Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХРОНОТИПОВ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЛЮДЕЙ

Работа №152915

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

биология

Объем работы64
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1. Определение хронотипов 5
1.2. Классификация биологических ритмов 11
1.3. Роль биоритмов в жизни человека 14
1.4. Влияние хронотипов на физиологию человека 17
1.5. Взаимосвязь биохимических процессов и биоритмов человека 19
1.6. Работоспособность и ее динамика 21
1.7. Методы повышения работоспособности 28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1. Определение хронотипов студентов 31
2.2. Оценка уровня работоспособности 37
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
3.1. Исследование индивидуальных хронотипов 42
3.2. Изучение умственной работоспособности у различных хронотипов .... 44
3.3. Причины отсутствия влияния хронотипов на работоспособность 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61


Существуют различные факторы в современном мире, значительно влияющие на жизнь людей, на их трудоспособность. Важно изучение таких факторов для оптимизации рабочих процессов и для повышения производительности труда человека. Известно, что многие процессы, такие как обмен информацией и энергией, веществом с окружающей средой синхронизированы с различными воздействиями. В современном мире существуют различные факторы, существенно влияющие на жизнь людей, на их трудоспособность. Одним из них является хронотип, то есть индивидуальный суточный ритм человека, на который влияет не только время пробуждения и отхода ко сну, но и степень активности в разные периоды дня. Они определяют индивидуальные особенности человека и их биоритмов.
Биоритмология - это наука, изучающая повторяющиеся процессы в биологических системах разного уровня организации от их зарождения до таких сложных явлений, как лунные и сезонные ритмы в жизни природы, играющие важную роль в жизнедеятельности организма. Она изучает ритмы активности и пассивности в организме и утверждает, что многие процессы, такие как обмен информацией и энергией, веществом с окружающей средой синхронизированы с различными воздействиями.
Биологические ритмы - это регулярные циклические повторения изменений характера и интенсивности биологических процессов и явлений. Они играют серьезную роль в адаптации организмов к условиям окружающей среды, которые имеют свойство изменяться, определяя выживаемость тех или иных организмов в природе. Любое нарушение такой синхронизации может негативно отразиться на работоспособности человека и его самочувствии. Поэтому важно учитывать свои хронотипы при постановке и организации различных видов деятельности, в том числе образовательного процесса.
Оценка влияния индивидуальных хронотипов на работоспособность людей может быть не только актуальна, но и очень интересна. Наши биоритмы определяют лучшее время для работы, учитывая наивысшую степень концентрации и производительности. Изучения такого вида аспекта может помочь организациям увеличить эффективность работы сотрудников и оптимизировать рабочие процессы. Таким образом, данное исследование может иметь практическое применения и положительный эффект на рабочей деятельности людей, в связи с этим повышение качества образования студентов является актуальной проблемой.
Актуальность: повышение качества образования студентов является актуальной проблемой. Изучение влияния хронотипов может помочь в её решении.
Цель работы: изучить влияние индивидуальных хронотипов на работоспособность человека...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках нашего исследования был проведен анализ влияния индивидуальных хронотипов на работоспособность людей.
При исследовании хронотипов оказалось, что студенты 1-2 курсов в равных количествах распределились в основном на 2 типа - «голуби» и «совы». А среди 3-4 курсов значительно преобладает хронотип «голубь». В то же время ив 1, и во 2группах имеются студенты с хронотипом «жаворонок», правда количество людей с данным хронотипом значительно меньше, чем со всеми остальными. «Жаворонки» и «голуби» - это хронотипы, которым легче всего ужиться в настоящем мире. Для них характерно пробуждение рано утром. А «совам» тяжелее в этом мире, ведь у них существует 3 промежутка активности, первый из них только начинается в 13, а остальные вечером и ночью.
В ходе работы оценивался уровень умственной работоспособности. Очень важную информацию для его анализа предоставляет коэффициент продуктивности, который является интегральным для описания количественных и качественных параметров работы. В нашей работе, он не имеет фактических различий между двумя группами студентов в начале пары у 1 группы и у 2 группы. При этом основной вклад в него в первой группе вносит скорость, а во второй - качество выполнения задания. К концу пары данный коэффициент уменьшается, но все также без значительной разницы между группами.
Результаты комплексной оценки выполнения задания ярко демонстрируют более положительную динамику функционального состояния ЦНС студентов младших курсов несмотря на то, что в период максимальной работоспособности у старшекурсников было больше отличных и хороших работ, по сравнению с неудовлетворительными.
Анализ функциональных сдвигов показал, что реакция на нагрузку в первой группе оказалась более негативной поскольку преобладают студенты с выраженным утомлением (43%). Данная работа дается им с трудом со значительными затратами внутренних ресурсов.
Наши результаты приводят к необходимости дальнейших исследований в этой области с более широким и глубоким охватом факторов, влияющих на работоспособность. Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого человека при оценке его работоспособности.
Несмотря на то, что наши выводы не подтвердили гипотезу о влиянии хронотипов на работоспособность, наше исследование внесло вклад в понимание многогранности этой проблемы и позволило выделить новые направления для будущих исследований в области психофизиологии и трудовой психологии.
Однако, для получения более полной картины исследованиям в области влияния хронотипов на работоспособность требуется уделить дополнительное внимание, учитывая разнообразие факторов, влияющих на производительность и благополучие на рабочем месте.



1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. М.: Крук, 1994. 255 с.
2. Агулова Л.П. Хронобиология: учеб, пособие. - Томск: Томский государственный университет, 2013. 260 с.
3. Аппель В. А. Биоритмы: подходите ли вы друг другу. М.: Интерэксперт; Нолидж, 1996. 235 с.
4. Безопасность жизнедеятельности / В. Ю. Фролов, Б. В. Туровский, В. И. Ефремова [и др.]. Санкт-Петербург: Лань, 2023. 336 с.
5. Бреус М. Всегда вовремя. Москва: Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2016.28 с.
6. Глуткин, С. В., Чернышева, Ю. И., Зинчук, В. В., Балбатун, О. А., Орехов, С. Д. Физиологическая характеристика лиц с различными хронотипами // Вестник смоленской государственной медицинской академии. 2017. № Том 16, №2. С. 48-58.
7. Гора Е.П. Экология человека: Учебное пособие для вузов. М.: Дрофа, 2007. 540 с.
8. Гридин Л. А., Богомолов А. В., Кукушкин Ю. А. Методологические основы исследования физической работоспособности человека //Актуальные проблемы физической подготовки силовых структур. 2011. №. 1. С. 10-19.
9. Дедов И.И., Дедов В.И. Биоритмы гормонов. М.: Медицина, 1992. 255 с.
10. Духова ГА. Методика определения и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы: Методические указания. - М.:МИИТ, 2014. 25 с.
11. Зароднюк Г.В., Ларионова М.Н. Биологические ритмы: Методические указания для самостоятельной работы студентов. Санкт-Петербург: Изд-во Политехнич.ун-та, 2017. 21с.
12. Значение хронобиологии для криминалистики / Шапошникова В., Китаев Н. // Законность. 1997. № 11. С.46-48
13. Имамалыев Т. И., Цыганкова В. О. Умственная и физическая работоспособность обучающихся и влияние различных факторов на неё //Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования. 2021. С. 215-218.
14. Медвецкая Н.М. Комплексный врачебно-педагогический контроль в оздоровительной и адаптивной физической культуре: методические рекомендации. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2021. 44 с.
15. Красоткина И.Н. Биоритмы и здоровье. М.: Искатель, 2002. 222 с...35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ