СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОВЗ
|
Реферат
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения специфики работы педагога-
психолога с младшими школьниками, имеющими ОВЗ 8
1.1 Психологическая характеристика младших школьников,
имеющих ОВЗ 8
1.2 Методы работы педагога-психолога с младшими школьниками,
имеющими ОВЗ 15
2 Экспериментальное изучение психологических особенностей
младших школьников, имеющих ОВЗ, и специфики работы педагога- психолога с ними 24
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 24
2.2 Описание системы работы педагога-психолога с младшими
школьниками, имеющими ОВЗ 34
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 40
Заключение 45
Список использованных источников 48
Приложение А Протокол обследования пространственного восприятия (авторы - Н.П. Озерецкий, М.О. Гуревич) 55
Приложение Б Протокол исследования СОМОР 57
Приложение В Схема обследования уровня сформированное™ моторных и сенсорных процессов у детей 61
Приложение Г Система групповых занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов 64
Приложение Д Конспекты мероприятий, направленных на сплочение коллектива младших школьников с ОВЗ 82
Приложение Е Результаты повторной диагностики 90
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения специфики работы педагога-
психолога с младшими школьниками, имеющими ОВЗ 8
1.1 Психологическая характеристика младших школьников,
имеющих ОВЗ 8
1.2 Методы работы педагога-психолога с младшими школьниками,
имеющими ОВЗ 15
2 Экспериментальное изучение психологических особенностей
младших школьников, имеющих ОВЗ, и специфики работы педагога- психолога с ними 24
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 24
2.2 Описание системы работы педагога-психолога с младшими
школьниками, имеющими ОВЗ 34
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 40
Заключение 45
Список использованных источников 48
Приложение А Протокол обследования пространственного восприятия (авторы - Н.П. Озерецкий, М.О. Гуревич) 55
Приложение Б Протокол исследования СОМОР 57
Приложение В Схема обследования уровня сформированное™ моторных и сенсорных процессов у детей 61
Приложение Г Система групповых занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов 64
Приложение Д Конспекты мероприятий, направленных на сплочение коллектива младших школьников с ОВЗ 82
Приложение Е Результаты повторной диагностики 90
Актуальность сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью в современном обществе возрастает с каждым днем все больше. Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности [5].
По данным Министерства просвещения Российской Федерации количество обучающихся с ОВЗ насчитывается более 1,15 миллиона человек [32]. В Красноярском крае право на доступное и качественное образование реализуется для всех детей с ограниченными возможностями здоровья, а это более 36 тысяч детей в возрасте от 0 до 18 лет (включая более 12 тысяч детей- инвалидов), что составляет около 5% от общей численности детского населения. Образовательную услугу на дому получают 2 930 детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных школах [31].
Одной из проблем обучения и развития детей с ОВЗ остаётся проблема оптимизации психокоррекционной помощи им на первоначальной стадии школьного образования. Несформированность многих психических функций относительно возрастной нормы существенно препятствует процессу обучения детей с ОВЗ. В частности, освоение учебной деятельности является затруднительной задачей, в связи с отставанием сенсорной, моторной и речевой сфер.
Поэтому педагогу-психологу важно учитывать особенности каждого ученика, и, в соответствии с новыми требованиями в образовании, сопровождать школьников с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода обучения.
Цель исследования: изучение специфики работы педагога-психолога с младшими школьниками, имеющими ОВЗ.
школьников, имеющих ОВЗ.
Предмет исследования: специфика работы педагога-психолога с младшими школьниками, имеющими ОВЗ.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу о психологических особенностях младших школьников, имеющих ОВЗ.
2. Охарактеризовать методы работы педагога-психолога с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение психологических особенностей младших школьников, имеющих ОВЗ.
4. Описать систему работы педагога-психолога с младшими школьниками, имеющими ОВЗ.
5. Разработать и апробировать систему занятий, направленных на сенсомоторное развитие и совершенствование межличностных отношений младших школьников с ОВЗ, определить их эффективность.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Обследование уровня сформированное™ моторных и сенсорных процессов у детей» (авторы - Н.П. Озерецкий, М.О. Гуревич); методика «Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребёнка» (авторы - Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)).
3. Методы качественной и количественной обработки данных.
Методологическую основу исследования составляют труды отечественных педагогов и психологов по изучению особенностей младших школьников, имеющих ОВЗ (Выготский Л. С., Григорьева Л.П., Лосева А. А., Науменко Ю.В. и т.д.), и специфике работы педагога-психолога с такими детьми (Байкалова О.Н., Курилович Н.В., Лыгина М.А., Науменко Ю.В., Олейникова И. А.).
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 4» г. Лесосибирска. Выборка представлена младшими школьниками с ОВЗ, обучающимися в разновозрастном классе, включающим в себя школьников с 1 по 4 класс, в количестве одиннадцати человек.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь 2021 г. - декабрь 2021 г.) - изучение теоретических аспектов специфики работы педагога-психолога с младшими школьниками, имеющими ОВЗ, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики исследования психомоторного развития и межличностных отношении младших школьников, имеющих ОВЗ.
2 этап (январь 2022 г. - апрель 2022 г.) - описание и реализация системы работы педагога-психолога с младшими школьниками, имеющими ОВЗ.
3 этап (май 2022 г.) - проведение повторной диагностики психомоторного развития и межличностных отношений младших школьников, имеющих ОВЗ, сопоставительный анализ полученных результатов первичной и повторной диагностики, формулирование выводов, оформление выпускной квалификационной работы.
Результаты экспериментального исследования представлены на конференциях разного уровня: IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2021); внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Лесосибирск, 2022). По теме ВКР опубликована одна статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал о специфике работы педагога-психолога с младшими школьниками, имеющими ОВЗ. Полученные в ходе теоретического и экспериментального анализа материалы могут быть использованы школьными психологами, социальными педагогами, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Также представленная работа будет полезна студентам при подготовке курсовых и семинарских занятий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 46 источников, и 6 приложений. В работе содержится 6 таблиц. Общий объём работы составляет 91 страницу.
По данным Министерства просвещения Российской Федерации количество обучающихся с ОВЗ насчитывается более 1,15 миллиона человек [32]. В Красноярском крае право на доступное и качественное образование реализуется для всех детей с ограниченными возможностями здоровья, а это более 36 тысяч детей в возрасте от 0 до 18 лет (включая более 12 тысяч детей- инвалидов), что составляет около 5% от общей численности детского населения. Образовательную услугу на дому получают 2 930 детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных школах [31].
Одной из проблем обучения и развития детей с ОВЗ остаётся проблема оптимизации психокоррекционной помощи им на первоначальной стадии школьного образования. Несформированность многих психических функций относительно возрастной нормы существенно препятствует процессу обучения детей с ОВЗ. В частности, освоение учебной деятельности является затруднительной задачей, в связи с отставанием сенсорной, моторной и речевой сфер.
Поэтому педагогу-психологу важно учитывать особенности каждого ученика, и, в соответствии с новыми требованиями в образовании, сопровождать школьников с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода обучения.
Цель исследования: изучение специфики работы педагога-психолога с младшими школьниками, имеющими ОВЗ.
школьников, имеющих ОВЗ.
Предмет исследования: специфика работы педагога-психолога с младшими школьниками, имеющими ОВЗ.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу о психологических особенностях младших школьников, имеющих ОВЗ.
2. Охарактеризовать методы работы педагога-психолога с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение психологических особенностей младших школьников, имеющих ОВЗ.
4. Описать систему работы педагога-психолога с младшими школьниками, имеющими ОВЗ.
5. Разработать и апробировать систему занятий, направленных на сенсомоторное развитие и совершенствование межличностных отношений младших школьников с ОВЗ, определить их эффективность.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Обследование уровня сформированное™ моторных и сенсорных процессов у детей» (авторы - Н.П. Озерецкий, М.О. Гуревич); методика «Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребёнка» (авторы - Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)).
3. Методы качественной и количественной обработки данных.
Методологическую основу исследования составляют труды отечественных педагогов и психологов по изучению особенностей младших школьников, имеющих ОВЗ (Выготский Л. С., Григорьева Л.П., Лосева А. А., Науменко Ю.В. и т.д.), и специфике работы педагога-психолога с такими детьми (Байкалова О.Н., Курилович Н.В., Лыгина М.А., Науменко Ю.В., Олейникова И. А.).
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 4» г. Лесосибирска. Выборка представлена младшими школьниками с ОВЗ, обучающимися в разновозрастном классе, включающим в себя школьников с 1 по 4 класс, в количестве одиннадцати человек.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь 2021 г. - декабрь 2021 г.) - изучение теоретических аспектов специфики работы педагога-психолога с младшими школьниками, имеющими ОВЗ, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики исследования психомоторного развития и межличностных отношении младших школьников, имеющих ОВЗ.
2 этап (январь 2022 г. - апрель 2022 г.) - описание и реализация системы работы педагога-психолога с младшими школьниками, имеющими ОВЗ.
3 этап (май 2022 г.) - проведение повторной диагностики психомоторного развития и межличностных отношений младших школьников, имеющих ОВЗ, сопоставительный анализ полученных результатов первичной и повторной диагностики, формулирование выводов, оформление выпускной квалификационной работы.
Результаты экспериментального исследования представлены на конференциях разного уровня: IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2021); внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Лесосибирск, 2022). По теме ВКР опубликована одна статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал о специфике работы педагога-психолога с младшими школьниками, имеющими ОВЗ. Полученные в ходе теоретического и экспериментального анализа материалы могут быть использованы школьными психологами, социальными педагогами, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Также представленная работа будет полезна студентам при подготовке курсовых и семинарских занятий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 46 источников, и 6 приложений. В работе содержится 6 таблиц. Общий объём работы составляет 91 страницу.
Обобщая и описывая психологические особенности младших школьников с ОВЗ, мы можем сделать вывод о том, что дети во многом отличаются от своих сверстников. Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Такие особенности требуют пристального внимания и важно понимать, что у таких школьников имеются особые образовательные потребности. Недоразвитие психики обусловлено большим спектром возникающих нарушений, как врожденных, так и приобретённых. Нарушения зрения, слуха, интеллектуальной составляющей, эмоционально-волевой сферы, физические аномалии - всё это препятствует формированию таких важных процессов, как сенсорное, моторное и речевое развитие. Информация, которую ребёнок получает, имея недостатки сенсомоторного развития, ограничена, что приводит к проблемам взаимодействия с миром предметов, осознания себя в пространстве и времени. При нарушенном речевом процессе страдает межличностное общение, так как речь для каждого человека является незаменимым способом коммуникации в современном социуме. В связи с этим мы можем говорить о том, что младшие школьники с ОВЗ нуждаются в индивидуальной работе и специализированной психолого-педагогической помощи.
При организации системы работы с младшими школьниками, имеющими ОВЗ, педагог-психолог может использовать различные виды арт-терапии (изотерапия, лепка из пластилина, сказкотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцетерапия) и игротерапию. Данные методы положительно воздействуют на сенсомоторное развитие детей, так как дети работают с различным материалом, что значительно расширяет их знания о мире и о различных способах взаимодействия с ним. Также, на занятиях арт-терапии и игротерапии увеличивается возможность перспективы развития межличностных отношений. В ходе игры дети учатся общаться друг с другом, понимать чувства и эмоции других людей. Подвижные игры помогают ребёнку развивать координацию движений, быстроту реакции и внимание, а также дисциплинированность. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, улучшить межличностные отношения, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге - успешно интегрировать его в общество.
Нами организовано экспериментальное исследование на базе МБОУ «СОШ №4» города Лесосибирска. Выборка представлена младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья (диагноз - лёгкая умственная отсталость) в количестве 11 человек. Данная группа школьников обучается в разновозрастном классе, в котором учатся школьники с 1 по 4 класс. Возраст испытуемых от 7 до 12 лет. В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: «Обследование уровня сформированное™ моторных и сенсорных процессов у детей» (авторы - Н.И. Озерецкий, М.О. Гуревич); «Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребёнка» (авторы - Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
Анализируя результаты первичной диагностики, мы пришли к выводу, что в данной группе детей имеются недостатки в развитии сенсорных и моторных процессов, а также присутствует наличие деструктивных отношений между одноклассниками, что выражается в низком показателе групповой сплочённости.
На основе первичной диагностики мы разработали и реализовали систему занятий, направленных на сенсомоторное развитие младших школьников, а также организовали мероприятия для всего класса, направленные на повышение уровня групповой сплочённости.
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики, мы отмечаем, что у 6 человек (55%) произошли положительные изменения. У 3 школьников (27%) повысился уровень развития сенсомоторного развития, а у других 3 школьников (27%) повысились баллы за выполненные блоки заданий, но их уровень развития так же остался средним. При групповой работе, направленной на улучшение межличностных отношений в классе, все дети активно взаимодействовали друг с другом. Большинство ребят сумели построить новые близкие дружеские отношения. Также у многих изменился социометрических статус. Коэффициент групповой сплочённости повысился с 2,1 до 2,5, что говорит нам о среднем уровне групповой сплочённости.
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики, мы пришли к выводу, что разработанная и реализованная нами система занятий может быть эффективна при работе педагога-психолога с младшими школьниками, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Цели и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.
При организации системы работы с младшими школьниками, имеющими ОВЗ, педагог-психолог может использовать различные виды арт-терапии (изотерапия, лепка из пластилина, сказкотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцетерапия) и игротерапию. Данные методы положительно воздействуют на сенсомоторное развитие детей, так как дети работают с различным материалом, что значительно расширяет их знания о мире и о различных способах взаимодействия с ним. Также, на занятиях арт-терапии и игротерапии увеличивается возможность перспективы развития межличностных отношений. В ходе игры дети учатся общаться друг с другом, понимать чувства и эмоции других людей. Подвижные игры помогают ребёнку развивать координацию движений, быстроту реакции и внимание, а также дисциплинированность. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, улучшить межличностные отношения, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге - успешно интегрировать его в общество.
Нами организовано экспериментальное исследование на базе МБОУ «СОШ №4» города Лесосибирска. Выборка представлена младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья (диагноз - лёгкая умственная отсталость) в количестве 11 человек. Данная группа школьников обучается в разновозрастном классе, в котором учатся школьники с 1 по 4 класс. Возраст испытуемых от 7 до 12 лет. В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: «Обследование уровня сформированное™ моторных и сенсорных процессов у детей» (авторы - Н.И. Озерецкий, М.О. Гуревич); «Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребёнка» (авторы - Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
Анализируя результаты первичной диагностики, мы пришли к выводу, что в данной группе детей имеются недостатки в развитии сенсорных и моторных процессов, а также присутствует наличие деструктивных отношений между одноклассниками, что выражается в низком показателе групповой сплочённости.
На основе первичной диагностики мы разработали и реализовали систему занятий, направленных на сенсомоторное развитие младших школьников, а также организовали мероприятия для всего класса, направленные на повышение уровня групповой сплочённости.
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики, мы отмечаем, что у 6 человек (55%) произошли положительные изменения. У 3 школьников (27%) повысился уровень развития сенсомоторного развития, а у других 3 школьников (27%) повысились баллы за выполненные блоки заданий, но их уровень развития так же остался средним. При групповой работе, направленной на улучшение межличностных отношений в классе, все дети активно взаимодействовали друг с другом. Большинство ребят сумели построить новые близкие дружеские отношения. Также у многих изменился социометрических статус. Коэффициент групповой сплочённости повысился с 2,1 до 2,5, что говорит нам о среднем уровне групповой сплочённости.
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики, мы пришли к выводу, что разработанная и реализованная нами система занятий может быть эффективна при работе педагога-психолога с младшими школьниками, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Цели и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.
Подобные работы
- Специфика работы педагога-психолога с лицами с ОВЗ в зависимости от нозологической группы (на примере ЦСОН)
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Специфика работы педагога-психолога с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ КАК ЧЛЕНОВ УЧЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - Изучение эмоционально-волевой сферы младших школьников детей с ОВЗ в условиях учебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Особенности самосознания младших школьников с ОВЗ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - АНТИЦИПАЦИОННО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Обучение детей с нарушениями коммуникативному взаимодействию в процессе, моделируемой педагогом деятельности
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - КОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017





