Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОТЕЙ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие мотивации в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития мотивации в младшем школьном возрасте 14
1.3. Подходы к работе с мотивацией, способствующие развитию учебной
мотивации в младшем школьном возрасте 22
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. Результаты исследования уровня сформированности учебной мотивации
младших школьников 27
2.2. Методические рекомендации для повышения и поддержания уровня
учебной мотивации младших школьников 35
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Актуальность изучения учебной мотивации в младшем школьном возрасте обуславливается тем, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей, важно формировать предпосылки мотивации учения. К концу обучения в начальной школе нужно придать учебной мотивации определенную форму, то есть сделать ее устойчивым личностным образованием школьника.
Важно отметить, что идеи развития мотивации к обучению в школе находят свое отражение, как в законе «Об образовании в РФ», так и в Федеральном государственном образовательном стандарте, направленном на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Развитие учебных и познавательных мотивов является первостепенной и главной ступенью в формировании универсальных учебных действий учащихся, на системе которых построено все школьное обучение [58].
Кроме того одним из основных личностных результатов ФГОС является сформированность мотивации к познанию и обучению, также подчеркивается и ориентация на становление других личностных характеристик обучающегося: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность, самостоятельность в познании [57]. Рассмотрение развития учебной мотивации как одного из результатов освоения учебной программы начальной школы определяет необходимость продолжения исследований в данном направлении.
Мотивация как психологическая категория, изучена и раскрыта в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, а также во всех направлениях теории личности, разработанных такими учёными как А. Адлер, А. Бандура, А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Скиннер, 3. Фрейд, Э. Эриксон, А.К. Юнг.
Мотивация школьника рассматривается как видовое понятие по отношению к мотивации человека. В современных исследованиях Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, В.С. Ильина, А.К. Марковой, М.В. Матюхиной, П.М. Якобсона представлены структура и динамика, охарактеризованы детерминанты развития мотивации учебной деятельности, выделены пути и способы её формирования.
В настоящее время в связи с появлением новых и изменением действующих стандартов возникает потребность в постоянном изучении и совершенствовании рекомендаций относительно развития учебной мотивации. Этим был обусловлен выбор темы нашего исследования: особенности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте.
Цель исследования - на основе теоретического анализа и выявленных особенностей учебной мотивации младших школьников, разработать комплекс методических рекомендаций, предназначенных для педагогов, для повышения и поддержания учебной мотивации младших школьников.
Объект исследования: учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития учебной мотивации младших школьников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие мотивации в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности формирования мотивации в младшем школьном возрасте.
3. Проанализировать современные подходы к работе с мотивацией.
4. Определить критерии и методики исследования мотивации в младшем школьном возрасте.
5. Провести констатирующий эксперимент и описать результаты.
6. Разработать методические рекомендации для педагогов для развития и поддержания учебной мотивации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что учебная мотивация в младшем школьном возрасте имеет следующие особенности:
1) познавательные мотивы сформированы в меньшей степени и находятся на среднем уровне, обучающиеся могут иметь незначительные трудности в учебной деятельности;
2) средний уровень эмоционального отношения к школе и учению;
3) активность обучающихся находится на среднем уровне, при выполнении заданий может потребоваться помощь учителя, преобладают социальные мотивы.
Методы и методики исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Тестирование.
3. Констатирующий эксперимент.
3. Количественный и качественный анализ данных.
4. Интерпретационные методы - описание и сравнение данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная Стеклозаводская школа» п. Памяти 13 Борцов; экспериментальную выборку составили 15 учащихся 3а класса.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников, приложений.
Работа представлялась на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в г. Красноярск в 2021году.
По теме исследования имеется публикация.
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной сферы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Мотивационная сфера определяет не только актуально осуществляемые деятельности, но и область желаемого, перспективу дальнейшего развития деятельности. Отсюда проблема мотивации относится к числу актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом отношении.
Целью данной работы является: на основе выявленного уровня учебной мотивации младших школьников, разработать комплекс методических рекомендаций, предназначенных для педагогов, с целью повышения и поддержания учебной мотивации младших школьников.
Для достижения этой цели был проведен анализ психолого-педагогической литературы, в ходе которого, мы выяснили, что понятия мотив - мотивация - мотивационная сфера неразрывно связаны. Понятие мотива уже понятия мотивации, понятие мотивационной сферы в свою очередь является самым широким и объединяет в себя и мотивы, и мотивацию. Мы определили, что мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человек к совершению какого- либо действия, включенного в некоторую деятельность, которая определяется этим мотивом. Мотивы принадлежат субъекту поведения, являются его устойчивым личностным свойством, которое побуждает к совершению какого- либо действия. Понятие мотивации, мы рассматривали как совокупность, систему психологически разнородных факторов, которые обуславливают поведение и деятельность человека. Итак, мотивация выступает более сложным механизмом внешних и внутренних факторов поведения, которые побуждают к активной деятельности. Мотивационная сфера личности, как самое широкое понятие, представляет иерархическую систему мотивов, потребностей, склонностей и других компонентов личности. Считается, чем больше у человека разнообразных мотивов, целей, потребностей, тем более развита у него мотивационная сфера.
Также мы изучили особенности формирования мотивации в младшем школьном возрасте. Мы определили, что учебная мотивация - это частный вид мотивации, который включен в учебную деятельность. Мы рассмотрели характеристику младшего школьника, выявили особенности учебной мотивации данной возрастной группы. Мы проанализировали современные подходы к работе с мотивацией, рассмотрели факторы, способствующие развитию учебной мотивации младших школьников. Изучили средства и методы, которые могут использовать педагоги в своей работе для развития мотивации младших школьников.
Затем нами был проведен констатирующий эксперимент по выявлению актуального уровня развития учебной мотивации младших школьников. Мы провели статистическую обработку результатов исследования, и представили их в виде диаграмм. Таким образом, мы определили, что в 3 классе сформирован высокий уровень развития мотивации у 53% обучающихся, средний уровень - 37% обучающихся и низкий уровень у 10% обучающихся.
Полученные результаты связанны с тем, что к 3 классу педагог смог сформировать определенный уровень развития мотивации. Наша гипотеза, что мотивация младших школьников характеризуется средним уровнем, относительно верна. В исследуемом классе учебная мотивация характеризуется высоким и средним уровнем и проявляется в положительном отношении к школе, успешном усвоении учебного материала, проявлении интереса к учебным предметам.
При этом важно учитывать, что обучающиеся переходят в четвертый класс, а это значит, что школьники попадают в группу риска, а именно в младший подростковый возраст. В связи с этим, учебная мотивация у обучающихся может снизиться. Поэтому, мы предлагаем проводить работу для улучшения и поддержания выявленного уровня мотивации. Для этого, нами были созданы методические рекомендации, содержащие примеры конкретных упражнений для улучшения и поддержания хорошей мотивации.
Следовательно, задачи исследования полностью выполнены, цель исследования достигнута. Полученные результаты позволили разработать методические рекомендации по развитию мотивации учебной деятельности младших школьников в образовательной среде для педагогов.
1. Бакурадзе А.Б. Ведущий мотив - достижение успеха // Директор школы. 1999. №. 6. С. 20-24.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать/ А.С. Белкин // М.: Просвещение. 1991. Т. 169. 176 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / М.: Просвещение. 1995. 352 с.
4. Божович Л.И. Отношение школьника к учению как психологическая проблема / / под ред. Д.И. Фельдштейна. М. Воронеж: Институт практической психологии. 1995.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // М: Просвещение. 1968. 464с.
6. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Педагогика. 1972. С. 41-42.
7. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. М. 2000.
8. Виситова Л.С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). М.: Буки-Веди. 2015. С. 6- 8.
9. Выготский JI.C. Вопросы детской психологии. СПб.: Изд-во «Союз», 2004. 24 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2003. 509 с.
11. Горбач, Н.С. Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы / Н.С. Горбач. // Молодой ученый. 2021. № 3 (345). С. 42-44.
12. Гликман И.З. Основы мотивации учения // Инновации в образовании. 2007. №
3. С. 64-81.
13. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие. М.: Флинта, 2016. 272 с.
14. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Харвест; Минск, 1998. 622 с.
15. Дергачева Л.М. Методические аспекты использования дидактических игр при организации учебного процесса в школе. // Вестник Московского пед. университета. 2003. № 1....64