Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством народной сказки (Удмуртский государственный университет (Филиал в г. Воткинске))
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №20» (г. Воткинск).
Выборка: 40 детей старшего дошкольного возраста.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ СКАЗКИ 5
1.1. Характеристика понятия «речевое творчество» у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Процесс развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста 21
1.3. Народная сказка как средство развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста 25
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ СКАЗКИ 35
2.1. Изучение уровня развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Применение комплекса мероприятий с использованием удмуртских народных сказок, направленных на развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста 43
2.3. Повторная диагностика уровня развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста и анализ полученных результатов 43
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования декларирует необходимость развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (ФГОС ДО) [32, с.6]. В связи с этим задача развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством народной сказки приобретает особую значимость. Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве и, в частности, в области сочинительства удмуртских народных сказок.
Анализ научно-педагогической и методической литературы по проблеме речевого творчества (речетворчества) или словесных сочинений свидетельствует о том, что оно не возникает само по себе. В его основе лежит восприятие художественных произведений литературы, фольклора [2, c. 18]. Особое место в словотворческом процессе занимает по праву удмуртский фольклор, а точнее, – один из самых замечательных его жанров – народная сказка.
Объект исследования: процесс развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий с использованием удмуртских народных сказок по развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически применить комплекс мероприятий с использованием удмуртских народных сказок как средство развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством удмуртской народной сказки.
2. Провести первичную и повторную диагностику уровня развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
3. Составить и применить комплекс мероприятий с использованием удмуртских народных сказок по развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: применение комплекса мероприятий с использованием удмуртских народных сказок будет способствовать результативному развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования работы заключается в составлении и применении комплекса мероприятий по развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством удмуртской народной сказки и применении его воспитателями МБДОУ «Детский сад №20» города Воткинска.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть применимы в работе воспитателей МБДОУ «Детский сад №20» города Воткинска, работающими с детьми старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: дипломная работа подготовлена на 61 страницах печатного текста, состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложения.
При решении первой задачи было выявлено, что под термином «рече-вое творчество» подразумевается речевая деятельность детей старшего до-школьного возраста, которая связана с восприятием произведений фольклора и авторской детской литературы. Эта деятельность выражается в создании но-вой сказки.
Анализ психолого-педагогической литературы выявляет множество видов речевого творчества, проявляемой детьми дошкольного возраста. Это включает в себя процессы создания новых слов - словотворчество, пересказ собственными словами содержания сказок и рассказов, оригинальное конструирование рассказов через придумывание уникальных историй или переосмысление уже известных, поэтическое творчество, включая авторские стихи, игривые частушки, вымышленные рассказы и создание загадок, а также разработку сценариев для ролевых и театральных представлений.
Для решения второй задачи была проведена диагностика уровня развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста. Местом проведения данного эмпирического изучения выступило Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, именуемое «Детский сад № 20», расположенное в городе Воткинске, который находится в составе Удмуртской Республики.
После проведения исследовательского эксперимента было выявлено, что показатели контрольной группы детей из старшей группы «Солнышки» оставались неизменными, в то время как у старших дошкольников группы «Почемучки», определенной как экспериментальная, зафиксирован значительный прогресс в итогах. Данные результаты подтверждают положительное воздействие использования комплекса мероприйтий с использованием удмуртских народных сказок у детей старшего дошкольного возраста по развитию речевого творчества.
В процессе решения третьей задачи было выявлено, что проведение комплекса мероприятий с использованием удмуртских народных сказок у детей старшего дошкольного возраста, представляет собой результативный инструмент в развитии речевого творчества. Удмуртские народные сказки обладают уникальным набором качеств, делающих их особенно ценными для речевого и когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста. Удмуртские народные сказки демонстрируют богатство и выразительность языка через использование ярких и образных выражений, метафор, эпитетов и сравнений. Это способствует обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста и формированию их способности к использованию разнообразных языковых средств для выражения своих мыслей и чувств.
Поцесс развития речевого творчества проходит через несколько этапов. На первом этапе происходит накопление опыта, где воспитатель играет роль в организации жизненных наблюдений, влияющих на творческий процесс детей старшего дошкольного возраста. На втором этапе начинается активное творчество, при котором дети старшего дошкольного возраста разрабатывают замысел и ищут художественные средства для его реализации. Третий этап характеризуется появлением новой сказки, и дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес к ее качеству, стремясь завершить творческий процесс.
Важным аспектом развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста является анализ результатов взрослыми и их заинтересованность в процессе.
Гипотеза исследования о том, что применение комплекса мероприятий с использованием народных сказок будет способствовать результативному развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.
1. Абсалямова А.Г. Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста / А. Г. Абсалямова // Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал. – 2016. – № 9. – С. 46-52.
2. Анализ понятия «речевое творчество старших дошкольников» в современной литературе. Вовк Е.В., Недоленко Д.В. Наука и инновации в XXI веке: Актуальные вопросы, открытия и достижения. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2018. С. 191-193.
3. Бахор Т.А., Коршунова Н.Ф., Уварова В.В. Духовно–нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста при изучении русских народных сказок// Инновационная наука. 2023. №7-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-pri-izuchenii-russkih-narodnyh-skazok-iz-opyta (дата обращения: 13.06.2024).
4. Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия—2017, т.34, с.768
5. Бородина А.Е., Николаева Е.А. Мой удмуртский край. Программа по ознакомлению детей 2-7 лет с родным краем и культурой удмуртского народа. – Ижевск: Удмуртия, 2022 –94 с.
6. Вергелес Г.И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования / Г. И. Вергелес // Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сборник научных трудов. – Санкт –Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. – С. 309-310.
7. Веснина О.А. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте //Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. С.16-20.
8. Гавриш Н.В. Феномен словесного творчества на этапе дошкольного детства /Н. В. Гавриш // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 6. – С. 62-67.
9. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В. В. Гербова. – Москва: Просвещение, 2015. - 143 с.
10. Диль-Илларионова Т.В. К вопросу развития словесного творчества детей дошкольного возраста / Т. В. Диль-Илларионова // Актуальные вопросы и перспективы развития науки и образования: материалы международной (заочной) научно-практической конференции, Минск, 25 ноября 2016 года / Научно-издательский центр «Мир науки». – Минск: Выдавецтва «Навуковы свет», 2016. – С. 100-103.
11. Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей шестого года жизни / Н. В. Елкина. – Москва: Синтез, 2018. - 390 с.
12. Ельцова О.М., «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета / О.М. Ельцова, Л. В. Прокопьева – СПб.: Детство-Пресс, 2016 -192 с.
13. Ельцова О.М. Нетрадиционные формы речевой работы с дошкольниками / О. М. Ельцова // Дошкольное воспитание. - 2020.- № 3.- С. 9-13.
14. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. – Москва: Педагогика, 2015. - 529 с.
15. Искандарова М.Н., Кабилова М.М. В поисках сущности символики семиотики в речевом творчестве: вопросы информационной теории и практики речевого творчества // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2021. №1 (66).
16. Киселёва О.И. Реализация адаптивной образовательной деятельности по формированию речевого творчества старших дошкольников с учетом особенностей их развития О. И. Киселева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2020. – Вып. 1 (154). – С. 80-86.
17. Колесова О.В. Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников при работе со сказкой / О.В. Колесова, Н.Ю. Зырянинова // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. — Н. Новгород: НГПУ имени Козьмы Минина, 2018. — С. 91-94.
18. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДетствоПресс», 2019. – 352 с.
19. Куншина Е.А. Особенности развития речевого творчества детей дошкольного возраста. Вестник науки, 2020. С.18-20.
20. Мифы, легенды и сказки удмуртского народа/Н.П. Крапивина. Изд-во: Удмуртия, 2015.- с.123
21. Особенности проявления речевого творчества современными старшими дошкольниками в условиях ДОУ. Пилипенко О.П., Белова М.В. IX МНПК «Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии», 2016. С. 61-62.
22. Особенности речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста. Рубанова А.А., Федосеева Т.Е. Нижегородский психологический альманах. 2022. № 1. С. 45-55.
23. Придумай слово: речевые игры для детей дошкольников / О.С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2016 – 208 с.
24. Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста / Е. В. Понкратова, С. П. Разумовская, З. В. Шихова [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 279-281.
25. Соболева В. Б., Лузина Е. М. Приобщение детей к русской народной культуре в условиях дошкольной образовательной организации // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 4. С. 124-133.
26. Тивикова С.К., Молодцова Н.Г. Этнокультурная коннотация: от народной сказки к ценностям национальной культуры // Школьные технологии. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnaya-konnotatsiya-ot-narodnoy-skazki-k-tsennostyam-natsionalnoy-kultury (дата обращения: 13.06.2024).
27. Тимофеева Н.В. Развитие речевого творчества дошкольника: учеб.- метод. пособие / Н.В. Тимофеева. – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. – 123 с.
28. Томилова С.Д. Речевое творчество детей дошкольного возраста. УрГПУ, 2021. С.1-6.
29. Туманова Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с ОНР / Т. В. Туманова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. - № 3.- С. 17-20.
30. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2015 – 176 с.
31. Файзиева Х.А. Эффективность использования народных сказок в процессе нравственного воспитания учащихся начальных классов // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2022. №3 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-ispolzovaniya-narodnyh-skazok-v-protsesse-nravstvennogo-vospitaniya-uchaschihsya-nachalnyh-klassov (дата обращения: 13.06.2024).
32. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся" (Зарегистрирован 25.12.2020 № 61828) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minobr.govmurman.ru/files/Pr_1155.pdf (дата обращения: 06.06.2024).
33. ФОП Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1712224679&tld=ru&lang=ru&name=prilozhenie_no_10_perechen_dlya_detey. (дата обращения: 21.03.2024).
34. Формирование речевой активности старших дошкольников при использовании словесного творчества / А. Ю. Росада, А. Л. Копчинская, Н. В. Иванова, Е. Н. Лопанская // Форум молодых ученых. – 2020. – № 8(48). – С. 162-165.
35. Чумичева Р. М., Королькова В. С. Социальная ситуация развития дошкольников: требования ФГОС ДО и теоретическое осмысление // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2016. Т. 2. С. 265-271.
36. Чумичева Р.М. Этнопедагогические средства развития лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста // Педагогические исследования (сетевое издание). 2023. №1.
37. Чураков В.С. К вопросу об исторической основе некоторых удмуртских легенд и преданий // Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. 2024. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskoy-osnove-nekotoryh-udmurtskih-legend-i-predaniy (дата обращения: 13.06.2024).
38. Швыдкая Т.И. Рекомендация для педагогов «русские народные сказки для формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста» // Проблемы педагогики. 2023. №3 (64).
39. Шинкарева Н.А. Особенности развития компонентов словесного творчества детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Шинкарева, А. В. Алсанова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – № 3(24). – С. 20-23.
40. Юровских М.А. Развитие вербальной креативности дошкольников через речевое творчество // Вестник науки. 2024. №4 (73).