Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы развития саморегуляции младшего школьника 7
§ 1.1. Подходы к пониманию понятия "саморегуляция" в научной
литературе 7
§ 1.2. Психологические особенности саморегуляции младшего
школьника 12
§ 1.3. Способы развития саморегуляции у младшего школьника 25
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей саморегуляции младшего школьника 32
§ 2.1. Методическая организация исследования 32
§ 2.2. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение 35
§ 2.3. Методические рекомендации, направленные на развитие саморегуляции младшего школьника 39
Выводы по главе 2 45
Заключение 46
Список литературы 47
Приложения 51
Современный мир характеризуется резкими социальными изменениями, ускорением процессов развития в обществе, что задаёт определённые требования как к личности, так и, в общем, к системе образования. Общемировые процессы, связанные с нарастанием социального напряжения и тревожности, увеличение объёма информации негативно влияют на человека. В этих условиях наиболее незащищёнными являются дети, которые особенно восприимчивы к внешним воздействиям. Детям очень трудно ориентироваться в потоке противоречивой информации, что выражается в эмоциональном, психическом и физическом перенапряжении.
На сегодняшний день портрет личности, исходя из актуальных условий, таков - активная, жизнеспособная, умеющая учитывать и эффективно реагировать на меняющиеся условия действительности, формулировать на основе жизненные цели, намечать жизненную перспективу. Вместе с тем развитие личности происходит в ситуации неопределённости. Актуальным становится проблема саморегуляции в стрессовых ситуациях, выбора эффективной стратегии поведения для разрешения жизненных трудностей.
Младший школьный возраст считается наиболее важным периодом детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. В этом возрасте происходит смена стиля и образа жизни: новая социальная роль, в школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определённый социальный статус. Меняются интересы, ценности, восприятие своего места в системе отношений.
У младшего школьника развиваются психологические и двигательные функции, происходит сохранение и развитие потребностей в активной деятельности, «пуск» механизмов развития всех способностей ребёнка.
Регуляция функциональных состояний, индивидуальных особенностей саморегуляции произвольной активности, поведение и деятельность человека, когнитивная, личностная, эмоционально-волевая регуляция, индивидуальные стили регуляции и реализация различных видов произвольной активности, - всё это как фундамент психологической саморегуляции, закладывается в детском возрасте.
Подходы к изучению проблемы саморегуляции отражены в работах Л.В. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.К. Осницкого, О.А. Конопкина, В.И. Моросановой и др. О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий понимают саморегуляцию как внутреннюю целенаправленную активность человека, которая реализуется за счёт системного участия различных явлений и уровней психики.
По мнению В.И. Моросановой, в широком смысле слова саморегуляция - это процесс, «системно организованный по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей».
В узком смысле под саморегуляцией понимаются действия регулирования собственной деятельности, которые проявляются в ситуации выбора различных способов реализации своей активности в зависимости от поставленных целей и задач, условий, особенностей личности. «Саморегуляция - произвольная регуляция познавательной деятельности (внутренняя волевая регуляция)». Артюхова
Однако следует отметить, что возможная зависимость успеваемости и дисциплины от саморегуляции в данных исследованиях освещена, на наш взгляд, недостаточно.
Способность к саморегуляции играет важную роль в организации сложных форм произвольной деятельности, к которым, в первую очередь, относится учение. Для осуществления учебной деятельности необходимы умения сосредоточить внимание, активно воспринимать и запоминать информацию, предварительно ориентироваться в условиях задания и продумывать ход решения, сверять полученный результат с заданным образцом и предъявленными условиями.
Отсюда возникает противоречие между потенциальным влиянием саморегуляции на успешность учебной деятельности и недостаточной научной разработанностью данного вопроса.
Цель исследования: на основании изучения волевой сферы младшего школьника проанализировать особенности саморегуляции у младших школьников и составить методические рекомендации по её развитию.
Объект исследования: волевая сфера младшего школьника.
Предмет исследования: особенности развития саморегуляции в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать особенности саморегуляции в младшем школьном возрасте.
3. Изучить возможности развития саморегуляции младшего
школьника.
4. Подобрать диагностирующий комплекс для изучения
саморегуляции младшего школьника.
5. Провести констатирующий эксперимент по выявлению уровня саморегуляции младшего школьника.
6. Разработать методические рекомендации по развитию саморегуляции младшего школьника.
Гипотеза: мы предполагаем, что саморегуляция младшего школьника имеет особенности и проявляется через:
1. умение выделять промежуточные цели, но неумение давать отчёт о своих действиях и осуществлять целенаправленные.
2. Недостаточный сознательный контроль своих действий.
3. неспособность к рефлексии, неумение ставить новые учебные задачи.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы.
2. Проективный метод.
3. Контент-анализ.
4. Эксперимент.
5. Количественный и качественный анализ данных.
Эксперимент проводился на базе Гимназии №5, г. Красноярска. В качестве экспериментальной группы выступили учащиеся 2 класса, в количестве 24 человек.
Данная работа освещает актуальную в психологии проблему - развитие саморегуляции у учащихся младшего школьного возраста. В работе содержатся как теоретические аспекты изучения саморегуляции, так и описание организации, проведения и результатов эмпирического исследования особенностей саморегуляции у младших школьников.
В первой главе данной работы мы рассмотрели состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализировали особенности саморегуляции младших школьников. Дали определение понятию «саморегуляция», психологическим особенностям саморегуляции.
Во второй главе была проведена опытно-экспериментальная работа по определению уровня развития саморегуляции у младших школьников и её компонентов - целеполагание, самоконтроль, рефлексия.
При подборке диагностического комплекса мы опирались на задачи исследования. Использовались такие диагностические методики как: «Диагностика сформированности действий целеполагания» З.А. Кокарева, Л.П. Никитина, Л.С. Секретарева, методика «Рисование по точкам» А.Л. Венгер, методика «Диктант для робота» М.П. Романеева, Л.А. Суховерша, Г.А. Цукерман.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы выявили необходимость разработки рекомендаций по развитию уровня саморегуляции младших школьников.
Завершая наше исследование, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась. Используя рекомендации, педагог может повысить уровень саморегуляции у младших школьников.
1. Артюхова И.С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.
2. Агапов B.C. Методологические вопросы теории Я-концепции личности: учебно-методическое пособие. М.: Гос. ун-т управления, 2009 215
3. Айдаева М.Н. Факторы становления самооценки младших школьников / Интелллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2013 № 18 С.58-62.
4. Алентьева Е.И., Курбангалиева Ю.Ю., Дубченкова Н.О. Формирование адекватной самооценки у младших школьников // Гуманитарные исследования. 2014 №4(52). С.113-118.
5. Альбуханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. - М.: ИП РАН, 2010. - 373 с.
6. Амонашвили Ш.А., Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников. М.: Педагогика, 2004
7. Андреева М.Н. Организационно-педагогические задачи формирования самооценки младших школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007 №12-1(56). С.214-217.
8. Архиреева Т.В., Щетинина А.М. Школьная успеваемость как условие развития самооценки академической компетентности у детей младшего школьного возраста // Психология обучения. 2008 №7. С.17-27.
9. Аспер К. Внутренний ребёнок и самооценка. М.: Добросвет, 2008
10. Афанасенко Л.С. Самооценка младших школьников из многодетных семей // Достижения вузовской науки. 2014 №8. С.134-139.
11. Бабич О.М. Методы саморегуляции и психологической разгрузки. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008. - 40с.
12. Баймухаметова В.Р., Николаев Е.В. Особенности исследования уровня адекватной самооценки младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016 №9-3. С.44710
13. Балбаева А.Е., Дубченкова Н.О., Лупанова Е.Е. Адекватная самооценка младших школьников и условия ее формирования // Национальная ассоциация ученых. 2015 №3-2(8). С.43-46.
14. Белан Е.А. Психология совладающего поведения. - Краснодар, 2008. - 82с.
15. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2009. - 317 с....50