Реферат 3
Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования познавательных учебных
действий 8
1.1 Анализ темы исследования в психолого-педагогической
литературе 8
1.2 Игра, игровые обучающие ситуации, игровые технологии 14
2 Методические рекомендации по формированию познавательных
учебных действий 24
2.1 Организация и методы исследования. Анализ и интерпретация
результатов диагностики уровня сформированное™ познавательных учебных действий 24
2.2 Методические рекомендации по формированию познавательных учебных действий у обучающихся посредством игровых технологий
на уроках математики в основной школе 29
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А Диагностические задания 51
Приложение Б Диагностическая карта формирования познавательных учебных действий (5-6 классы) 53
Современная система образования, выдвигает несколько задач, одна из которых включает в себя процесс формирования универсальных учебных действий, обеспечивающие обучающихся умением учиться. В общеобразовательной системе теория формирования универсальных учебных действий отражает потребность ранее не известных общественных запросов, сопутствующих процессу перехода нашего государства с промышленного к постиндустриальному информационному обществу, что предполагает присутствие необходимого багажа знания, а также значительного инновационного потенциала. Исходя из этого перед образованием стоит цель общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, которое содержало бы усвоение обучающимися ключевой компетенции - умения учиться.
Все вышесказанное подтверждает актуальность темы данной работы «Формирование познавательных учебных действий у обучающихся посредством игровых технологий в основной школе».
Цель исследования - рассмотреть формирование познавательных учебных действий у обучающихся посредством игровых технологий в основной школе.
Объект исследования - процесс обучения в основной школе.
Предмет исследования - познавательные универсальные учебные действия у обучающихся.
Основные задачи исследования:
1. Охарактеризовать познавательные универсальные учебные действия обучающихся в основной школе.
2. Проанализировать и подобрать игровые технологии, игры, игровые обучающие ситуации, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках математики.
3. Организовать констатирующий эксперимент, с целью выявления уровня сформированное™ познавательных учебных действий у обучающихся 5-6 классов.
4. На основе констатирующего эксперимента разработать методические рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся посредством игровых технологий на уроках математики в основной школе.
Методической основой выступили труды отечественных ученых: Л.В. Байбородова, А.Г. Асмолова, Г.К. Селевко.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ учебной и учебно -методической литературы.
2. Обобщение передового педагогического опыта.
3. Метод сбора эмпирических данных: беседа, письменный опрос.
4. Методы интерпретации и описание данных: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь - декабрь 2020) - анализ литературы по теме исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач. Подготовка экспериментального исследования.
2 этап (январь - февраль 2021) - организация и проведение экспериментального исследования. Анализ и интерпретация результатов диагностики уровня сформированное™ познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в 5-6 классов.
3 этап (март- апрель 2021) - разработка методических рекомендаций по формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся в 5-6 классов посредством игровых технологий на уроках математики.
4 этап (май 2021) - подготовка выпускной квалификационной работы.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №5 города Лесосибирска».
...
Проанализировав учебную литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что существуют различные трактовки понятия «познавательных универсальных учебных действий». После проведенного анализа определения, в своей работе под познавательными универсальными учебными действиями будем понимать умственные действиями, направленные на планирование, осуществление анализа своей деятельности и управлению ею, на основе способов деятельности, используемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (Асмолов А.Г.).
Исходя из анализа теоретических подходов разных авторов, а именно Л.В. Байбородова, А.Г. Асмолова, Г.К. Селевко, мы пришли к выводу, что игровая технология представляет собой целостный процесс, который в свою очередь охватывает определенную часть учебного процесса, также объеденное общим содержанием. У обучающихся посредством игровых технологий формируются умения ориентироваться в основных математических понятиях, структурировать знания, моделировать, систематизировать, анализировать, синтезировать, осуществлять классификацию, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать проблему, а значит формируются познавательные учебные действия у обучающихся.
По теме выпускной квалификационной работы нами был разработан и проведен констатирующий эксперимент, с целью выявления уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся и разработке методических рекомендаций для учителей.
Констатирующий эксперимент был организован в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Основной общеобразовательной школы №5 города Лесосибирска».
В процессе констатирующего эксперимента были выявлены уровни сформированности познавательные универсальные учебные действия у обучающихся. Результаты диагностики показали, что высокий уровень сформированности познавательных учебных действий был выявлен у 7% учащихся. Они умеют строить модель по заданным данным, самостоятельно ориентируются в математических понятиях, выделяют и формулируют проблему, умеет назвать существенные признаки объектов и осуществляет классификацию, а также умеют находить в действиях причину и следствие. Средний уровень был выявлен у 25% учащихся, то есть данные учащиеся частично обладают теми же умения, как у учащихся с высоким уровнем, но только с помощи со стороны учителя или одноклассников. Низкий уровень у 68% учащихся, следовательно, у данных учащихся не умеют ориентироваться в основных математических понятиях, не могут находить и формулировать проблему, а также не могут представлять информацию в виде модели.
Для изменения уровня сформированное™ умений у учащихся, нами были разработаны методические рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся посредством игровых технологий на уроках математики в основной школе.
Разработанные конспекты уроков, с учетом методических рекомендаций, направленных на формирование познавательных учебных действий посредством игровых технологий, могут быть использованы учителями-предметниками и студентами в период прохождения практики, а также при написании курсовых работ.
В результате исследования цель была достигнута, поставленные задачи решены.
1. Аникеева, Н.П. Книга для учителя : учебник / Н.П. Аникеева. - Москва : Просвещение, 2007. - 240 с.
2. Анисимова, Н.П. Проблемы качества педагогического образования на современном этапе его модернизации : учебник / Н.П. Анисимова. - Санкт-Петербург : РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 261 с.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в основной школе. От действия к мысли : пособие для учителей /
A. Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, Н.А. Володарская. - Москва : Просвещение, 2011. - 152 с.
4. Байбородова, Л. В. Педагогические технологии. Образовательные технологии : учебник и практикум / Л.В. Байбородова. - Москва : Юрайт, 2018. - 258 с.
5. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии : учебник /
B. П. Беспалько. - Москва : Педагогика, 1989. - 189 с.
6. Боженкова, Л.И. Формирование УУД в обучении математике : типовые задания / Л.И. Боженкова. - Москва : МИГУ, 2017. - 140 с.
7. Василенко, Т.В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов : учебное пособие / Т.В. Василенко. - Москва : Грамотей, 2018. - 32 с.
8. Вербицкий, А.А. Игровое моделирование : методология и практика /
А.А. Вербицкий; под. ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск : Наука, 1997. - 238 с.
9. Выготский, Л.С. Лекции по психологии : учебник / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург : Союз, 2017. - 144 с.
10. Газман, О.С. В школу - с игрой : учебник / О.С. Газман. - Москва : Просвещение, 2018. - 150 с.
11. Ельцова, О.М. Игровые обучающие ситуации - нетрадиционная форма речевой работы со школьниками : учебное пособие / О.М. Ельцова, А.И. Терехова. - Москва : Просвещение, 2011. - 250 с.
12. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании : методическое пособие / Т.В. Емельянова, Г. А. Медяник. - Тольятти : ТГУ, 2015. - 189 с.
13. Есырева, А.П. Учите играя : учебник / А.П. Есырева. - Москва : Просвещение, 1988. - 321 с.
14. Зайцев, В.С. Современные педагогические технологии : учебное пособие / В.С. Зайцев. - Челябинск : ЧГПУ, 2018. - 411 с.
15. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики : учебник /
В.П. Зинченко. - Москва : Гардарики, 2017. - 345 с.
... всего 51 источников