ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 5
§ 1.1 Понятие и признаки государственного унитарного предприятия 5
§ 1.2 Порядок учреждения государственных унитарных предприятий 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 12
§ 2.1 Органы управления государственных и муниципальных унитарных предприятий 12
§ 2.2 Отличительные особенности правового статуса государственных и муниципальных предприятий 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Актуальность темы. Государственные и муниципальные предприятия играют ключевую роль в российской экономической системе. Мировой опыт подтверждает необходимость государственного вмешательства в экономику для любого современного общества, особенно в России, где государство традиционно занимало ведущие позиции в этой сфере. Однако возникает множество вопросов относительно объема государственного сектора и способов решения проблем, связанных с функционированием таких предприятий. Государственные и муниципальные предприятия часто не могут эффективно выполнять социальные задачи и демонстрируют низкие показатели экономической продуктивности. Будучи участниками имущественных отношений, решение их проблем в основном лежит в области гражданско-правового регулирования. Кроме того, данная система должна обеспечить предсказуемость этих предприятий как участников имущественных отношений для других элементов гражданского оборота.
Важность исследования вопросов правового статуса унитарных предприятий определяется значимостью данной темы и масштабом связанных с ней проблем.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с созданием, ликвидацией, реорганизацией унитарных предприятий, их участием в отношениях по поводу приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Предметом работы являются нормы гражданского права Российской Федерации, регулирующие правовое положение государственного и муниципального унитарного предприятия, его права и обязанности.
Целью работы является исследование правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий.
К задачам исследования относятся:
-раскрыть понятие и признаки государственного унитарного предприятия,
- определить порядок учреждения государственных унитарных предприятий,
- рассмотреть органы управления государственных и муниципальных унитарных предприятий,
- выявить отличительные особенности правового статуса государственных и муниципальных предприятий.
Теоретическую основу исследования составляют труды: Абдрахманова Д. М., Вознюк Н. Ю., Долинская В. В., Закуракина О. В., Золотарев А. С.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.
В ходе курсовой работы мы провели исследование и пришли к следующим заключениям: правовое положение государственных унитарных предприятий, выражающих интересы государства и общества, олицетворяет их взаимодействие и режим функционирования с учетом государственных интересов в экономической сфере. Государство выступает субъектом различных правоотношений; как государственная властная структура в публично-правовых отношениях оно координирует и контролирует деятельность таких предприятий. В качестве собственника государство может участвовать в экономических и частно-правовых процессах через государственные предприятия, которые служат инструментом для осуществления этой роли. Поэтому, в экономике, где действуют унитарные предприятия, происходит слияние элементов частного и публичного права.
Следовательно, законодательство об унитарных предприятиях требует усовершенствования с учетом этих аспектов. Недостаточно просто определить статус предприятий как унитарных юридических лиц, не являющихся собственниками. Важно синхронизировать нормы различных отраслей права, регулирующих не только их организационно-правовую форму, но и их хозяйственно-правовую деятельность в новых экономических условиях.
Подводя итог исследования правовой основы государственных унитарных предприятий, можно заключить, что система их правового регулирования находится в стадии формирования и состоит из двух уровней: федерального и уровня субъектов Российской Федерации. Основу этой системы составляют Конституция РФ и федеральные законы, устанавливающие основные принципы функционирования этих предприятий. Законы субъектов РФ конкретизируют эти принципы в зависимости от своих социально-экономических условий. Они служат базой для принятия отраслевых правовых актов, регулирующих организационные структуры, полномочия и иные вопросы деятельности государственных унитарных предприятий с учетом особенностей унитарных образований.
При этом законодательство, как федеральное, так и субъектов РФ, должно регламентировать наиболее важные институты деятельности государственных унитарных предприятий, предоставляя достаточно возможностей для законодательной инициативы самим предприятиям, чтобы максимально учитывать мнение трудовых коллективов.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 04.10.2022) // РГ. — 2022.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. № 238–239. 08.12.1994.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410
4. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // КонсультанПлюс
5. Указ Президента РФ от 8 сентября 2021 г. № 515 "О федеральных государственных унитарных предприятиях, находящихся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний"// КонсультанПлюс
Научная и учебная литература, материалы периодической печати,
интернет-источники
6. Абдрахманова, Д. М. «Физическое и юридическое лицо». Понятие, характеристика, особенности регистрации в РФ // Молодой ученый. — 2019. — №11.4. — С. 4—7.
7. Абдрахманова, Д. М. Предпринимательство без образования юридического лица. Порядок регистрации и прекращения деятельности // Молодой ученый. — 2019. — №11.4. — С. 7—10.
8. Вознюк, Н. Ю. Унитарные предприятия в аспекте современной правовой действительности // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 96-98.
9. Долинская, В. В. Организационно – правовые формы хозяйствования: система и новеллы // Журнал российского права. — 2019. — № 1 (229). — С. 13—22.
10. Закуракина, О. В. Формирование и развитие теорий юридического лица в России // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 3—7.
11. Золотарев, А. С. Побочные эффекты реформирования системы юридических лиц в гражданском праве России // Молодой ученый. — 2019. — №7.3. — С. 26—27.
12. Давудов, Д. А. К вопросу о целесообразности использования понятия «юридическое лицо публичного права // Право и практика. — 2019. — № 4. — 274—277.
13. Иншакова, А. О. Юридическая ответственность из деликтных обязательств: межотраслевые интерпретации современной юридической мысли // Legal concept. — 2019. — № 1. — Т. 17. — С. 6—8.
14. Килабов, М. М. Юридические лица, понятие и особенности их признаков // Молодой ученый. — 2019. — №7. — С. 350—352.
15. Килабов, М. М. Виды юридических лиц и их особенности // Молодой ученый. — 2019. — №7. — С. 347—350.
16. Лаптева А. М. Понятие «бюджетных инвестиций» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. — 2020. — Т. 9. — Вып. 3. — С. 330–342.
17. Маркова Ю. В. Правовой режим имущества унитарного предприятия // Молодой учёный. — 2021. — № 18. — С. 230–232.
18. Никитина, С. С. Правовое регулирование деятельности юридических лиц: обзор изменений законодательства // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 1—4. — С. 17—19.
19. Репьев, А. Г. Юридические лица в гражданском праве: некоторые аспекты типологии // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. — 2019. — № 14—1. — С. 282—284.
20. Рой, А. А. Особенности гражданской правоспособности публично – правовых образований // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2019. — № 5 (112). — С. 96—99.
21. Тихонова, М. М. Генезис понятия «юридическое лицо» в науке и законодательстве // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2019 г.). — Казань: Бук, 2019. — С. 120—126.
22. Чунаев Д. В. Оценка влияния управления финансами в государственных и муниципальных унитарных предприятиях на социально-экономическое развитие муниципального образования // Муниципалитет: экономика и управление. — 2020. — № 5. — С. 42–48