения, отработки интонации. На занятиях по лексике игры способствуют сосредоточению внимания учащихся на лексическом материале, помогают в приобретении и расширении лексического запаса. При обучении грамматике проведение игр позволяет разнообразить ход занятия, активизировать мыслительную деятельность, тренировать навыки употребления грамматических конструкций в ситуациях общения.
Игра является одним из приемов преодоления пассивности учащихся.
Существует множество видов игровых заданий для всех разделов языка: фонетические, орфографические, лексические, грамматические. Их можно использовать на разных этапах обучения. На начальных этапах можно применять игры, которые сделают процесс запоминания слов и грамматических правил интересным занятием. Также игры эффективны на заключительных этапах работы с учебным материалом, когда требуется отработка навыков пройденного.
В ходе изучения методических пособий было отмечено, что в большинстве из них не представлено разделения материала по уровням обучения языку, хотя такое деление актуально при преподавании русского языка как иностранного.
В практической части исследования была сделана попытка классифицировать игры по уровням владения языком иностранных студентов. Происходил отбор игрового материала и его распределение по уровням обучения: среднему и продвинутому. Результаты прошли апробацию на занятиях русского языка как иностранного. В ходе проведения занятий были выявлены недочеты в классификации некоторых игровых заданий, которые заключались в несоответствии уровню знания лексических единиц и уровню владения коммуникативными навыками. Так, игра «Что вы купили?» (см. Приложение^) оказалась трудной для студентов среднего уровня обучения, она требовала более насыщенного лексического запаса, чем тот, которым владели учащиеся. В результате этого не был проявлен интерес к игре, цель игры не была реализована. Также в ходе исследования некоторых моделей игр были определены те, которые можно использовать на всех уровнях обучения и для всех разделов языка.



1. Азарина Л.Е. Игры на уроках РКИ // Вестник ЦМО МГУ, 2009, №3
2. Акишина А.А. Игры на уроках русского языка / Т.Л. Жаркова, Т.Е. Акишина. - М., 1990.
3. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного - М.: Рус.яз Курсы, 2002.
4. Аникиева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
5. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка / А.Р. Арутюнов, П.Г. Чеботарёв, Н.Б. Музруков. - М., 1984.
6. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966.
7. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.— М., 1982.
8. Баев, М.П. Играем на уроках русского языка / М.П. Баев. - М., 1989.
9. Балабанова И.П. Игра как средство воспитания и обучения. [Электронный ресурс] URL:http://www.russiansociety.org/113/igra-kak-sredstvo-vospitaniya-i-obucheniya/ (Дата обращения 15.05.2012)
10. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Изд- во РУДН, 2007.
11. Батраева О. М. Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций .// Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф.— СПб.: Реноме, 2012. — С. 311-314.
12. Битехтина Г.А., Клобукова Л.П. По-русски без ошибок. Пособие по грамматике русского языка для иностранных учащихся. - М,: МГУ,2005.
13. Васильева О. Ф. Лекции по методике РКИ. [Электронный ресурс] URL: http://mng.rs.gov.ru/node/779 (Дата обращения 15.05.2012)
14. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа 1982. №3/39.
15. Волина, В.В. Учимся играя / В.В. Волина. - М., 1994.
16. Волина, В.В. Веселая грамматика / В.В. Волина. - М., 1995.
17. Гилева А.А. Дидактические игры и игровые занятия на уроках русского языка / А.А. Гилева, Л.К. Иванова. - Т., 1987
18. Гладилина И.П. Иностранные языки в школе. - М., 2003.
19. Губанова Т.В. Русский язык в играх : учебно-методическое пособие / сост. : Т.В. Губанова, Е.А. Нивина. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007
20. Деркач А.А. Педагогическая эвристика (искусство обучения иностранному языку) - М., 1991.
21. Ерошкина М.В. Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-9-х классов. [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/572501/ (Дата обращения 15.05.2012)
22. Каменский А.И., Каменская И.Б. Ролевая игра как средство обучения
иноязычной лексике. [Электронный ресурс] URL:
http://www.anglyaz.ru/katalogstatey/49.html (Дата обращения 15.05.2012)
23. Крючкова Л.С., Мошинская Н.В. Русский язык как иностранный. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному - М., 2009.
24. Куадже А.Ш. Игровые технологии на уроках русского языка и литературы. [Электронный ресурс] URL:http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/igrovye-tehnologii-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury(Дата обращения 15.05.2012)
25. Ляховицкий М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 1973. №
1.
26. Максаков А.И. Учите, играя / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. - М., 1983.
27. Минскин Е.М. От игры к знаниям / Е.М. Минскин. - М., 1987.
28. Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. Методика преподавания русского языка как иностранного - М.: Рус. Яз., 1990.
29. Нивина Е. А. Игровые формы работы на уроках РКИ как способ активизации речевой деятельности. - Т., 2005.
30. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры. - М.:
Просвещение, 1998.
31. Осторожникова Е.И. Игра как средство обучения учащихся французскому языку на начальном этапе. [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/525928/ (Дата обращения 15.05.2012)
32. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. - М.: Просвещение, 1992.
33. Попова Т.Б. Игровые технологии. [Электронный ресурс] URL:
http://mou98.ru/index. php?option=com_content&view=article&id= 122:2011-08-23-17-00-22&catid=37:2011 -02- 15-22-54-58&Itemid=58 (Дата
обращения 15. 05. 2012)
34. Рахманов И.В. Очерк по истории методики преподавания новых западноевропейских иностранных языков. - М., 1947.
35. Рогов Г.Н., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. - М., 1988.
36. Рыжак, Н.А. 200 обучающих игр на занятиях иностранным языком. Пособие для преподавателей / Н.А. Рыжак. - М.: Астрель: АСТ, 2009.
37. Савенко Н.В. Игровые технологии на уроках русского языка как
средство развития познавательной активности у школьников. [Электронный ресурс] URL: http://pokrov8.siteedit.ru/page68 (Дата
обращения 15.05.2012)
38. Силакова И.Н. Языковая игра как средство обучения. [Электронный
ресурс] URL: http://www.rodichenkov.ru/metod/play_on_words/ (Дата
обращения 15.05.2012)
39. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М.: Просвещение, 1984.
40. Тимирова Л.Ф. Обучающая игра, как средство формирования
лексических навыков. [Электронный ресурс] URL:
http://festival.1september.ru/articles/521073/ (Дата обращения 15.05.2012)
41. Федорова Л.Л. Игра как средство обучения английскому языку. [Электронный ресурс] URL:http://festival.1september.ru/articles/102729/(Дата обращения 15.05.2012)
42. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. - М.: Высш. Шк., 2003.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ