ВВЕДЕНИЕ 3
1. Тьюторское сопровождение старшеклассников при подготовке к
интеллектуальным соревнованиям 7
1.1. Задачи тьютора при подготовке ученика к интеллектуальным
соревнованиям 7
1.2. Беседа как инструмент работы тьютора 20
Вывод по главе 1 29
2. Выявление ресурсов города Красноярска для подготовки
интеллектуальным соревнованиям 32
2.1. Разработка беседы с победителями интеллектуальных
соревнований высокого уровня 32
2.2. Ресурсы Красноярска для подготовки к интеллектуальным
соревнованиям высокого уровня 39
2.3. Разработка беседы «тьюторское сопровождение индивидуального
запроса тьюторанта» 45
Вывод по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ А -И 66-113
Актуальность. Участие в интеллектуальных соревнованиях становятся все более популярным у школьников России на всех ступенях обучения, но в большей степени к осознанному участию в олимпиадах идут старшеклассники, так как успехи участников позволяли заявить о себе в школе, в стране, что говорит о творческом и интеллектуальном потенциале. Победы в олимпиадах предоставляют возможность поступления в ВУЗы без вступительных испытаний, что играет немало важную роль для «масштабирования» своей будущей деятельности.
О значении интеллектуальных соревнований в Российской Федерации отмечено в следующих нормативных документах: Постановления Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. №1239 «Об утверждении «Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»; Приказа Министерства образования и науки России от 04 апреля 2014 г. №267 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников»; Федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16), приказа Главного управления образования г. Красноярска от 05.02.2020 № 65/п «Об утверждении плана интеллектуальных соревнований на 2020».
Подготовке школьникам к олимпиадам и конференциям посвящены работы методистов и исследователей в области образования. Идеи тьюторского сопровождения школьников в процессе подготовки к интеллектуальным соревнованиям, а также понятие «интеллектуальные соревнования» рассматриваются в работах К. А. Руцкой, М. С. Аверкова, Н. А. Фроловой и др. Методические аспекты подготовки к интеллектуальным соревнованиям представлены в статьях Т. Г. Гдалиной и Д. А. Гдалина. Приёмы тьюторского сопровождения школьников, ориентированные на достижение учениками личностно-значимых и выдающихся результатов описаны в работах И. А. Африн, Н. Г. Белова, А. А. Ткаченко, А. А. Попов, П. П. Глухов и др. Принципы тьюторского сопровождения описывается в работах Т. М. Ковалевой. В работах А. В. Золотарева, Е. Н. Лекомцева, А.Л. Пикина описывает тьюторское сопровождение одаренных старшеклассников. В своей работе А. О. Келдибекова., И. У. Закиров., Ж. А. Жакыпова отмечают, что интеллектуальные соревнования являются возможностью для участников оценить и сравнить уровень своих достижений в той или иной предметной области с успехами других, подготовиться к дальнейшему изучению предмета в ВУЗ [14].
В ситуации подготовки к интеллектуальным соревнованиям, тьюторская позиция может заключаться в том, чтобы организовать и мотивировать учащегося в приобретении новых знаний, умений и навыков, организовать условия для реализации его индивидуальной образовательной программы. Тьютор способен создать такую среду для тьюторанта, чтобы она обеспечивала условия для принятия обучающимся оптимальных решений в различных ситуациях образовательного выбора. В отличие от учителя тьютор помогает сориентироваться в предметной культуре.
...
Работа посвящена описанию специфики тьюторского аспекта работы в процессе подготовки старшеклассников к интеллектуальным соревнованиям высокого уровня.
Можно отметить то, что участие в интеллектуальных соревнованиях является качественной предметной пробой для старшеклассника для выявления собственного интереса. В достоверности данного вывода могут говорить полученные стенограммы победителей олимпиад, где они сами отмечали, что пришли учувствовать в олимпиады ради интереса и пробы своих сил в предмете. В нашем случае беседа помогла им проанализировать то, с чего они начинали свой путь по достижению высоких результатов.
В параграфе 1.1. выделены задачи тьюторского сопровождения старшеклассников при подготовке к интеллектуальным соревнованиям в образовательной среде города. Термин «интеллектуальные соревнования» был обозначен в работе К. А. Руцкой, Н. А. Фроловой, М. С. Аверкова [29]. Также путем изучения нормативных документов выделено, что интеллектуальные соревнования разделяются по трем уровням, по которым определяется сложность конкурса. Были рассмотрены и проанализированные два алгоритма подготовки к интеллектуальным соревнования, из которых не совсем понятно как ребенок входит в процесс подготовки. При этом можно сделать предположение, что задачи тьютора состоят в организации целеполагания с учеников его осознанного участия в интеллектуальных соревнованиях, в том числе, соревнованиях высокого уровня, мотивации в процессе подготовки через обращение к поставленным целям. Такой подход позволит: осознать старшекласснику значимость участия в интеллектуальных соревнованиях разного уровня; выделить собственную стратегию подготовки за счёт расширения для старшеклассника спектра возможных ресурсов, востребованных при подготовке к интеллектуальным соревнованиям высокого уровня; и учитывать собственные ресурсы старшекласснику с учетом его индивидуальных характеристик при подготовке к интеллектуальным соревнованиям высокого уровня.
Были выделены характеристики олимпиады ВсОШ, которая состоит из четырёх базовых этапов (школьный, муниципальный, региональный, заключительный (российский)). Рассмотрены характеристики современного подростка. Было также показано, что подготовка к олимпиаде включает в себя предметную подготовку («нарешивание» задач, освоение предметных способов), мотивационную подготовку, которая заключается в постановке собственных целей участником олимпиады (научиться чему-либо, достичь определённого результата и тд), навигационную подготовку - информирование о ресурсах и способах подготовки, построение стратегии подготовки и участия в последовательности интеллектуальных соревнований.
В параграфе 1.2. были выделены типы бесед. Наша разработка является полустандартизированной беседой. Такая беседа соединяет в себе стандартизированную беседу и свободную. Среди многообразия типов вопросов мы выделили вопросы на понимании, вопросы на уточнение и вопросы на проблематизацию. Данные виды вопросов способствуют к организации продуктивной беседы, исключая формальные ответы на вопросы из ряда «да» и «нет».
При изучении источников были выделены этапы проведения беседы и типы вопросов, которые необходимы для разработки сценария беседы со старшеклассниками. Цель предполагаемой беседы заключается в том, что с одной стороны, необходимо обратиться к опыту участия старшеклассника в олимпиадах. С другой стороны, показать, спектр целевых ориентиров, возможных ресурсов при подготовке к интеллектуальным соревнованиям, в том числе, соревнованиям высокого уровня.
...
1) Антипова, О. В., Игдырова, С. В., Мукминов, Р. Р. Предметные олимпиады как фактор одарённости учащейся молодежи в условиях взаимодействия учреждений дополнительного образования и высшей школы / О. В. Антипова, С. В. Игдырова, Р. Р. Мукминов // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-5. - С. 9-16.
2) Байбородова, Л. В., Чернявская, А. П., Ансимова, Н. П.
Организация психолого-педагогического исследования: учебное пособие / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская, Н. П. Ансимова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - 331с.
3) Бойко, Д. В., Силкина, М. П. Беседа как метод психологопедагогического исследования / Д. В. Бойко, М. П. Силкина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2020.- №1. - С. 148-151.
4) Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории / А. А. Бочавер, А. В. Жилинская, К. Д. Хломов // Современная зарубежная психология. 2016 Том 5 № 2 С. 31-38.
5) Бочавер, А. А., Хломов, К. Д., Корнеев, А. А., Жилинская, А. В. Как подростки слышат советы родителей о будущем? / А. А. Бочавер, А. В. Жилинская, К. Д. Хломов // Социальная психология и общество. - 2019. - Т.10. - № 2 - С. 157—174.
6) Бурмакина, И. А. Современные подходы педагогического сопровождения: помощь, поддержка, тьюторское сопровождение / И. А. Бурмакина // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: идея и реализация функции посредничества. Материалы XI Международной научно-практической конференции (XXIII Всероссийской конференции) 3031 октября 2018 г. - 2018 - С.113-118.
7) Веремеенко, А. Подготовка к предметным олимпиадам: взгляд учителя / А. Веремеенко // Сетевой научно-методический журнал
«Современное дополнительное профессиональное педагогическое
образование». -2015. - №1.- С. 89.
8) Гаспаришвили, А. Т., Крухмалева, О. В. Наставничество как социальный феномен: современные вызовы и новые реалии / А. Т. Гаспаришвили, О. В. Крухмалева // Народное образование. - 2019. - №5. - С.109-115.
9) Гдалина, Т. Г., Гдалин, Д. А., Интеллектуальные соревнования школьников как форма выявления и поддержки талантливой молодежи/ Т. Г. Гдалина, Д. А. Гдалин / Universum: Вестник Герценовского университета. - 2013.-№ 4.- С. 138-148.
10) Деловое общение / Е. Е. Лысенко, О. С. Нестерова, - М: ФГОУ ВПО МГАУ, 2011. - 99 с.
11) Записки тьюторов. Опыт школы «Золотое сечение» / И. А. Африн, Н. Г. Белова, Г. А. Кукуджанова [и др.]. - М.: Линка-Пресс, 2020. - 104 с.
12) Зинова, Е. А. Роль интеллектуальных соревнований в системе оценивания процесса и результатов развития одаренности ученика в современной школе / Е.А. Зинова / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.-. 2016.-№9-1. - С.197-203.
13) Игнатьева, Д. А. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в период участия во Всероссийской олимпиаде школьников (обществознание) / Д. А. Игнатьева // Педагогика и психология: перспективы развития: материалы VIII Международная научно практическая конференция (Чебоксары, 31 мая 2019 г.). - С. 93-96.
14) Келдибекова, А. О. Влияние интернет ресурсов на формирование позитивного опыта участия школьников в интеллектуальных соревнованиях/А. О. Келдибекова, И. У. Закиров., Ж. А. Жакыпова/ Мир педагогики и психологии .- 2019.- №1(30).- С. 65-75.
15) Козлова, Т. Л. Технология подготовки учащихся
общеобразовательных учебных заведений к олимпиадам по химии / Т. Л. Козлова // Инновационные процессы в химическом образовании в контексте современной образовательной политики Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под ред. Г.В. Лисичкина. - 2017. - С. 92-96.
... всего 39 источников