Реферат
Введение 7
1. Теоретические аспекты развития специальной физической подготовки
пловцов 9
1.1 Значение специальной физической подготовки в спортивной
деятельности пловца 9
1.2 Сенситивные периоды развития специальной физической 16
подготовки
2. Теоретическое обоснование средств и методов развития специальной
физической подготовки пловцов 19
2.1Методы и средства развития специальной физической подготовки пловцов 20
2.2Методические направления в развитии специальной физической подготовки пловцов 24
2.3 Анализ эффективности применения методики для развития
специальной физической подготовки пловцов12-13 лет в подготовительном периоде годичного цикла 28
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложения 44
Актуальность. Повышение эффективности специальной физической подготовки, является в настоящее время одной из актуальных проблем в спорте [3, 14, 25] которая крайне остро стоит и в современном плавании, характеризующемся интенсификацией тренировочных и соревновательных нагрузок. Данные обстоятельства обусловливает необходимость поиска организационных форм, методических подходов и средств, позволяющих существенно повысить эффективность специальной физической подготовки в частности, и всего тренировочного процесса в целом. Повышение эффективности физической подготовки важно во все основные периоды тренировочного макроцикла, но особенно - в подготовительном, который является ключевым, так как именно в этот период осуществляется формирование необходимого (запланированного) уровня функциональной подготовленности пловцов, выступающей функциональной основой для развития и совершенствования всех других видов подготовленности. Достижение этого осуществляется поэтапно, что организационно и методически реализуется в решении задач общего подготовительного и специально-подготовительного этапов
подготовительного периода.
Плавание считается силовым видом спорта и для достижения высоких результатов нужна разносторонняя силовая подготовленность, чтобы преодолевать силы сопротивления воды, возрастающие прямо пропорционально с увеличением скорости плавания. Пловцы должны уделять внимание развитию силовой выносливости, для этого выполняются физические упражнения на суше и в воде.
К скоростным качествам относят умение с минимальным временем проходить старты и повороты, а также с высокой скоростью преодолевать соревновательную дистанцию, с минимальными потерями при переходе от скольжения после старта и поворота. В таких условиях от спортсмена требуется особое развитие специальной физической подготовки, позволяющих совершать двигательные действия, в которых наряду со значительной силой требуется и значительная быстрота движения [5].
Цель исследования - разработать и апробировать методику развития специальной физической подготовки пловцов 12-13 ле .
Гипотеза исследования состояла в то м, что внедрение разработанной методики в учебно-тренировочный процесс пловцов 12-13 лет, позволит улучшить результаты выступлений на соревнованиях.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных
пловцов.
Предмет исследования - развитие специальной физической
подготовки пловцов 12-13 лет
Для достижения цели, необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методические источники о видах подготовки пловцов, возрастных особенностях, методах развития общей и специальной физической подготовки пловцов.
2. Выя вить наиболее эффективные средства и мет оды развития специальной физической подготовки пловцов 12 -13 лет.
3. Экспериментально доказать эффективность применения упражнений на рост показателей развития общей и специальной физической подготовки пловцов 12 -13 лет.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по вопросам развития функциональных способностей у пловцов.
2. Педагогические наблюдения при регулярном просмотре
тренировочных занятий.
3. Педагогические контрольные испытания (тестирование).
4. Педагогический эксперимент.
5. Мет оды математической статистики (метод определения достоверности различий по t - критерию Стьюдента).
Научная новизна заключается в том, что:
• разработана методика развития специальной физической подготовки пловцов 12-13 лет;
• экспериментально подтверждено положи тельное влияние применения упражнений на рост показателей развития общей и специальной физической подготовки пловцов 12 -13 лет.
Практическая значимость заключается в то м, что результаты исследования позволяют разнообразить и улучшить специальную физическую подготовку спортсменов-пловцов 12-13 лет.
Структура работы включает введение, две главы, 6 рисунков, 3-х таблиц, заключение, спи сок использованных источников (44 наименований). Объем работы составляет 52 страниц.
Данные, полученные в результате нашего исследования, позволяют сделать следующие выводы:
1. Анализ литературных данных позволил установить, что необходимо развитие специальной физической подготовки спортсменов, это позволяет спортсменам показывать более высокие результаты на соревнованиях. Тестирование проводимые в начале эксперимента позволяют сказать:
• основные показатели физического развития пловцов КГ и ЭГ соответствуют физиологическим половозрастным нормативам, исключение составляет ЖЕ Л.
• уровень развития физических качеств (с ила рук), определяющие характер спортивной специализации, спортсменов ЭГ превышают показатели половозрастных нормативов и несколько выше, чем у пловцов КГ.
2. Занятия занимающихся в ЭГ в течение 1 года сопровождается развитием основных физических качеств (с ила рук, ног и скорость), но не приводит к изменению уровня физического развития. Обработка результатов тестовых испытаний позволила установить статистически достоверные показатели по результам:
• прыжки в длину с места
• прыжки на скакалке в 1 ми н.
• вис на согнутых руках
• сгибание разгибание рук в упоре лёжа
• подтягивание
• проплывание контрольных диетанций
3. Разработанная нами методика развития специальной физической подготовки, спортсменов пловцов, позволила им улучшить свой спортивный результат на соревнованиях....
1. Абзалов, P.A. Показатели ударного объема крови у спортсменов разного возр аста и спорт ивной квалификации / Р.А.Аб залов, О.И.Павлова // Тео рия и прак тика физической куль туры, 2000. №4. - С.8 -10.
2. Авди енко, В.Б. Модели рование ведущих факт оров подготовки юн ых пловцов на этапный спортивный резу льтат / В.Б.Ав диенко, С.Н.Кучкин // Вой росы повышения эффект ивности подготовки юн ых пловцов Волго град, 2016.- С. 45- 51.
3. Авди енко, В.Б. Орган изация и планир ование спортивной трени ровки в плав ании / В.Б.Ав диенко, Т.М.Воеводина, В.Ю.Давыдов, В.А.Шубина В.А. Самара: СГ ПУ, 2015. - 72 с.
4. Агадж анян, H.A. Адап тация к гипо ксии и биоэко номика внешнего дых ания / Н. А. Агадж анян, В. В. Гнев ушев, А. Ю. Кат ков. Москва.: Изд -во Унта дру жбы народов, 19 99. — 186 с.
5. Апана сенко, Г.Л. Медиц инская валеология / Г.Г.Апанасенко, Л.А.Попова. Рос тов н/Д.: Фен икс, 2000.- 248 с.
7. Артам онов, В. Н. Физиоло гические факторы, опреде ляющие физическую работосп особность / В. Н. Артам онов. -Москва., 19 89. 40 с.
8. Ашмарин, Б.А Тео рия и мето дика педагогических исслед ований в физич еском воспитании / Б.А.Аш марин. М.: Физку льтура и спо рт, 1998.
223 с.
9. Ашмарин, Б.А. Мето дика педагогических исслед ований в физич еском воспитании / Б.А.Аш марин. Л., 197 3.- 152 с.
10. Балье евич, В.К. Кон туры новой стратегии подготовки спорт сменов олимпийского кла сса / В. К. Баль севич // Тео рия и прак тика физической куль туры. 2001. - № 4. - С. 9- 10.
11. Балье евич, B.K. Методоло гические принципы исслед ований по проб леме отбора и спортивной ориентации / В.К.Бальсевич // Тео рия и практика физической куль туры, 1980.- № 1.- С. 31- 33.
12. Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подго товки и физич еского воспитания (методол огический аспект) / В.К.Бальсевич // Тео рия и прак тика физической куль туры, 2019. №
4. - С. 21-26, 39-40.
13. Була това, М.М. Естест венная и искусе твенная гипоксия в сис теме подготовки пло вцов / М.М.Булатова, В.Н.Платонов // Плав ание. Киев: Олимп ийская литература, 20 00. - С. 445-468....44