Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ 8 КЛАССОВ 6
1.1. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности 6
1.2.Особенности развития физических качеств детей 13-14 лет 10
1.3. Силовые способности, как одно из основных
двигательных качеств человека 11
1.3.1. Понятие «силовые способности» 11
1.3.2. Виды силовых способностей 12
1.3.3. Факторы, определяющие развитие силовых способностей 15
1.3.4. Методы развития силовых способностей 16
1.3.5. Критерии и методы оценки силовых способностей 18
2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1. Методы исследования 20
2.2. Организация исследования 22
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 8 КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОВЕРКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ....24
3.1. Разработка экспериментальной методики развития силы и силовой выносливости на уроках физической культуры с учащимися
старших классов 24
3.2 Проверка методики в педагогическом эксперименте 34
3.3. Анализ результатов двигательных способностей испытуемых 36
ВЫВОДЫ 41
Практические рекомендации 42
Список литературы 43
Приложения 46
С рождения ребенок наделен соответствующей совокупностью физических потенций, заложенных в него наследственными программами индивидуального развития [1].
В ходе биологического созревания органов и структур организма данные потенции развиваются, определяя различные физические свойства человека. Но приобретаемые физические свойства на основе наследуемых программ, не всегда обеспечивают физическую готовность ребенка к предстоящей деятельности [1]. И как результат необходимости, на уроках физической культуры организуется направленная подготовка - развитие физических способностей, в том числе и силовых. Известно, что физические способности развиваются во взаимосвязи, однако в течение некоторого времени есть необходимость обращать больше внимания на одно из них, а именно на силовые способности. Силовой фундамент позволяет школьникам эффективно осваивать новые двигательные действия, требующие проявления мышечной силы. Помогает также развитию других физических способностей, имеет большее значение для здоровья в сравнении с другими двигательными качествами [4].
Особая роль в совершенствовании силовых способностей в старшем школьном возрасте принадлежит целенаправленным педагогическим воздействиям, предусмотренным школьной программой, умению учителя управлять учебным процессом. Сильные мышцы играют огромную роль в двигательных действиях и если они не развиты, школьник не сможет освоить упражнения в лазании по канату, выполнить гимнастические упражнения на снарядах и т.д. [44].
Мышцы живота и спины во многом определяют правильную осанку ребенка, красоту походки, они способствуют формированию правильного дыхания.
Очень важно для девушек и то, что силовые упражнения помогают укреплению всего мышечного корсета брюшной полости и малого таза [54].
Выполнение упражнений с отягощениями способствуют пропорциональности телосложения. Они эффективно воздействуют не только на развитие силы, но и на укрепление здоровья в целом и в частности на укрепление опорнодвигательного аппарата, что особенно важно для растущего организма [34].
Кто спорит - быть сильным и хорошо и престижно. Ведь физическая сила это один из показателей здоровья. Сила создает уверенность в себе, позволяет справиться с работой, требующей значительных физических напряжений, которые есть и всегда будут в нашей жизни. Наконец сильный человек, способен постоять за себя, когда это необходимо [15].
Известно, что школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех без исключения двигательных способностей. Однако в определенные периоды развития темпы естественного прогресса в изменении двигательных способностей не одинаковы. Прежде всего, они зависят от биологических закономерностей возрастных изменений организма на различных этапах его становления [46].
Период естественного развития физических способностей начинается у мальчиков приблизительно с 13 лет и продолжается до 15 лет. Довольно высокого уровня в это время, достигают у подростков силовые способности.
В результате вышесказанного необходимость в разработке содержания методики развития силы и силовой выносливости на уроках физической культуры у учащихся 8 классов, является актуальной проблемой.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс по физической культуре учащихся подростков 8 классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования - особенности методики развития силы и силовых способностей у школьников- подростков 13-14 лет.
Цель исследования - Выявление особенностей развития силовых способностей школьников восьмых классов на уроках физической культуры. И на этой основе разработать методику повышения силовых способностей
Перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по вопросам методики проведения занятий и развития силы у учащихся подросткового возраста.
2. Выявить особенности методики, направленной на развитие силы и силовых способностей для применения в учебном процессе с учащимися 8 классов.
3. Разработать и экспериментально проверить методику развития силы у мальчиками 8 классов.
ГИПОТЕЗА - предполагается, что планирование физических нагрузок, преимущественно направленных на развитие силы и силовой выносливости в процессе урочных форм занятий со школьниками 8 классов с использованием индивидуального способа организации будет способствовать улучшению их физического развития и двигательной подготовленности.
Практическая значимость - предложенные комплексы упражнений и разработанная методика развития силы и силовой выносливости может широко использоваться учителями в учебном процессе.
1. В результате изучения, обобщения и анализа научно - методической литературы, документальных материалов по теме, установлено, что эффективность усилий учителя в повышении физического развития и силовой подготовленности каждого ученика зависит от правильного выбора и оценки оптимальной программы построения занятий физическими упражнениями.
2. В результате эксперимента были определены эффективные упражнения для применения на уроках физической культуры с учащимися 8 класса
3. Установлено, что комплексная система педагогического контроля, включающая тестирование силовых способностей, является необходимым условием повышения результативности силовой подготовленности
4. Выявлено, что комплексная методика использования упражнений, преимущественно направленных на развитие силы и силовой выносливости с учащимися 8 класса, позволяет улучшить у них двигательную подготовленность и физическое развитие. Достоверно улучшились результаты физического развития и двигательной подготовленности. Средний прирост результатов по всем тестам в экспериментальной группе составляет - 19,7%, в контрольной - 9,3%.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания - М.: Просвещение, 1990
2. Ашмарин А.Л. Сила и методика ее воспитания. - М.: Физкультура и спорт. Атлетическая гимнастика. - М.: Просвещение. 1992.
3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
4. Богданов Г.П. Уроки физической культуры в 7-8 классах средней школы - М.: Просвещение, 1986
5. Бондаревский Е.А. Физическая подготовка подростков. - Минск, 1986
6. Буйлин Ю. Ф., Курамшин Ю. Ф. Теоретическая подготовка
юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1981.
7. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение,1991
8. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация
тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985
9. Воробьев А. Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы. - М.: Физкультура и спорт, 1980.
Ю.Деркач А. А., Исаев А. А. Творчество тренера. - М.: ФиС, 1982.
11. Дикуль В. И., Зиновьева А.А. Как стать сильным. - М.: Знание, 1990. №1.
12. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно- методической
деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Издательский центр «Академия», 2002
13.Зациорский В.М. Основы спортивной подготовки детей. -
М.:Физкультура и спорт,1979.
14. Зимкин Н. В. Физиология человека - М.: Физкультура и спорт, 1975.
15.Зотов Б.Ю. Воспитаем детей сильными. - М.: -Физкультура и
спорт, 1978....59