Особенности проведения органами прокуратуры предварительного расследования в уголовном судопроизводстве
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ КАК ВИДА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМЫ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 7
1.1. Понятие и характеристика предварительного расследования 7
1.2. Особенности осуществления предварительного расследования в форме предварительного следствия 12
1.3. Особенности осуществления предварительного расследования в форме дознания 18
Глава 2. РОЛЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Полномочия прокурора при проведении предварительного следствия и дознания 25
2.2. Проблемы при осуществлении прокурорского надзора на стадии предварительного расследования: исторический аспект 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ КАК ВИДА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМЫ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 7
1.1. Понятие и характеристика предварительного расследования 7
1.2. Особенности осуществления предварительного расследования в форме предварительного следствия 12
1.3. Особенности осуществления предварительного расследования в форме дознания 18
Глава 2. РОЛЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Полномочия прокурора при проведении предварительного следствия и дознания 25
2.2. Проблемы при осуществлении прокурорского надзора на стадии предварительного расследования: исторический аспект 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Уголовное судопроизводство является одной из важнейших правовых отраслей, в рамках которой остро поднимаются вопросы реализации человеческих прав и свобод.
Полноценное осуществление данного производства возможно лишь при условии строгого и неукоснительного исполнения обязанностей государственных органов и должностных лиц, являющихся участниками уголовного процесса и реализующих его. Соблюдение требований действующей нормативно-правовой базы обязательно в рамках всего процесса проведения уголовно-процессуальной деятельности с самого начала до этапа ее завершения.
Как следствие, обеспечение законности уголовного судопроизводства имеет важнейшее значение уже на первоначальной стадии уголовного процесса, при которой происходит принятие решения о возбуждении уголовного дела.
Повышенное внимание к обеспечению законности, ее состоянию в рамках расследования уголовных дел обуславливается имеющейся в России негативной тенденцией роста преступности, трансформации преступной деятельности в рамках процесса глобализации.
Именно это и обуславливает актуальность данной курсовой работы.
Кроме того, при реализации предварительного расследования существенна роль надзорного органа относительно исполнения требований действующего уголовно-процессуального законодательства должностными лицами уполномоченных органов существенна. Именно прокуратура выступает в качестве такого надзорного органа, прокурорская деятельность направлена на обеспечение охраны прав и свобод граждан, их защиту, а также защиту интересов общества и государства, обеспечение и укрепление законности.
Прокуратура от имени Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законодательства РФ на территории всей страны, в рамках которого подлежат обнаружению правонарушения со стороны поднадзорных лиц и ведомств. При выявлении факта нарушения закона органы прокуратуры принимают меры к незамедлительному устранению допущенных нарушений, к восстановлению нарушенных прав, что в свою очередь способствует обеспечивает верховенство закона, укрепление законности, правопорядка.
В связи с изложенным считаем необходимым рассмотреть имеющиеся правовые недостатки правового регулирования процессуальной деятельности при проведении предварительного расследования.
Объект исследования представляют общественные отношение, складывающиеся и развивающиеся в связи с проведением предварительного расследования органами следствия и дознания в уголовном судопроизводстве, анализ их правового положения и характер взаимодействия с прокуратурой и иными участниками уголовного процесса.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регламентирующие порядок осуществления предварительного расследования в уголовном судопроизводстве, особенности проведения предварительного следствия и дознания, особенности взаимодействия участников предварительного расследования.
Целью исследования выступает формулировка научных положений, касающихся особенностей проведения предварительного расследования в уголовном судопроизводстве, и разработка предложений, направленных на усовершенствование законодательного регулирования соответствующей деятельности правоохранительных органов на основании изучения и анализа процессуальных норм, а также сложившейся правоприменительной практики.
Достижение постановленной цели исследования требует решения следующих задач:
- рассмотрение особенностей форм проведения предварительного расследования преступлений;
- изучение и анализ полномочий органов следствия, дознания, а также прокуратуры на стадии возбуждения уголовного дела и проведения предварительного расследования;
- анализ исторического развития компетенции следственных органов и органов прокуратуры при осуществлении предварительного расследования;
- определение предложений и методических рекомендаций, направленных на совершенствование правового регулирования вопросов предварительного расследования в уголовном судопроизводстве.
Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания, а также различные частно-научные методы, используемые в юриспруденции: системно-структурный, формально-логический, статистический, сравнительно-правовой и др.
Нормативную базу исследования составили: составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее – УПК РФ), Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о прокуратуре) и иные нормативно-правовые акты анализируемой сферы , регламентирующие особенности проведения предварительного расследования, а также действия лиц - участников расследования в уголовном судопроизводстве, их полномочия и порядок взаимодействия между собой.
Полноценное осуществление данного производства возможно лишь при условии строгого и неукоснительного исполнения обязанностей государственных органов и должностных лиц, являющихся участниками уголовного процесса и реализующих его. Соблюдение требований действующей нормативно-правовой базы обязательно в рамках всего процесса проведения уголовно-процессуальной деятельности с самого начала до этапа ее завершения.
Как следствие, обеспечение законности уголовного судопроизводства имеет важнейшее значение уже на первоначальной стадии уголовного процесса, при которой происходит принятие решения о возбуждении уголовного дела.
Повышенное внимание к обеспечению законности, ее состоянию в рамках расследования уголовных дел обуславливается имеющейся в России негативной тенденцией роста преступности, трансформации преступной деятельности в рамках процесса глобализации.
Именно это и обуславливает актуальность данной курсовой работы.
Кроме того, при реализации предварительного расследования существенна роль надзорного органа относительно исполнения требований действующего уголовно-процессуального законодательства должностными лицами уполномоченных органов существенна. Именно прокуратура выступает в качестве такого надзорного органа, прокурорская деятельность направлена на обеспечение охраны прав и свобод граждан, их защиту, а также защиту интересов общества и государства, обеспечение и укрепление законности.
Прокуратура от имени Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законодательства РФ на территории всей страны, в рамках которого подлежат обнаружению правонарушения со стороны поднадзорных лиц и ведомств. При выявлении факта нарушения закона органы прокуратуры принимают меры к незамедлительному устранению допущенных нарушений, к восстановлению нарушенных прав, что в свою очередь способствует обеспечивает верховенство закона, укрепление законности, правопорядка.
В связи с изложенным считаем необходимым рассмотреть имеющиеся правовые недостатки правового регулирования процессуальной деятельности при проведении предварительного расследования.
Объект исследования представляют общественные отношение, складывающиеся и развивающиеся в связи с проведением предварительного расследования органами следствия и дознания в уголовном судопроизводстве, анализ их правового положения и характер взаимодействия с прокуратурой и иными участниками уголовного процесса.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регламентирующие порядок осуществления предварительного расследования в уголовном судопроизводстве, особенности проведения предварительного следствия и дознания, особенности взаимодействия участников предварительного расследования.
Целью исследования выступает формулировка научных положений, касающихся особенностей проведения предварительного расследования в уголовном судопроизводстве, и разработка предложений, направленных на усовершенствование законодательного регулирования соответствующей деятельности правоохранительных органов на основании изучения и анализа процессуальных норм, а также сложившейся правоприменительной практики.
Достижение постановленной цели исследования требует решения следующих задач:
- рассмотрение особенностей форм проведения предварительного расследования преступлений;
- изучение и анализ полномочий органов следствия, дознания, а также прокуратуры на стадии возбуждения уголовного дела и проведения предварительного расследования;
- анализ исторического развития компетенции следственных органов и органов прокуратуры при осуществлении предварительного расследования;
- определение предложений и методических рекомендаций, направленных на совершенствование правового регулирования вопросов предварительного расследования в уголовном судопроизводстве.
Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания, а также различные частно-научные методы, используемые в юриспруденции: системно-структурный, формально-логический, статистический, сравнительно-правовой и др.
Нормативную базу исследования составили: составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее – УПК РФ), Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о прокуратуре) и иные нормативно-правовые акты анализируемой сферы , регламентирующие особенности проведения предварительного расследования, а также действия лиц - участников расследования в уголовном судопроизводстве, их полномочия и порядок взаимодействия между собой.
Подводя итоги рассмотрению вопроса о формах предварительного расследования следует сформулировать следующие выводы.
Предварительное расследование выступает важнейшей стадией уголовного судопроизводства, от которого зависит дальнейший ход рассмотрения уголовного дела.
На законодательном уровне установлены общие условия проведения предварительного расследования в целях урегулирования действий участников соответствующих правоотношений вне зависимости от осуществляемой формы производства.
Уголовно-процессуальная наука под предварительным расследованием понимает достаточно многогранное правовое явление, представляющее собой многоэтапную строго регламентированную деятельность уполномоченных органов.
Предварительное расследование характеризуется неоднократным в процессе его осуществления принятием процессуальных решений и выполнением необходимых для раскрытия преступления действий.
В качестве основной цели расследования выступает установление факта совершения преступления, сбор надлежащей доказательственной базы и определение виновного лица в совершении деяния.
Предварительное расследование осуществляется в двух формах: предварительное следствие и дознание, которое также может быть проведено в сокращенной форме.
В целом следует заключить, что двумя основными отличиями форм осуществления предварительного расследования выступают:
1) процедура проведения формы – дознанию присущ упрощенный порядок в отличие от следствия;
2) участие прокурора в проведения предварительного расследования в той или иной форме. При проведении предварительного следствия полномочия прокуратуры существенно минимизированы в сравнении с проведением дознания, что непосредственно будет рассмотрено в следующей главе настоящей работы.
В части внесения предложений по изменению существующего регламентированного порядка следует обратить внимание на следующее.
В положениях уголовно-процессуального закона отсутствует перечень тех следственных действий, которые могут проводиться исключительно следователем, осуществляющим предварительное следствие, а также перечень действий, в отношении которых возможно перепоручения в адрес третьих лиц.
Считаем, что на практике отступление от требований к перепоручению совершения отдельных следственных действий может влечь за собой отступление от множества положений уголовно-процессуального закона, принимая во внимание специфику и ряд отличительных характеристик деятельности дознавателей и деятельности следователей.
На основании изложенного, целесообразно закрепить в положениях уголовно-процессуального кодекса РФ (в статье 152 УПК РФ) перечень следственных действий, которые осуществляются исключительно следователем, принимая во внимание презюмирование факта наличия у следователя более глубоких специальных знаний для осуществления определенных действий, а также перечень действий, которые могут осуществляться в рамках перепоручения органами дознания.
Указанное исключит возможность злоупотребления со стороны следователей действий по перепоручению полномочий в адрес иных лиц, а также минимизирует возможность отступления от положений уголовно-процессуального законодательства.
Относительно проведения сокращенной формы дознания также отметим. Несмотря на регламентированную упрощенную форму дознания, отвечающего своим основным задачам, в уголовно-правовой сфере может возникнуть ряд проблем, ввиду чего снижается эффективность и полноценность применения процедуры сокращенной формы дознания.
Руководствуясь изложенным, предлагаем внести изменения в уголовно-процессуальный кодекс в части ограничения сроков заявления возражений относительно сокращенной формы проведения дознания посредством ограничения этого момента ознакомлением с итоговым материалами дела, подлежащими направлению в адрес прокуратуры.
Имеющаяся в нормативной базе дифференциация средств процессуального реагирования прокурора на факты нарушения закона при вынесении необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел характеризует данную сферу уголовного судопроизводства как неопределенную, нуждающуюся в дополнительном правовом регулировании.
Уголовно-процессуальным законом должно быть предусмотрено единство и четкость порядка реакции прокурора на необоснованные и незаконные решения органов предварительного расследования в целях повышения эффективности осуществляемой прокуратурой надзорной деятельности.
В статье 37 следует закрепить соответствующие полномочия прокурора, утвердив возможность отмены решений не только нижестоящих прокуроров и дознавателей, но и следственных органов.
Все вышеуказанные предлагаемые изменения позволят обеспечить эффективность проведения предварительного расследования, предотвратить возможные нарушения, обеспечить максимальные гарантии защиты прав участников уголовного судопроизводства.
Предварительное расследование выступает важнейшей стадией уголовного судопроизводства, от которого зависит дальнейший ход рассмотрения уголовного дела.
На законодательном уровне установлены общие условия проведения предварительного расследования в целях урегулирования действий участников соответствующих правоотношений вне зависимости от осуществляемой формы производства.
Уголовно-процессуальная наука под предварительным расследованием понимает достаточно многогранное правовое явление, представляющее собой многоэтапную строго регламентированную деятельность уполномоченных органов.
Предварительное расследование характеризуется неоднократным в процессе его осуществления принятием процессуальных решений и выполнением необходимых для раскрытия преступления действий.
В качестве основной цели расследования выступает установление факта совершения преступления, сбор надлежащей доказательственной базы и определение виновного лица в совершении деяния.
Предварительное расследование осуществляется в двух формах: предварительное следствие и дознание, которое также может быть проведено в сокращенной форме.
В целом следует заключить, что двумя основными отличиями форм осуществления предварительного расследования выступают:
1) процедура проведения формы – дознанию присущ упрощенный порядок в отличие от следствия;
2) участие прокурора в проведения предварительного расследования в той или иной форме. При проведении предварительного следствия полномочия прокуратуры существенно минимизированы в сравнении с проведением дознания, что непосредственно будет рассмотрено в следующей главе настоящей работы.
В части внесения предложений по изменению существующего регламентированного порядка следует обратить внимание на следующее.
В положениях уголовно-процессуального закона отсутствует перечень тех следственных действий, которые могут проводиться исключительно следователем, осуществляющим предварительное следствие, а также перечень действий, в отношении которых возможно перепоручения в адрес третьих лиц.
Считаем, что на практике отступление от требований к перепоручению совершения отдельных следственных действий может влечь за собой отступление от множества положений уголовно-процессуального закона, принимая во внимание специфику и ряд отличительных характеристик деятельности дознавателей и деятельности следователей.
На основании изложенного, целесообразно закрепить в положениях уголовно-процессуального кодекса РФ (в статье 152 УПК РФ) перечень следственных действий, которые осуществляются исключительно следователем, принимая во внимание презюмирование факта наличия у следователя более глубоких специальных знаний для осуществления определенных действий, а также перечень действий, которые могут осуществляться в рамках перепоручения органами дознания.
Указанное исключит возможность злоупотребления со стороны следователей действий по перепоручению полномочий в адрес иных лиц, а также минимизирует возможность отступления от положений уголовно-процессуального законодательства.
Относительно проведения сокращенной формы дознания также отметим. Несмотря на регламентированную упрощенную форму дознания, отвечающего своим основным задачам, в уголовно-правовой сфере может возникнуть ряд проблем, ввиду чего снижается эффективность и полноценность применения процедуры сокращенной формы дознания.
Руководствуясь изложенным, предлагаем внести изменения в уголовно-процессуальный кодекс в части ограничения сроков заявления возражений относительно сокращенной формы проведения дознания посредством ограничения этого момента ознакомлением с итоговым материалами дела, подлежащими направлению в адрес прокуратуры.
Имеющаяся в нормативной базе дифференциация средств процессуального реагирования прокурора на факты нарушения закона при вынесении необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел характеризует данную сферу уголовного судопроизводства как неопределенную, нуждающуюся в дополнительном правовом регулировании.
Уголовно-процессуальным законом должно быть предусмотрено единство и четкость порядка реакции прокурора на необоснованные и незаконные решения органов предварительного расследования в целях повышения эффективности осуществляемой прокуратурой надзорной деятельности.
В статье 37 следует закрепить соответствующие полномочия прокурора, утвердив возможность отмены решений не только нижестоящих прокуроров и дознавателей, но и следственных органов.
Все вышеуказанные предлагаемые изменения позволят обеспечить эффективность проведения предварительного расследования, предотвратить возможные нарушения, обеспечить максимальные гарантии защиты прав участников уголовного судопроизводства.
Подобные работы
- Предварительное следствие и дознание как формы
предварительного расследования
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - Предварительное следствие как форма расследования (Тольяттинский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Предварительное следствие как форма расследования
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2023 - Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - СТАДИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ФОРМЫ (СОВЕТСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Предварительное расследование как стадия уголовного судопроизводства
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Предварительное расследование как стадия уголовного судопроизводства
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия при расследовании уголовных дел
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формы предварительного расследования - предварительное следствие и дознание
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



