Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА
САМОПОНИМАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Сущность самопонимания в психологии 6
1.2. Особенности развития личности в подростковом возрасте 15
1.3. Структура самопонимания в подростковом возрасте 20
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОПОНИМАНИЯ
СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 27
2.1. Организация и методики исследования 27
2.2. Анализ результатов исследования самопонимания подростков 30
2.3. Методические рекомендации развития самопонимания подростков 41
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
На современном этапе развития на первый план выступает человек самостоятельный и ответственный в решении многих жизненных проблем, активный и инициативный в определении своего места и своего назначения в жизни, уверенный в себе. Формирование личности человека с данными характеристиками во многом зависит от его способности к самопониманию.
Желание понять себя, разобраться в своих мыслях, чувствах, в своей личности возникает практически у каждого человека. Реализация данного желания оказывает влияние на отношение человека к другим, самоотношение и самоуважение личности.
Поэтому необходимым является проведения изучения и анализа проблемы самопонимания личности растущего человека. Поэтому в современной психологии все больший интерес теоретиков и практиков приобретают исследования феномена самопонимания. Если в 2001 г.,
описывая основные направления изучения самопонимания, И.А. Романова с полным основанием констатировала, что «работ, посвященных анализу самопонимания в зарубежной психологии, немного», то на сегодняшний день ситуация существенно изменилась. В начале 21 века появились не только новые экспериментальные исследования, но целые новые направления изучения данного феномена.
Однако толкование данного понятия в современной психологии является неоднозначным, что порождает и значительное различие в подходах к проблеме самопонимания личности.
В современной психологической науке изучению сущности самосознания посвящены исследования Р. Бернса, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, К. Роджерса, А.Г. Спиркина, В.В. Столина,
И.И. Чесноковой и др., вопросы самопонимания рассматриваются в исследованиях В.В. Знакова, В.И. Пузько, И.А. Романовой.
исследователями рассматривается в большинстве случаев в юношеском возрасте. Так, характеристики самопонимания в старшем школьном возрасте рассматривает И.А. Монахова [3]; эмоциональный компонент самопонимания в юношеском возрасте изучает А.Ю. Агафонов [1]. Б.В. Кайгородовым также изучается проблема становления самопонимания в юношеском возрасте [2].
Проведенный анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что проблема самопонимания в большинстве случаев рассматривается в рамках изучения юношеского возраста в рамках профессионализации личности, однако слабо разработанной является проблема самопонимания подростков. В период подросткового становления личности происходит переход от комплексного мышления, характерного в основном для ребенка раннего возраста, к мышлению в понятиях, которое приводит к пониманию действительности, пониманию других и пониманию себя. Таким образом, понимание себя, своего внутреннего мира развивается и оформляется, с точки зрения Л.С. Выготского, только в подростковом возрасте вместе с образованием понятий.
Противоречивый, кризисный характер развития подростка, трудности самопонимания обусловлены культурно-историческими причинами, связанными с несовпадением сроков созревания отдельных сторон организма и личности ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Кон,
А.П. Краковский, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон, Д.И. Фельдштейн).
Таким образом, актуализируется проблема исследования особенностей самопонимания в подростковом возрасте.
Цель исследования - выявить особенности самопонимания в подростковом возрасте.
Объект исследования - самопонимание личности.
Предмет исследования - особенности самопонимания в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самопонимание в его структурных составляющих в подростковом возрасте будет различно в зависимости от уровня успеваемости подростков.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования.
1. Провести анализ понятия «самопонимание личности» в психологии.
2. Изучить особенности развития личности и самопонимания в подростковом возрасте.
3. Эмпирическим путем выявить особенности структурных составляющих самопонимания в подростковом возрасте.
4. Разработать методические рекомендации по развитию самопонимания подростков.
Теоретико-методологическая основа исследования.
• теория социального становления и развития личности в подростковом возрасте Д.И. Фельдштейна;
• положения о субъектности личности человека (С.Л. Рубинштейн, В.Э Чулновский, К.А. АЛьбуханова-Славская и др).
• положения о самопонимании в различных направлениях научной мысли (Г.Г. Гадамер, М.М. Бахтин, М.К. Мамардашвили, К. Роджерс,
A. Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Э. Эриксон, В.В. Знаков, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл, Б.В. Кайгородов, B.C. Библер, Б.Г. Юдин и др.);
• идеи психологии подросткового возраста (Л.С. Выготский,
B. В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, В.И. Слободчиков, Э. Эриксон и др.).
В работе использовались следующие методы исследования.
1. Теоретические: анализ, синтез и обобщение литературы по исследуемой проблеме.
2. Эмпирические: метод опроса, контент-анализ.
3. Методы математической обработки данных.
Методики исследования:
• методика исследования самоотношения, разработанная
C. Р. Пантелеевым и В.В. Столиным;
• тест по оценке уровня самоактуализации личности (САМОАЛ), адаптированный Н.Ф. Калиной;
• методика свободного самоописания М. Куна и Т. Макпартлэнда.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ г. Красноярска, в исследовании принимали участие 26 обучающихся 9-х классов в возрасте 1516 лет (средний возраст выборки - 15,2 лет).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Потребность понять себя, разобраться в своих мыслях, чувствах, намерениях возникает практически у каждого человека; реализация этой потребности влияет на отношение человека к другим, самоотношение и самоуважение. В связи с этим актуализируется необходимость изучения самопонимания растущего человека. Поэтому все больший интерес теоретиков и практиков приобретают исследования феномена самопонимания. Тем не менее, толкование данного понятия в современной психологии весьма неоднозначно, что порождает и значительное различие в подходах к исследованию указанного феномена.
Проблема самопонимания в большинстве случаев рассматривается в рамках изучения юношеского возраста, в рамках профессионализации личности, однако проблема самопонимания подростков является слабо разработанной, тем самым актуализирует проблему исследования особенностей самопознания в старшем подростковом возрасте.
Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить
особенности самопонимания подростков с разным уровнем успеваемости.
В результате исследования были получены данные, что вне зависимости от уровня успеваемости подростки: частично разделяют ценности самоактуализирующейся личности, но недостаточно выражено стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с окружающими людьми, подростки в некоторой степени чувствительны и сензитивны к собственным желаниям и потребностям, иногда в выраженности собственного вкуса ориентируются на мнение окружающих, а также раскрывают особенности отношения к своему «Я» в зависимости от степени адаптированности в ситуации. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности «Я» ослабевают.
Самопонимание успевающих в обучении подростков характеризуется следующими особенностями: подростки имеют хорошо осознаваемую позитивную «Я-концепцию», полностью открыты новым впечатлениям, выражена жажда нового, воспринимают себя принятыми окружающими людьми, более самоуверенны, в большей степени ощущают ценность собственной личности, положительно относятся к себе, у подростков обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих.
Самопонимание неуспевающих подростков характеризуется следующими особенностями: не совсем уверены в себе, слабо осознают позитивную «Я-концепцию», у них менее выражена заинтересованность в новых впечатлениях и открытии нового, избирательно воспринимают отношения окружающих к себе, считают, что некоторые действия и качества вызывают положительное отношение со стороны окружающих, а некоторые вызывают раздражение и непринятие, высоко оценивают некоторые свои уникальные качества, другие же качества - недооценивают, поэтому при замечании других людей ощущают свою личную несостоятельность, отношение к себе у неуспевающих подростков зависит от адаптированности в ситуации, при возникновении трудностей, препятствий подростки недооценивают свои успехи, готовы поставить себе в вину все свои промахи и неудачи, подростков (шкала самообвинение).
Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что у подростков в зависимости от школьной успеваемости самопонимание в его структурных составляющих является различным. Более высокие показатели самопонимания имеют подростки с высокой успеваемостью.
В качестве методических рекомендаций психологической службе нами предложено использование психологических игр в развитии самопонимания подростков: психологическая игра «Открой себя», трансформационная игра «Важное о себе...» И.Г. Бурдадиной, настольная психологическая игра «Угадай меня» А.Колендо-Смирновой и тренинговая программа с элементами арт-терапии для развития позитивного самоотношения, принятия сторон «Я» неуспевающих подростков.
1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста. М.: Академия,
2012. 237 с.
2. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2010. 18 с.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2014. 422 с.
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Психология личности. Под ред. Д.Я. Райгородского Самара, 2010. С. 128144.
5. Буякас Т.М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредствованной символами // Вопросы психологии. 2010. № 1. С. 96-108
6. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2013. 417 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2016. 199 с.
8. Геворкян Г.А. О проблеме понимания // Вопросы философии. 2000. № 11. С. 122-131.
9. Дмитриева Н.Ю. Кризисы детского возраста: воспитание подростков. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. 157 с.
10. Знаков В. В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия // Психологический журнал. 2010. Т. 21. № 2. С. 7-15.
11. Казанская В.Г. Психологические особенности кризисов подростка. М.: ИНФРА-М, 2014. 200 с.
12. Кайгородов Б.В. Самопонимание и его место в структуре самосознания // Мир психологии. 1997. № 1. С. 129-132.
13. Кайгородов Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте: дисс.. д-ра психол. наук. Астрахань, 2012. 310 с
14. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.
15. Кон И.С. Открытие «Я». Рига: Авотс, 2012. 336 с....33