Реферат
Введение 5
1. Теоретические аспекты проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка 10
1.1 Понятие «коммуникативные универсальные учебные действия» 10
1.2 Психолого-педагогические особенности формирования
коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте 18
1.3 Проектная деятельность на уроках русского языка как условие
формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 25
2 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка во 35 втором классе
2.1 Актуальный уровень сформированное™ коммуникативных 35
универсальных учебных действий у младших школьников
2.2 Формирование коммуникативных универсальных учебных действий 54 у младших школьников посредством организации проектной
деятельности на уроках русского языка
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 62
Заключение 69
Список использованных источников 71
Приложение А Рисунки для методик 79
Приложение Б Диагностические карты 80
Приложение В Технологическая карта урока 89
Приложение Г Тексты для работы над проектом «Правила правописания» 97
Приложение Д Работы детей.
Спустя некоторое время, после того, как в обществе произошли изменения в представлении о целях образования. Обновленные цели образования и подходы к их реализации нормативно закреплены в образовательных стандартах второго поколения (ФГОС НОО). «Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться» [30, с. 3]. Основываясь на всё это, мы можем предположить, что основной задачей современной школы является формирование УУД, которые обеспечивают учащимся умения: самостоятельно добывать нужные знания, развивать свои способности, а главное - уметь применять их на практике.
Существуют такие виды универсальных учебных действий (УУД), как личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные [30].Важную роль играют коммуникативные УУД, это следует из того, коммуникация является важным условием успешного усвоения программного материала учебных курсов и благополучной адаптации школьников, как в ученическом коллективе, так и в социализации личности в целом.
Большинство исследователей (Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В.Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева, М.С. Эльсиева, З.А. Магомеддибирова) [15, 80] связывают развитие коммуникативных учебных действий со способами организации учебного процесса. По мнению ученых (А.Г. Асмолова, В.С. Зайцева, Н.В. Мятяш, Н.Ю. Пахомовой, И.С. Сергеева) [30, 27, 52, 62, 69] наилучшей организацией для развития коммуникативных универсальных учебных действий является проектная деятельность.
Актуальность данной работы вытекает из требований государства и общества: в современном мире востребованы коммуникабельные, умеющие сотрудничать и взаимодействовать, владеющие культурой речи и общения члены общества.
Несмотря на общественный заказ, уровень развития коммуникативных УУД школьников низок, так как в настоящее время с появлением и распространением информационных технологий детские игры в большинстве сводятся к играм на гаджетах и телефонах, живое общение заменяется набором букв на клавиатуре, жесты и мимика - смайликами, поэтому умения сотрудничать и взаимодействовать у большинства школьников не сформированы.
В связи с этим большое значение приобретает современная и методически грамотно организованная работа по формированию коммуникативных УУД младших школьников. Одним из путей такой организации является проектная деятельность на уроках русского языка.
Значимость обозначенной проблемы обосновали выбор темы исследования: «Формирование коммуникативных УУД младших школьников через проектную деятельность на уроках русского языка».
Цель исследования: выявление результативности применения проектной деятельности на уроках русского языка для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Объект: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.
Предмет: использование проектной деятельности на уроках русского языка для формирования коммуникативных УУД младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных УУД младших школьников будет эффективным, если организацию проектной деятельности перенаправить на развитие коммуникативной деятельности в соответствии с некоторыми основными аспектами: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации.
Задачи исследования:
1. Провести анализ по литературе на тему исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления особенностей развития коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста.
3. Понаблюдать за уровнем развития коммуникативных УУД школьников.
4. Разработать и провести уроки на практике с применением проектной деятельности, которая должна быть направлена на формирование коммуникативных УУД второклассников.
5. Провести качественный и количественный анализ результатов эксперимента.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по теме исследования; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования;
• эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), педагогическая диагностика: (методика Г.А. Цукерман «Рукавички», задание «Дорога к дому», Методика «Ковер»), беседа (методика «Кто прав?»), анализ результатов деятельности детей (методика Г.А. Цукерман «Рукавички», задание «Дорога к дому», Методика «Ковер»).
• интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментального исследования.
Методологическая основа исследования:
Общей теоретико-методологической базой выступили работы А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Г.М. Коджаспировой, О.В. Запятой, и др.; в области теоретических основ проектной деятельности работы Н.В. Мятяш, Н.Ю. Пахомовой и др.. Исследования проводились с учетом нормативно-правовой базы действующего законодательства Российской Федерации в области образования, а также теоретических разработок, данных, исследований и опыта образовательных учреждений.
Есть ценность, которая заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителем для организации учебного процесса, который позволит решить возникшие вопросы и сформировать коммуникативные УУД через включения детей в проектную деятельность на уроках русского языка в начальной школе. Материалы выпускной квалификационной работы также могут быть использованы студентами педагогических специальностей для подготовки к семинарам, в процессе прохождения практики.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Безымянская ООШ № 28» Енисейского района, 2 класс (12 учащихся, учитель начальных классов - Г олдобина Ирина Яковлевна).
Структура работы состоит из введения, в котором обоснована актуальность проблемы исследования, сформулирован методологический аппарат, выделена практическая значимость, двух глав (в первой раскрыты научные основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальных классах, во второй описана опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе через решение проектных задач), заключения, выводов по данной работе, библиографического списка из источников и приложения.
Исследование проходило в три этапа:
I этап. Первоначально была изучена психолого-педагогическая, лингвистическая и методическая литература по проблеме исследования, выявлены наиболее подходящие методики диагностики, проведена первичная диагностика уровня сформированное™ коммуникативных УУД второклассников, сделан анализ полученных результатов и в соответствии с ним сделаны выводы.
II этап. На данном этапе были разработаны и проведены уроки русского языка, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством организации проектной деятельности
III этап. На последнем этапе была проведена повторная диагностика сформированное™ коммуникативных УУД второклассников и выявлена эффективность организации проектной деятельности для формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка при помощи сравнительного анализа, констатирующего и контрольного этапов, сделаны выводы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся: личностным, метапредметным и предметным. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные и коммуникативные. Формирование и развитие коммуникативных УУД является приоритетной задачей школьного образования, так как у большинства детей, данные умения развиты недостаточно.
Анализируя психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по проблеме формирования коммуникативных УУД у младших школьников, пришли к выводу, что одним из способов формирования данных УУД у младших школьников является организация проектной деятельности на уроках русского языка, так как в проектной деятельности коммуникативная компетентность входит в систему внутренних ресурсов, важных при построении эффективного коммуникативного действия в определённых ситуациях межличностного взаимодействия.
Для выявления особенностей развития коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста были выделены критерии оценки коммуникативного компонента УУД и составлена диагностическая программа, которая способствовала выявлению уровня сформированное™ базовых видов коммуникативных УУД:
• «коммуникация как взаимодействие» (оценивалась с помощью методики «Кто прав?» (Г.А. Цукерман и др.);
• «коммуникация как кооперация» (определялась заданием «Рукавички» (Г.А. Цукерман);
• «коммуникация как условие интериоризации» (использовалось задание «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель»).
Изучив актуальный уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий второклассников (низкий уровень имеют почти половина учащихся 42% (5 школьников), средний уровень 33 % (4 школьника), высокий уровень имеют 25 % (3 школьника)), пришли к выводу, что уровень сформированное™ данных УУД низкий. Не все школьники при общении учитывают позицию собеседника, согласовывают действия с партнерами, умеют строить высказывания, понятные для партнера. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости целенаправленной деятельности по формированию коммуникативных УУД.
Разработка и проведение уроков русского языка посредством организации проектной деятельности способствовала более успешному формированию коммуникативных УУД второклассников, что доказано повторной диагностикой.
Результаты контролирующего этапа опытно-экспериментальной работы показывают, что прослеживается положительная динамика сформированное™ коммуникативных УУД: низкий уровень уменьшился и равен 33% (4 учащихся); средний уровень увеличился и равен 42% (5 учащихся); высокий уровень остался на прежнем показателе 25% (3 учащихся). У второклассников повысился уровень ориентации на позицию других людей, умение договариваться.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи исследования успешно решены, гипотеза подтвердилась.
1. Аксенова, О. В. Проектная деятельность в начальной школе / О. В. Аксенова- URL :https://docviewer.yandex.ru (дата обращения: 22.03.2020). - Текст : электронный.
2. Арефьева, О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О. М. Арефьева // Начальное образование. - 2010. - № 3. - С. 24-29.
3. Балакина, Н. А. Проектная деятельность как одна из форм формирования коммуникативных УУД в начальной школе / Н. А. Балакина - URL :https://cyberleninka.ru/article (дата обращения: 22.03.2020). - Текст : электронный.
4. Балашова, А. И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 6973. URL :https://elibrary.ru/item.asp?id=16382365 (дата обращения: 20.03.2020). Текст : электронный.
5. Баранова, А. С. Развитие коммуникативных УУД через групповую деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе / А. С. Баранова // Символ науки. - 2015. - № 9-2. - С. 147-148. URL :http://science- education.ru/ru/article/view?id=26106 (дата обращения: 22.03.2020).Текст : электронный.
6. Белякова, Е. М. Проектная деятельность в образовании / Е. М. Белякова, Н. М. Воскресенская, А. И. Иоффе // Проблемы современного образования. - 2011. - № 3. - С. 62-67.
7. Берестнева, Е. В. Проектная деятельность учащихся начальной школы / Е. В. Берестнева // Начальная школа. - 2011. - № 6. - С. 15-17.
8. Бим-Бад, Б. М. Педагогический словарь. С. 235URL :http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogic/index.htm (дата обращения: 22.03.2020). Текст электронный.
9. Булыгина, О. Ю. Формирование коммуникативных УУД младших школьников через организацию проектной деятельности / О. Ю. БулыгинаНКБ :https://portalpedagoga.ru/servisy/publik (дата обращения: 22.03.2020). Текст : электронный.
10. Воровщиков, С. Г. Развитие универсальных учебных действий:внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения : монография / С. Г. Воровщиков, Е. В. Орлова. - Москва : МПГУ, 2012. - 210 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский. - Москва: Просвещение, 1991. - 480 с.
12. Гаврилова, Т. В. Метод проектов как средство коммуникативного развития / Т. В. Гаврилова // Начальная школа. - 2015. - № 8. - С. 12-13.
13. Голант, Е. Я. Организация учебной работы в современной школе / Е. Я. Голант. - Москва : ACT, 2004. - 232 с.
14. Горбунова, Т. Н. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы / Т. Н. Горбунова // Начальная школа. - 2008. - № 11. - С. 41-56.
15. Горленко, Н. М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н. М. Горленко, О. В. Запятая, В. Б. Лебединцев, Т. Ф. Ушева // Народное образование. -2012. - № 4. - С. 153-160.....81