Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством народной сказки (Удмуртский государственный университет (Филиал в г. Воткинске))
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №20» (г. Воткинск).
Выборка: 40 детей старшего дошкольного возраста.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ СКАЗКИ 5
1.1. Характеристика понятия «речевое творчество» у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Процесс развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста 21
1.3. Народная сказка как средство развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста 25
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ СКАЗКИ 35
2.1. Изучение уровня развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Применение комплекса мероприятий с использованием удмуртских народных сказок, направленных на развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста 43
2.3. Повторная диагностика уровня развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста и анализ полученных результатов 43
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
База исследования: МБДОУ «Детский сад №20» (г. Воткинск).
Выборка: 40 детей старшего дошкольного возраста.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ СКАЗКИ 5
1.1. Характеристика понятия «речевое творчество» у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Процесс развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста 21
1.3. Народная сказка как средство развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста 25
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ СКАЗКИ 35
2.1. Изучение уровня развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Применение комплекса мероприятий с использованием удмуртских народных сказок, направленных на развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста 43
2.3. Повторная диагностика уровня развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста и анализ полученных результатов 43
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования декларирует необходимость развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (ФГОС ДО) [32, с.6]. В связи с этим задача развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством народной сказки приобретает особую значимость. Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве и, в частности, в области сочинительства удмуртских народных сказок.
Анализ научно-педагогической и методической литературы по проблеме речевого творчества (речетворчества) или словесных сочинений свидетельствует о том, что оно не возникает само по себе. В его основе лежит восприятие художественных произведений литературы, фольклора [2, c. 18]. Особое место в словотворческом процессе занимает по праву удмуртский фольклор, а точнее, – один из самых замечательных его жанров – народная сказка.
Объект исследования: процесс развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий с использованием удмуртских народных сказок по развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически применить комплекс мероприятий с использованием удмуртских народных сказок как средство развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством удмуртской народной сказки.
2. Провести первичную и повторную диагностику уровня развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
3. Составить и применить комплекс мероприятий с использованием удмуртских народных сказок по развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: применение комплекса мероприятий с использованием удмуртских народных сказок будет способствовать результативному развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования работы заключается в составлении и применении комплекса мероприятий по развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством удмуртской народной сказки и применении его воспитателями МБДОУ «Детский сад №20» города Воткинска.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть применимы в работе воспитателей МБДОУ «Детский сад №20» города Воткинска, работающими с детьми старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: дипломная работа подготовлена на 61 страницах печатного текста, состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложения.
Анализ научно-педагогической и методической литературы по проблеме речевого творчества (речетворчества) или словесных сочинений свидетельствует о том, что оно не возникает само по себе. В его основе лежит восприятие художественных произведений литературы, фольклора [2, c. 18]. Особое место в словотворческом процессе занимает по праву удмуртский фольклор, а точнее, – один из самых замечательных его жанров – народная сказка.
Объект исследования: процесс развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий с использованием удмуртских народных сказок по развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически применить комплекс мероприятий с использованием удмуртских народных сказок как средство развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством удмуртской народной сказки.
2. Провести первичную и повторную диагностику уровня развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
3. Составить и применить комплекс мероприятий с использованием удмуртских народных сказок по развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: применение комплекса мероприятий с использованием удмуртских народных сказок будет способствовать результативному развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования работы заключается в составлении и применении комплекса мероприятий по развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством удмуртской народной сказки и применении его воспитателями МБДОУ «Детский сад №20» города Воткинска.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть применимы в работе воспитателей МБДОУ «Детский сад №20» города Воткинска, работающими с детьми старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: дипломная работа подготовлена на 61 страницах печатного текста, состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложения.
При решении первой задачи было выявлено, что под термином «рече-вое творчество» подразумевается речевая деятельность детей старшего до-школьного возраста, которая связана с восприятием произведений фольклора и авторской детской литературы. Эта деятельность выражается в создании но-вой сказки.
Анализ психолого-педагогической литературы выявляет множество видов речевого творчества, проявляемой детьми дошкольного возраста. Это включает в себя процессы создания новых слов - словотворчество, пересказ собственными словами содержания сказок и рассказов, оригинальное конструирование рассказов через придумывание уникальных историй или переосмысление уже известных, поэтическое творчество, включая авторские стихи, игривые частушки, вымышленные рассказы и создание загадок, а также разработку сценариев для ролевых и театральных представлений.
Для решения второй задачи была проведена диагностика уровня развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста. Местом проведения данного эмпирического изучения выступило Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, именуемое «Детский сад № 20», расположенное в городе Воткинске, который находится в составе Удмуртской Республики.
После проведения исследовательского эксперимента было выявлено, что показатели контрольной группы детей из старшей группы «Солнышки» оставались неизменными, в то время как у старших дошкольников группы «Почемучки», определенной как экспериментальная, зафиксирован значительный прогресс в итогах. Данные результаты подтверждают положительное воздействие использования комплекса мероприйтий с использованием удмуртских народных сказок у детей старшего дошкольного возраста по развитию речевого творчества.
В процессе решения третьей задачи было выявлено, что проведение комплекса мероприятий с использованием удмуртских народных сказок у детей старшего дошкольного возраста, представляет собой результативный инструмент в развитии речевого творчества. Удмуртские народные сказки обладают уникальным набором качеств, делающих их особенно ценными для речевого и когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста. Удмуртские народные сказки демонстрируют богатство и выразительность языка через использование ярких и образных выражений, метафор, эпитетов и сравнений. Это способствует обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста и формированию их способности к использованию разнообразных языковых средств для выражения своих мыслей и чувств.
Поцесс развития речевого творчества проходит через несколько этапов. На первом этапе происходит накопление опыта, где воспитатель играет роль в организации жизненных наблюдений, влияющих на творческий процесс детей старшего дошкольного возраста. На втором этапе начинается активное творчество, при котором дети старшего дошкольного возраста разрабатывают замысел и ищут художественные средства для его реализации. Третий этап характеризуется появлением новой сказки, и дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес к ее качеству, стремясь завершить творческий процесс.
Важным аспектом развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста является анализ результатов взрослыми и их заинтересованность в процессе.
Гипотеза исследования о том, что применение комплекса мероприятий с использованием народных сказок будет способствовать результативному развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.
Анализ психолого-педагогической литературы выявляет множество видов речевого творчества, проявляемой детьми дошкольного возраста. Это включает в себя процессы создания новых слов - словотворчество, пересказ собственными словами содержания сказок и рассказов, оригинальное конструирование рассказов через придумывание уникальных историй или переосмысление уже известных, поэтическое творчество, включая авторские стихи, игривые частушки, вымышленные рассказы и создание загадок, а также разработку сценариев для ролевых и театральных представлений.
Для решения второй задачи была проведена диагностика уровня развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста. Местом проведения данного эмпирического изучения выступило Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, именуемое «Детский сад № 20», расположенное в городе Воткинске, который находится в составе Удмуртской Республики.
После проведения исследовательского эксперимента было выявлено, что показатели контрольной группы детей из старшей группы «Солнышки» оставались неизменными, в то время как у старших дошкольников группы «Почемучки», определенной как экспериментальная, зафиксирован значительный прогресс в итогах. Данные результаты подтверждают положительное воздействие использования комплекса мероприйтий с использованием удмуртских народных сказок у детей старшего дошкольного возраста по развитию речевого творчества.
В процессе решения третьей задачи было выявлено, что проведение комплекса мероприятий с использованием удмуртских народных сказок у детей старшего дошкольного возраста, представляет собой результативный инструмент в развитии речевого творчества. Удмуртские народные сказки обладают уникальным набором качеств, делающих их особенно ценными для речевого и когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста. Удмуртские народные сказки демонстрируют богатство и выразительность языка через использование ярких и образных выражений, метафор, эпитетов и сравнений. Это способствует обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста и формированию их способности к использованию разнообразных языковых средств для выражения своих мыслей и чувств.
Поцесс развития речевого творчества проходит через несколько этапов. На первом этапе происходит накопление опыта, где воспитатель играет роль в организации жизненных наблюдений, влияющих на творческий процесс детей старшего дошкольного возраста. На втором этапе начинается активное творчество, при котором дети старшего дошкольного возраста разрабатывают замысел и ищут художественные средства для его реализации. Третий этап характеризуется появлением новой сказки, и дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес к ее качеству, стремясь завершить творческий процесс.
Важным аспектом развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста является анализ результатов взрослыми и их заинтересованность в процессе.
Гипотеза исследования о том, что применение комплекса мероприятий с использованием народных сказок будет способствовать результативному развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.



