Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ ТВОРЦА МИРА В ЭВЕНКИЙСКОМ ЭПОСЕ «СКАЗАНИЕ О ГАРПАРИКАН-МАТА»

Работа №153024

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы51
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 5
Глава 1. Духовная культура
эвенков 11
1.1 Эвенкийский
фольклор 11
1.2 Традиционная картина мира
эвенков 21
Глава 2. Мифологический образ Творца мира в эвенкийском
эпосе 33
2.1 Анализ эпического произведения «Сказание о Гарпарикан-
мата» 33
2.2 Определение мифологического образа Творца
Мира 39
Заключение 43
Список используемых
источников 45

Актуальность темы исследования
Эвенкийский народ привлекает внимание своей самобытностью, сохранением исконным традиций, почитанием культуры и традиций. Эвенкийский фольклор эвенков отражает историческую память, путь развития эвенкийского этноса. Мировоззренческие установки также нашли свое отражение в литературе эвенков.
На сегодняшний день важность эвенкийского фольклора определяется тем, что в литературном творчестве эвенков запечатлены воззрения северных народов. Литература эвенков вызывает большой интерес со стороны антропологических исследований, поскольку эвенкийский фольклор является важным антропологическим свидетельством традиционного образа жизни коренных народов севера, быта и культуры.
Этнический цикл мифов о создании мира Творцом Сэвэки рассматривается как важнейшее культурное достояние, а также эвенки определяют мифы о сотворении земли, как ключевую характеристику своей уникальности. Определение этноидентичности происходит посредством осознания себя в мифотворчестве. Цикл творения мира имеет логически завершенную систему, объединенной единой идеей. Ко всему прочему, данные мифы несут основу мировоззренческих представлений эвенков. Также эпическое наследие эвенкийского народа является важной частью духовной культуры этноса.
Изучение эвенкийского фольклора способствует глубокому пониманию мироустройства эвенков. Актуальность данного исследования заключается в том, что современные тенденции позволяют расширить существующие знания об уникальном малочисленном народе, сумевшим сохранить исконные традиции. Накопленные сведения и материалы позволяют углубиться в специфику эвенкийского фольклора. Также проводимые исследования способствуют сохранению и передачи информации о представлении устройства мира эвенков.
Степень изученности темы
Эвенкийский фольклор - уникальное явление, в котором отражено трудное и многогранное развитие этноса. Качественное изучение национальной литературы началось в 20 веке. Труды Г.М. Василевич, А.Н. Мыреевой, Г.И. Варламовой, А.Н. Варламовой, А.А. Бурыкина, Е.М. Мелетинского, М.Г. Воскобойникова послужили важными материалами для проведения нашего исследования.
Важным аспектом в изучении фольклорных образов в эвенкийских
сказания является исследование мифологии, поскольку именно в мифах позволяющий изучить окружающую действительность. В мифах можно найти отражение мироустройства и мирового порядка эвенкийского этноса. Аникин В. П.1 считает, что устное народное творчество каждого народа так или иначе проходит через мифологическую стадию. Помимо этого, важность мифологии определяется ценностью в изучении мировоззрения народов. Исследования Е. М. Мелетинского2 показали, что миф - это та первозданная форма изложения в литературе эвенков, которая концептирует окружающую действительность, а также первичная модель идеологии.

Труды М.Г. Воскобойникова3 посвящены изучению нимнакана - мифы о творении мира. Так, в работе «Прозаические жанры эвенкийского фольклора»4 Воскобойников изучил и классифицировал нимнакан. Ученый выделяет такие группы как: сказки о представителях животного мира, сказания о героях (героический эпос), рассказы о быте, рассказы для детей и рассказы о волшебстве, в которых вне зависимости сюжетообразующей линии, неизменным остается мифических зачин, в котором образ творца мира занимает главенствующее место. Помимо классификации, Воскобойников5 и А.Ф. Анисимов6 занимались вопросами изучения происхождения земли, небесных светил и изучением космогонических представлений народов Севера.
Согласно данным исследователей, образ Творца Мира именуется Сэвэки. Сэвэки способствовал появлению земли и всему живому, что на ней есть.
Для нашего исследования важны труды тунгусоведа Василевич Г.М. Сборник Г.М. Василевич «Исторический фольклор эвенков»7 считается первым обширным собранием разных сказаний. Мифы, сказания и предания у эвенкийского народа являются своего рода негласной историей, передающейся из поколения в поколение. Василевич способствовала изложению цикла мифов о творениях божеств Сэвэки и его брата Харги, в которых отражена концепция сотворения мира. Мифы имеют единую основу - образ творца, функции, сюжет.
Исследования отечественного ученого Дьяконовой М.П.8 показали взаимосвязь мифа и эпоса в эвенкийском фольклоре, где одно неразрывно связано с другим. Согласно Дьяконовой, мифологические корни мировоззренческих представлений эвенков составляют основу эпической картины мира эвенков, где образ Сэвэки - является образом творца мира. Дьяконова9 также отмечает, что сотворение мира Сэвэки носит целенаправленный характер, где действие происходит планомерно и поэтапно.
Еще одним автором фундаментальных трудов в изучении эвенкийского фольклора является А.Н. Мыреева10. Мыреева дает подробное описание и объяснение культурных знаков эвенкийского этноса. Ученый отводит устному народному творчеству важное место в развитии литературы. Мыреева11 дает основное определение слову и образу Сэвэки - «Бог». Известные же описания эвенкийского творца мира принадлежат этнографическим работам Г.М. Василевич, А.Ф Анисимова и А.И. Мазина и фольклористическим работам Г.И. Варламовой, А.Н. Варламова. Следует отметить, что Анисимов12 определял образ творца мира в зооморфном виде, а именно в образе медведя, лося или же оленя, известный же тунгусовед Василевич13 находил образ творца мира в виде антропоморфного существа - двух братьях.
В области изучения мифологического образа творца мира проведено множество исследований, где авторы определяли, непосредственно, данные образы. Так, например, Дьяконова М.П.14 в одной из своих статей рассмотрела мифологическое повествование о сотворении Земли, в котором выделила в качестве действующих персонажей творца Сэвэки, антипода Харги и собаку. В статье говорится о том, что образ Сэвэки богоподобен. Творец мира являет собой не просто начало жизни, но и могущественного творца, способного влиять и управлять окружающей действительностью. Говоря о характеристиках Сэвэки, следует отметить работу Ивановой Э.В. «Сотворения мира в словесном творчестве эвенков»15. В качестве главных отличительных черт творца мира эвенков Иванова выделяет его разноликость, а также сходство с христианством, где Сэвэки соотносится с Христом, а Харги - с дьяволом. Сосуществование двух творцов в мире, по мнению А.М. Золотарева16, говорит о дуальной организации первобытного общества, упорядочивающей хаос, поэтому в древних эвенкийский мифах можно наблюдать подобный сюжет. При этом не всегда отношения между братьями-творцами основываются на конфликтах, однако разница между ними всё равно существует. Также исследованием образа творца мира или Сэвэки занимались такие ученые как Г.И. Варламова, А.Н. Варламов, А.А. Бурыкин.
Для работы с эвенкийской литературой ученые используют такие методы как анализ, синтез и сравнение. Данные методы способствуют подробному рассмотрению анализируемый материал. Первоначально такие ученые как Варламов или Василевич, когда материала для анализа было недостаточно, а именно текстов, авторы трудов использовали для наработки материла эмпирические методы: наблюдение и интервьюирование. Однако, впоследствии ученые обращались к анализу и синтезу полученного материала для работы.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью бакалаврской работы было определение мифологического образа Творца Мира на основе эпического произведения «Сказание о Гарпарикан-Мата». Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи.
В первой главе мы рассмотрели духовную культуру эвенкийского народа, изучили эвенкийский фольклор, а также определили мировоззренческие установки эвенкийского народа.
Исследование эвенкийского фольклора происходило в три этапа. За этот период была создана внушительная теоретическая база для последующих исследований. Ученые провели множество экспедиций в северные края, с целью зафиксировать необходимую информацию. В ранний период записывать необходимые материалы было довольно трудно, в силу технической не оснащенности. Со временем, данная проблема отошла, исследователи стали использовать диктофоны, что способствовало сохранению полученных данных на длительный срок. Ученые структурировали эвенкийский фольклор, определили главные составляющие.
Эвенкийский фольклор включает в себя разнообразие художественных направлений. Мифы являются первостепенными, фундаментом, с помощью которого происходит развитие отдельных групп эвенкийских писаний. Г ероический эпос является также неотъемлемой частью в фольклоре эвенков, во многом он коррелирует с мифами. Также изучили и дали определения таким понятиям, как «Сэвэки», «нимнакан», «миф».
Также вторая глава раскрывает особенности мировоззренческих взглядов эвенков. Было определено, что картина мира эвенков запечатлена в мифотворчестве. Согласно мифам эвенков, картина мира предстает в виде трехуровневой системе, где верхний мир принадлежит Сэвэки, средний мир - человеку, а нижний - антиподу Сэвэки - Харги. Важно отметить, что эвенкийский шаманизм является неотъемлемой частью в религиозных представлениях северного народа. Шаман является связующем между верхним миром и средним, только ему принадлежит право входить в другие миры. Помимо мифологических представлений об окружающей действительности, следует также отметить, что народ эвенков тесно связан с природой. Культура эвенков строится на взаимопроникновении с природой.
Вторая глава бакалаврской работы была посвящена анализу эпического произведения «Сказание о Гарпарикан-Мата», а также определению мифологического образа Творца Мира. В результате проведенного анализа, было выявлено, что структура эпического сказания имеет традиционное устройство. Главные герои имеют характерные черты для эвенкийского эпоса.
Образ Творца Мира представлен в качестве духа-хозяина верхнего мира Угэлнэркэн. В эвенкийский мифах традиционно наблюдается, что Сэвэки представляет собой зооморфный образ. Медведь, олень - часто используемые образы. Однако, в героических писаниях, где исключен момент описания сотворения земли, в качестве Творца Мира может выступать его помощник, который контролирует порядок в мире, соблюдение законов. Согласно анализируемому нами произведению, сестре главного героя угрожала опасть, Творец же способствовал скорой помощи Гарпарикану, в результате чего злой дух был повержен. Таким образом, можно сделать вывод, что Творец Мира выполняет не только функцию создателя, но и функцию смотрителя.
В результате проведённого исследования, цели и задачи бакалаврской работы были достигнуты.


1. Аникин, В.П. К зависимости стиля от образности (Общетеоретические аспекты) / В.П. Аникин // Фольклор. Поэтическая система. М.: Наука. - 1977. - С. 144-159.
2. Анисимов, А.Ф. Духовная культура первобытного общества / А.Ф. Анисимов // М.; Л.: Наука. - 1966. - 243 с.
3. Анисимов, А.Ф. Космологические представления народов Севера / А.Ф. Анисимов // М.; Л.: Изд-во АН СССР. - 1959. - 106 с.
4. Варламов, А.Н Сказание восточных эвенков / А.Н. Варламов, Г.И. Варламова // Ин-т проблем малочис-ных народов Севера РАН: Изд-во Якутск. - 2003. - 210 с.
5. Варламов, А.Н. Эвенкийские мифы о деяниях Сэвэки / А.Н. Варламов // Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия. Благовещенск: Изд-во БГПУ. - 2007. - С.111-118.
6. Варламова Г. И. Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора / Г. И Варламова // Новосибирск: Наука, 2002. - 376 с.
7. Варламова, Г.И. Мировоззрение эвенков: отражение в фольклоре / Г.И. Варламова // Новосибирск: Наука. - 2004. - 186 с.
8. Варламова, Г.И. Образы Сэвэки и Хэвки в мировоззрении и фольклоре эвенков и эвенов / Г.И. Варламова, М.П. Дьяконова // Религиоведение. - 2013. - № 2. - С. 15 - 22.
9. Варламова, Г.И. От мифа к сказке / Г.И. Варламова // Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия. Благовещенск: Изд-во БГПУ. - 2007. - С. 15-32.
10. Варламова, Г.И. Эвенкийский нимнгакан: миф и героические сказания / Г.И. Варламова // Якутск: Северовед. - 2000. - 140 с.
11. Варламова, Г.И. Эпические традиции в эвенкийском фольклоре / Г.И. Варламова // Якутск: Северовед. - 1996. - 134 с.
12. Варламова-Кэптукэ, Г.И. Двуногий да поперечноглазый, черноголовый человек-эвенк и его земля Дулин Буга / Г.И. Варламова // Якутск: Кн. изд-во. - 1991. - 52 с.
13. Василевич, Г.М. Исторический фольклор эвенков / Г.М. Василевич // М.: Наука. - 1966. - 400 с.
14. Василевич, Г.М. О культе медведя у эвенков / Г.М. Василевич // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX - начале ХХ вв. СМАЭ. Л. - 1971. - Т. 27. - С.150-169.
15. Василевич, Г.М. Ранние представления о мире у эвенков / Г.М. Василевич // Труды Ин-та этнографии. - 1959. - Т. 51. - С. 157-192......51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ