Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №153078

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Сущность понятия «учебно-познавательная мотивация» 6
1.2 Особенности развития учебно-познавательной мотивации у младших
школьников 10
1.3. Возможности улучшения учебно-познавательной мотивации у младших школьников 15
Вывод по главе 1 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
23
2.1. Исследование уровня сформированности учебно-познавательной мотивации
младших школьников 23
2.2. Результаты и анализ исследования о учебной мотивации младших
школьников 25
2.3. Комплекс игр и упражнений, способствующих повышению учебно­познавательной мотивации у младших школьников 33
Вывод по главе 2 40
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Приложение 1 49
Приложение 2 64
Приложение 3 66

Актуальность исследования. В современной образовательной системе вопрос о мотивации является актуальным и социально значимым. Данная проблема остро поднимается именно в младшем школьном возрасте, это обоснованно тем, что именно в начальной школе начинается формирование внутренней учебной мотивации. Таким образом, важное место занимает изучение специфики развития и формирования мотивационной сферы личности младшего школьника в контексте овладения ими учебной деятельностью.
Учёные, занимавшиеся вопросами мотивации учебно-познавательной деятельности (А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Н. Рубинштейн), обращали внимание на необходимость её формирования и развития в младшем школьном возрасте. Это объясняется тем, что мотивационная сфера играет важную роль в освоение учебной деятельности, которая является ведущей в этом возрасте. Мотивация - главный компонент регуляции учебной деятельности. Кроме того, она стимулирует формирование познавательной активности, что, в свою очередь, обуславливает развитие мышления и приобретение знаний, необходимых для успешной деятельности личности в последующем.
Следовательно, в младшем школьном возрасте главная задача заключается в освоении ребенком умения учиться, в формировании готовности к усвоению знаний. Поэтому очень важно в этот период сформировать основы учебной деятельности, чтобы в дальнейшем у ребенка не возникли трудности и проблемы в обучении.
Одной из актуальных психолого-педагогических проблем современной начальной школы является формирование учебно-познавательной мотивации у младших школьников. В соответствии с ФГОС НОО, среди требований к результатам обучающихся являются способность к саморазвитию и познанию, личной мотивации к обучению. Начальная школа - серьезный путь по освоению учебной деятельности, за который необходимо сформировать мотивационную сферу младших школьников. От того, насколько успешно была заложена способность к становлению учебно-познавательной мотивации у ребенка в начальной школе, зависят его дальнейшие этапы развития в средней и старшей школах, где учащиеся готовы ставить перед собой самостоятельные цели [25, с. 39].
Цель исследования - определить особенности развития учебно­познавательной мотивации у младших школьников и разработать комплекс игр, направленных на ее развитие.
Объект исследования - развитие учебно-познавательной мотивации у младших школьников.
Предмет исследования - актуальный уровень учебно-познавательной мотивации у младших школьников.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что уровень развития учебно­познавательной мотивации у младших школьников не достигает высокого уровня и характеризуется направленностью, динамичностью и устойчивостью.
Направленность и динамичность находятся на среднем уровне, а устойчивость на низком.
Задачи исследования -
1. Рассмотреть сущность понятия «учебно-познавательная мотивация».
2. Выделить особенности развития учебно-познавательной мотивации младших школьников.
3. Ознакомится с возможностями улучшения учебно-познавательной мотивации у младших школьников.
4. Охарактеризовать методы изучения учебно-познавательной мотивации.
5. Провести эмпирическое исследование учебно-познавательной мотивации у младших школьников.
6. Разработать программу занятий, направленную на развитие учебно­познавательной мотивации у младших школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной дипломной работе были рассмотрены особенности развития учебно-познавательной мотивации у младших школьников.
Младший школьный возраст - период, от которого зависит дальнейшее развития человека, как личности. Именно на этом этапе, формируется мотивация, необходимая для дальнейшего обучения и развития человека.
Мотивация (от лат. moveo - двигаю) - это общий термин для обозначения процессов, методов, средств побуждений учеников к активной деятельности.
После анализа литературы, мы сделали вывод, что в современной школе, необходимо диагностировать учебно-познавательную мотивацию, как одну их ведущих компонентов учебной деятельности. Мы рассмотрели понятие «учебно- познавательная мотивация», выявили особенности и способы её развития у младших школьников.
Учебно-познавательная мотивация - деятельностный подход к учебе, реализация желания хорошо учиться (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний).
После теоретического анализа литературы, нами были выделены следующие критерии сформированности учебно-познавательной мотивации:
1. Направленность.
2. Динамичность.
3. Устойчивость.
Исследование показало, что (28%) исследуемых являются обладателями высокого уровня сформированности учебно-познавательной мотивации, большинство участников эксперимента (32%) обладают средним уровнем сформированности учебно-познавательной мотивации и достаточно большое количество исследуемых (40%) обладают низким уровнем сформированности учебно-познавательной мотивации. Данные результаты говорят о том, что у младших школьников необходимо, как можно раньше, начать развивать учебно­познавательную мотивацию.
Так как, младших школьный возраст, подразумевает преобладание игровой деятельности, мы предлагаем комплекс игр, направленный на развитие учебно - познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста.


1. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 книгах. Книга 4. Об оценках. // Издательство: Амрита, 2015- 356с.
2. Андреева А.Д. «Диагностика мотивации учения и эмоционального
отношения к учению» [Электронный ресурс] URL:
https://vkoja17 .gosuslugi.ru/netcat_files/32/50/Metodika_diagnostiki_motivatsii_ ucheniya_i_emotsional_nogo_otnosheniya_k_ucheniyu_po_Anndreevoy_A.D..
3. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 2015. - 160 c.
4. Богус М.Б. Взаимосвязь и взаимообусловленность умственных способностей и мотивов учащихся // Начальная школа. - 2010. - № 4. - С. 6
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр.психол.тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос.акад.образования, Моск.психол.-соц.ин-т.- 3-е изд.- М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001 - 349с.
6. Быкова, Е.А. Формирование мотивации учения в младшем школьном
возрасте [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. URL:
http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-3-20.pdf.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. - 671, [1] с.
8. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо, 2006. - 408 с.
9. Гинзбург М.Р. Методика «Изучение учебной мотивации» [Электронный ресурс]. URL: http://iemcko.ru
10. Гончарик А.В. Влияние групповой формы на формирование и развитие учебной мотивации // Начальная школа. - 2004. - №11.- с. 35-38.
11. Гордеева Т.О. Мотивация школьников XXI века: практические советы. Методическое пособие - М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2022. - 135 с.
12. Гугучкина, Е. Е. Нестандартные уроки в начальной школе. // Учитель, 2001. №4.
13. Гуткина Н.И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы // Культурно-историческая психология. - 2017. - №4. - С.11-19.
14. Додина В.П. О развитии мотивации к обучению детей школьного возраста во время учебной деятельности / В.П. Додина, Л.М. Текеева // Образовательная система: вопросы теории и практики сборник научных трудов (Казань). - 2019. - С. 136-140.
15. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. 42 с....42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ