Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения психолого-педагогического
сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению 9
1.1 Психолого-педагогическое сопровождение: понятие,
характеристики 9
1.2 Психологические особенности подростков, склонных к
девиантному поведению 20
1.3 Специфика психолого-педагогического сопровождения
подростков, склонных к девиантному поведению 29
2 Экспериментальное изучение склонности к девиантному поведению
подростков и описание системы их психолого-педагогического сопровождения 39
2.1 Организация и методы исследования 39
2.2 Анализ результатов исследования 46
2.3 Описание системы психолого-педагогического сопровождения
подростков, склонных к девиантному поведению 56
Заключение 70
Список использованных источников 74
Приложение А Результаты диагностики склонности к девиантному поведению у подростков 80
Приложение Б Общая модель психолого-педагогического
сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению 82
Приложение В Комплекс диагностических методик обследования обучающихся подросткового возраста, склонных к девиантному поведению 83
Приложение Г Консультирование родителей в рамках содержания психолого-педагогического статуса обучающегося, склонного к девиантному поведению 86
Приложение Д Психолого-педагогические рекомендации для педагогов по проблеме взаимодействия с подростками с неуравновешенным, возбудимым типом акцентуации характера 91
Приложение Е Система занятий, направленная на снижение уровней делинквентного поведения и неуравновешенного, возбудимого типа акцентуации характера 94
Приложение Ж Конспект мероприятия на тему здорового образа жизни .. 114 Приложение И План работы Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних на 2020-2021 учебный год 119
Приложение К Конспект мероприятия по ранней профилактике отклоняющихся форм поведения 127
Современный мир и новые образовательные технологии задают стремительный темп для интеграции подрастающего поколения. Общество требует от взрослеющей личности высокой социальной компетентности, способности к самоорганизации и постоянному саморазвитию. В связи с этим, повышается степень риска дезадаптации и проявления различных форм девиантного поведения.
Под девиантным поведением подразумевают социальное поведение, которое не соответствует установленным в обществе нормам [33]. Проблемы неблагополучного развития личности, ее отклонений прослеживаются во всех периодах онтогенеза человека, но самым опасным периодом развития различного рода девиаций считается именно подростковый возраст [26; 36]. Подростки, склонные к девиантным формам поведения, представляют группу повышенного социального риска, поэтому данная проблема в настоящее время приобретает комплексный и междисциплинарный характер. При изучении девиантного поведения подростков необходим охват широкого спектра социально-психологических проблем, поэтому возрастает необходимость поиска эффективных мер социального контроля (превентивные, профилактические, коррекционные, реабилитационные и др.) подростков, склонных к девиантному поведению. Данный факт свидетельствует об актуальности психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению. Данные положения требуют реагирования со стороны образовательного учреждения, в частности, организации комплексной и систематической работы по сопровождению подростков, склонных к девиантному поведению.
Цель: изучение психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение
подростков, склонных к девиантному поведению.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме девиантного поведения и психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению;
2. Описать психологические особенности подростков, склонных к девиантному поведению;
3. Организовать экспериментальное исследование склонности к девиантному поведению обучающихся подросткового возраста, проанализировать результаты исследования;
4. Разработать и описать систему психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантным формам поведения, в образовательном учреждении.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Склонность к девиантному поведению» (авторы - Э. В. Леус, А. Г. Соловьев); методика «Акцентуации характера» (автор - К. Леонгард)); констатирующий эксперимент.
3. Методы количественной и качественной обработки данных, в том числе корреляционный анализ.
Методологическую основу исследования составляют труды отечественных педагогов и психологов по проблеме девиантного поведения (Александровская Э. М., Бытко Ю. И., Клейнберг Ю. А., Майсак Н. В., Мицык Т. А., Рождественская Н. А., Невский И. А. и др.) и психологопедагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению (Андронникова О. О., Битянова М. Р., Дмитриев М. Г., Дроздецкая И. А., Дубровина И. В., Леонова О. В., Субботина Л. Г. и др.).
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 2» г. Лесосибирска в октябре 2019 - мае 2020 гг. Выборка представлена подростками возрасте 13 - 15 лет в количестве 20 человек.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь 2019 г. - декабрь 2019 г.) - изучение теоретических аспектов психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению, определение категориального аппарата, определение объекта и предмета исследования, подбор методов исследования.
2 этап (январь 2020 г. - февраль 2020 г.) - проведение диагностики склонности к девиантному поведению у обучающихся подросткового возраста, анализ результатов исследования.
3 этап (март 2020 г. - апрель 2020 г.) - разработка и описание системы психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению.
4 этап (апрель 2020 г. - май 2020 г.) - анализ полученных результатов исследования, формулирование выводов, оформление выпускной квалификационной работы.
Результаты экспериментального исследования представлены на конференциях разного уровня: всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2019), XVI международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный - 2020» (Красноярск, 2020), международной научно-практической конференции «Молодежь Сибири - науке России» (Красноярск, 2020). По теме выпускной квалификационной работы опубликовано две научные статьи.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению. Полученные в ходе исследования материалы теоретического и экспериментального анализа психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению, могут быть использованы при разработке и апробации маршрута психолого- педагогического сопровождения обучающихся с девиантными формами поведения, а также студентами при подготовке курсовых проектов и семинарских занятий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 50 источников, 6 рисунков. Общий объем работы составляет 79 страниц.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что в современной науке термин «психолого-педагогическое сопровождение» интерпретируется неоднозначно. Вслед за Л. Г. Субботиной, психолого-педагогическое сопровождение мы определяем, как сферу профессиональной деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса, целью которой становится воссоздание адекватных социальных, психологических, педагогических условий для успешного обучения и индивидуально-личностного развития обучающегося, совершенствования педагогического мастерства, формирования субъект-субъектных отношений в образовательной организации. Целенаправленная деятельность по психологопедагогическому сопровождению становится важной составляющей образовательного процесса, так как способствует преемственности и эффективности применения образовательных технологий. Достигаются такие результаты за счет повышения психолого-педагогических компетенций субъектов образовательного процесса (психологической устойчивости и защищенности).
Под девиантным поведением, мы вслед за И. А. Невским, рассматриваем такое социальное поведение индивида, которое не соответствует установленным в обществе нормам и правилам.
Среди психологических особенностей подростков, склонных к отклоняющемуся поведению, отечественные исследователи отмечают следующие: гиперболизированные чувствительность и впечатлительность; чрезмерная раздражительность; нарушения самоотношения, самооценки и эмоционально-волевой сферы; низкий уровень нервно-психической устойчивости; эгоцентричность; инфантильность; отсутствие эмоциональных привязанностей; депрессивные тенденции и состояния; низкие коммуникативные способности; агрессивность; гневливость; чрезмерная подозрительность; пассивность; высокая подчиняемость; несамостоятельность; импульсивность; апатичность; несформированность самоидентичности; сниженная переносимость трудностей повседневной жизни и аддиктивные проявления (стремление ухода от реальности); комплекс неполноценности скрытого характера, сочетающийся с превосходством; скрытый страх перед стойкими эмоциональными контактами с внешне проявляемой социабельностью; стремление говорить неправду; желание обвинять других, невиновных людей; стереотипность, повторяемость поведения; высокая тревожность; состояние психологического дискомфорта; нарушения сексуального поведения; нарушения пищевого поведения; неврозы; характерологические особенности (акцентуации характера).
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что у подростков, склонных к девиантным формам поведения, преобладающими типами акцентуаций характера являются: неуравновешенный, возбудимый, экзальтированный, циклотимный, а также дистимический, педантичный и тревожный.
Под психолого-педагогическим сопровождением подростков, склонных к девиантному поведению, мы вслед за О. В. Леоновой, понимаем технологию, предназначенную для оказания помощи в решении возникающих у обучающихся проблем.
Психолого-педагогическая деятельность по сопровождению подростков, склонных к девиантным формам поведения, в образовательной организации реализуется в направлениях поддержки и решения задач личностного, ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, построения конструктивных отношений, формирования жизненных навыков и социального опыта, профессионального самоопределения и предупреждения девиантных проявлений среди обучающихся.
Нами организовано экспериментальное исследование, на базе МБОУ «СОШ № 2» г. Лесосибирска, среди обучающихся седьмых классов. В качестве диагностического инструментария мы использовали методики: «Склонность к девиантному поведению» (авторы - Э. В. Леус, А. Г. Соловьев); «Акцентуации характера» (автор - К. Леонгард).
В результате экспериментального исследования мы выявили ситуативную предрасположенность к девиантному поведению у всех испытуемых данной выборки. У обучающихся, склонных девиантному поведению, преобладают гипертимный, циклотимный, экзальтированный, неуравновешенный, возбудимый, тревожный типы акцентуаций характера.
С целью выявления взаимосвязи между показателями склонности к девиантному поведению и акцентуаций характера у обучающихся подросткового возраста мы использовали корреляционный анализ. В результате корреляционного анализа нами выявлена положительная взаимосвязь делинквентного (допротивоправного) поведения и неуравновешенного (возбудимого) типа акцентуации характера (r=0,455673 при уровне значимости p<0,05). Следовательно, обучающиеся, демонстрирующие неуравновешенный (возбудимый) тип акцентуации характера, чаще склонны к делинквентному поведению. Положительная взаимосвязь выявлена между агрессивным поведением и тревожным типом акцентуации характера (r=0,447383 при уровне значимости p<0,05). Следовательно, подростки, обнаруживающие ситуативную предрасположенность к агрессивному поведению, одновременно склонны к тревожному типу акцентуации характера. Также, положительная взаимосвязь выявлена между самоповреждающим (аутоагрессивным) поведением и педантичным типом акцентуации характера (r=0,438535 при уровне значимости p<0,05). Следовательно, обучающиеся с ярко выраженным педантичным типом акцентуации характера чаще склонны к самоповреждающему (аутоагрессивному) поведению. По другим шкалам взаимосвязи не обнаружено.
Исходя из полученных результатов, мы заключаем, что при построении маршрута психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению, необходимо учитывать наличие акцентуаций характера.
Таким образом, на основе результатов экспериментального исследования мы разработали и описали систему психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению, с учетом акцентуаций характера. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, склонных к девиантному поведению, мы определяем, как систему сопровождения обучающихся, обеспечивающую осуществление профессиональной поддержки каждого ребенка посредством предоставления комплексной и индивидуально ориентированной помощи в обучении, развитии, воспитании и социализации, а также профилактики отклоняющихся форм поведения.
1. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. - Москва : Академия, 2012. - 208 с.
2. Андронникова, О. О. Специфика психолого-педагогического сопровождения виктимных подростков, склонных к бродяжничеству / О. О. Андронникова // Science for Education Today. - 2019. - Выпуск 9, № 1. - С. 123-136.
3. Бадмаев, С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С. А. Бадмаев. - Москва : Магистр, 2014. - 96 с.
4. Бердникова, А. Г. Психолого-педагогическое сопровождение как составляющая образовательного процесса / А. Г. Бердникова // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 240-242.
5. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - Москва : Совершенство, 2011. - 298 с.
6. Бытко, Ю. И. Девиантное поведение подростков / Ю. И. Бытко, А. С. Ладно // СоцИс. - 2008. - № 4. - С. 15-17.
7. Голоухова, Н. Г. Методика и технология работы социального педагога / Н. Г. Голоухова. - Архангельск : ГОУВПО «Приморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2010. - 152 с.
8. Дмитриев, М. Г. Психолого-педагогическое сопровождение социализации подростков с делинквентным поведением в условиях летнего специализированного лагеря / М. Г. Дмитриев, Ю. А. Парфенов, Ю. Н. Ильичева, Е. В. Гуренева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2011. - Выпуск 80, № 10. - С. 86-90.
9. Дроздецкая, И. А. Особенности социально-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением / И. А. Дроздецкая. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 160 с.
10. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога. / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, М. К. Борисова. - Москва : Просвещение, 1991 - 303 с.
11. Жулина, Г. Н. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков, склонных к девиантному поведению / Г. Н. Жулина // Образование и наука. - 2016. - № 5 (134). - С. 8396.
12. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика / И. А. Зайцева. - Москва : Март, 2004. - 198 с.
13. Иневаткина, С. Е. К вопросу организации психолого-педагогического сопровождения дошкольников с расстройствами аутистического спектра / С. Е. Иневаткина, Н. В. Лазарева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-4. - С.104-107.
14. Казин, Э. М. Психолого-педагогические аспекты решения проблем социальной адаптации и здоровья обучающихся / Э. М. Казин, Л. В. Чванова, О. Г. Красношлыкова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - Выпуск 2, № 2 (49). - С. 129-137.
15. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Москва : Политиздат, 1985. - 431 с....50