Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Направления совершенствования молодёжной политики для предотвращения оттока молодёжи из моногородов (на примере города Череповца)

Работа №152906

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное управление

Объем работы120
Год сдачи2024
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Современная молодежь в моногородах: постановка проблемы удержания молодёжи 6
1.1 Понятие молодежи и её основные потребности 6
1.2 Понятие моногорода и проблемы удовлетворения потребностей молодежи в моногородах 12
1.3 Проблема оттока молодежи из моногородов: факторы и последствия 19
Глава 2. Молодежная политика как инструмент удержания молодежи 26
2.1 Молодежная политика и ее основные элементы 26
2.2 Систематизация и классификация инструментов молодежной политики 33
2.3 Подходы к определению эффективности мер молодёжной политики для удержания молодёжи 36
2.4 Бенчмаркинг лучших практик (российских и зарубежных) в использования инструментов молодежной политики для удержания молодежи в моногородах 39
Глава 3: Разработка рекомендаций по совершенствованию молодёжной политики в городе Череповец 51
3.1 Особенности города Череповец 51
3.2 Проблема оттока молодежи в Череповце 54
3.3 Критический анализ реализуемой молодежной политики в Череповце 55
3.4 Опрос молодежи и фокус-группы: инструменты для анализа молодежной политики 72
3.5 Рекомендации для органов власти по разработке и реализации мер молодежной политики в Череповце 84
Заключение 93
Список использованных источников 95
Приложение 101


В последние десять лет в 92% моногородах сокращалось население. Из-за отсутствия работы и перспектив моногорода покинули 734 тыс. человек. [ВЭБ|РФ]
К 2022 году в России насчитывался 321 моногород. В моногородах, по данным Росстата, живет 12,7 млн человек — 9% населения страны. [ВЭБ|РФ]
Отток молодого населения из моногородов может привести к демографическому дисбалансу, когда преобладает старшее население. Это может оказывать негативное влияние на экономическое и социальное развитие города, так как молодежь является движущей силой для инноваций, экономического роста и социальной активности. Молодежь является источником новых идей, технологических инноваций и предпринимательского потенциала, поэтому их отсутствие может негативно сказаться на развитии экономики моногорода.
Молодые люди вносят свежий взгляд и энергию в городскую среду, способствуя развитию социальных и культурных мероприятий, созданию новых рабочих мест и улучшению общественных услуг. Отсутствие молодежи может привести к упадку городской среды, ограничению возможностей для социального взаимодействия и разнообразия культурных и развлекательных мероприятий.
Проблема оттока молодежи в моногородах оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие города и требует системного подхода к разработке молодежной политики, которая ориентируется на разнообразные аспекты жизни молодежи, включая образование, трудоустройство, доступ к культурным и спортивным событиям, а также создание условий для активного гражданского участия. Важно подчеркнуть, что эта политика должна быть гибкой и адаптивной, учитывая быстро меняющиеся социокультурные тренды и потребности молодежи, чтобы успешно противостоять вызовам, связанным с оттоком молодежи из моногородов. Город Череповец сталкивается с проблемой оттока молодого населения, что выражается в уменьшении численности городской молодежи.
Один из ключевых факторов снижения численности населения Череповца — отток молодёжи в другие города. Это также приводит к отложенному сокращению численности населения из-за снижения фертильности. Стратегия развития города Череповец до 2035 года выделяет пессимистичный сценарий, при котором численность населения к указанному сроку снизится до 275 тыс. чел.
Молодежь составляет пятую часть населения города, что делает важным удовлетворение их потребностей и учет их интересов в дальнейшем развитии Череповца.
Ежегодно миграционная убыль составляет несколько сотен человек. В 2021 году прибыло 3986 и убыло 4235 человек (миграционная убыль -249 человек).
Исследовательский вопрос данной исследовательской работы: Какие инструменты молодежной политики могут эффективно содействовать удержанию молодежи в городе Череповец?
Объектом исследования является молодёжная политика города Череповец.
Предметом исследования являются инструменты молодежной политики, направленные на удержание молодежи в моногородах.
Цель данной работы¬¬¬ - разработать рекомендации по разработке и реализации мер молодежной политики в целях предотвращения оттока молодежи.
Задачи:
• Проанализировать основные потребности современной молодежи
• Определить понятие моногорода и сформулировать проблемы моногородов с точки зрения удовлетворения потребностей молодежи
• Охарактеризовать проблему оттока молодежи из моногородов
• Дать определение молодежной политике и определить ее основные элементы
• Предложить классификацию инструментов молодежной политики
• Провести бенчмаркинг лучших практик (российских и зарубежных) использования инструментов молодежной политики для удержания молодежи в моногороде
• Определить особенности города Череповец
• Охарактеризовать проблему оттока молодежи в городе Череповец
• Провести критический анализ реализуемой молодежной политики в городе Череповец (в том числе с помощью опроса молодежи и проведения фокус-групп)
• Сформулировать подход к определению эффективности мер молодежной политики для цели удержания молодежи
• Сформулировать рекомендации для органов власти по разработке и реализации мер молодежной политики
Структура данной исследовательской работы включает: введение, три главы, заключение, список литературных источников. В первой главе исследовательской работы анализируется особенности моногородов и проблема удержания молодежи в моногородах.
Во второй главе рассмотрена молодежная политика, ее влияние на удержание молодого населения и инструменты для этого. Также изучен опыт различных практик использования молодежной политики в этих целях.
Третья глава посвящена анализу специфики города Череповец, как места жительства молодёжи. В главе представлены результаты опроса молодого населения города и его анализ. Также представлен ряд практических рекомендаций для государственных органов, основанных на вышеуказанном анализе.
Методы исследования, которые использованы в выпускной квалификационной работе:
Для определения перспективных направлений молодёжной политики города Череповца, в работе был использован опрос и это метод первичных данных. Анализ молодёжной политики в городе Череповец, опросы молодёжи, бенчмаркинг практик реализации государственной молодежной политики в разных странах мира, эконометрический анализ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию проблем и перспектив молодежной политики в моногородах на примере Череповца. В ходе исследования выявлено, что для успешной реализации молодежной политики необходимо учитывать комплекс различных аспектов, включая социально-экономические, культурные и образовательные факторы. Важность создания благоприятных условий для молодежи, способствующих их активному участию в жизни города, удержанию и развитию, была рассмотрена на примере практик, показавших свою эффективность в других регионах.
Одной из ключевых рекомендаций работы является повышение осведомленности населения о деятельности молодежного центра в Череповце, что поможет привлечь внимание к проектам центра и расширить возможности для молодежи. Эффективная коммуникация с молодежью и продвижение уже существующих инициатив и программ также играют значительную роль в этом процессе.
Особое внимание следует уделить развитию следующих направлений в молодежной политике:
1. Финансирование молодежных проектов.
Обеспечение финансовой поддержки молодежных инициатив является ключевым фактором успеха. Важно создать механизмы предоставления грантов и субсидий, а также стимулировать частные инвестиции в молодежные проекты. Такой подход позволит молодым людям реализовать свои идеи и проекты, внося вклад в развитие города и общества в целом.
2. Поддержка молодежных инициатив в области образования, науки и культуры.
Создание условий для образовательного и культурного роста молодежи, проведение тренингов, семинаров и образовательных программ способствует развитию необходимых навыков и компетенций. Поддержка проектов наставничества и вовлечение профессиональных наставников помогут молодым людям в реализации их потенциала.
3. Создание молодежных социальных программ.
Социальные программы, направленные на поддержку молодежи в трудной жизненной ситуации, инклюзивные мероприятия и профессиональная адаптация для молодежи с ограниченными возможностями, играют важную роль в социальной интеграции и улучшении качества жизни молодежи. Важным аспектом является также организация программ по трудоустройству и профессиональному развитию.

4. Создание молодежных клубов и центров.
Молодежные центры и клубы становятся платформами для реализации творческих и спортивных проектов, организации культурных мероприятий и социальных акций. Примеры успешных проектов в других регионах показывают, что такие центры могут значительно увеличить вовлеченность молодежи в общественную жизнь, способствовать их личностному и профессиональному развитию.
Таким образом, для эффективной реализации молодежной политики необходимо комплексное и системное развитие всех вышеуказанных направлений. Это позволит создать благоприятные условия для удержания и развития молодежи, стимулируя их активное участие в жизни города и обеспечивая их полноценное развитие. Выполнение данных рекомендаций будет способствовать укреплению социально-экономического положения моногородов и повышению уровня жизни молодежи.
Работа также подчеркивает важность участия всех заинтересованных сторон, включая государственные органы, бизнес, образовательные учреждения и саму молодежь, в реализации предложенных инициатив. Только совместными усилиями можно достичь результатов и обеспечить устойчивое развитие молодежной политики в моногородах.


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
3. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
4. Распоряжение Председателя СФ ФС РФ от 15.09.2020 N 70рп-СФ «О Палате молодых законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 24.04.2003 N 2 «О развитии молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
6. Агапова Е.А., Деточенко Л.С., Лепин А.П. и др. Молодежь и молодежная политика в обществе цифровизации и пандемии. Монография. — Ростов-на-Дону ; Таганрог: Южный федеральный университет, 2020. — 130 с.
7. Андрюхина Л.М., Кислов А.Г., Осипчукова Е.В. и др. Социокультурные аспекты молодежной политики в сфере труда и образования. Часть 1. Монография в 2 частях. — Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ), 2019. — 221 с.
8. Гнатышина Е.А., Уварина Н.В., Базавлуцкая Л.М., Корнеев Д.Н., Корнеева Н.Ю., Пахтусова Н.А. Национальная безопасность и молодежная политика в современной России. Коллективная монография. — Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2019. — 241 с.
9. Кибанов А. Я., Ловчева М. В., Лукьянова Т. В. Реализация молодежной политики в Российской Федерации: монография. — Москва: ИНФРА-М, 2024. — 149 с.
10. Ананченко А.Б., Глухов А.П., Никулин Е.Р. Особенности гражданского мировоззрения молодежи Ростовской области: ценностный профиль и специфика политического поведения // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2022. Т. 12. № 1 (82).
11. Анисимов И. М. Деятельность органов местного самоуправления по реализации государственной молодежной политики // Экономика и социум. – 2020. – № 4(71). – С. 1093-1096.
12. Анцупова А. С. Молодежная политика как неотъемлемая часть социальной политики // Современная школа России. Вопросы модернизации. – 2022. – № 3-1(40). – С. 68-69.
13. Губачев Н. Н., Морозова Т. Ф. Совершенствование государственного управления и инфраструктуры в реализации молодежной политики // Молодежь в системе государственного и муниципального управления: Сборник научных трудов. — Москва: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2022. — С. 4-20.
14. Климова Е. З., Перцева Л. Н., Софьин Н. А. Молодежная политика как составная часть культурной политики региона // Управленческий учет. – 2022. – № 11-1. – С. 64-71.
15. Медведев Д. А., Вольфсон Э. Н. Совершенствование органами государственной власти и местного самоуправления реализации молодежной политики // Учим управлять и Учимся управлять: Шестой сборник научных статей. — Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2020. — С. 215-222.
...
70 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ