Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Сибирский институт управления))

Работа №152887

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное процесс

Объем работы66
Год сдачи2024
Стоимость2400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Предпосылки выделения, сущность и характеристика производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 6
1.1 Предпосылки выделения особых правил производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 6
1.2 Сущность и характеристика производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 16
Глава 2. Предмет доказывания и участники производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 23
2.1 Особенности предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 23
2.2 Участники производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 30
Глава 3. Процессуальный порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 36
3.1 Особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 36
3.2 Особенности судебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 47
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 64
Приложение 1……………………………………………………………………69.
Приложение 2……………………………………………………………………70
Приложение 3……………………………………………………………………71

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Произошедшие в нашем государстве преобразования в области геополитики, экономике и социальной сферы привели к ряду негативных последствий социального характера, сопровождающихся увеличением преступных деяний. Данные негативные последствия особенно отрицательно сказались на показателях преступности среди числа несовершеннолетних. По официальной статистике в Российской Федерации в 2022 г. несовершеннолетние лица осуществили 13 тысяч, в 2023 г. – 15 тысяч преступлений. Данные статистики демонстрируют то, что в последнее время число преступлений, осуществленных несовершеннолетними, постепенно сокращается, однако официальные данные не отображают в полной степени сущность этой весьма трудной проблемы.
Все большее количество государств предпринимает попытки отыскать наиболее действенные приемы наиболее эффективного влияния, нацеленные на борьбу с несовершеннолетней преступностью. Международным сообществом установлен целый ряд нормативно-правовой базы, касающейся принципиально важнейших вопросов в области обеспечения прав ребенка, пресечения правонарушений среди несовершеннолетних лиц, условий обращения с несовершеннолетними правонарушителями. На основании Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.), Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (1985 г.), Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (1990 г.) ведение судопроизводства по делам несовершеннолетних должно максимально способствовать обеспечению должной защиты законных прав несовершеннолетних. В нормах уголовно-процессуального законодательства большинства числа стран производство по делам несовершеннолетних обладает определенной спецификой в зависимости от существующей правовой системы и исторического пути развития. Российскую Федерацию относят к немногим государствам сегодняшнего мира, где система защиты прав несовершеннолетних лиц развита довольно слабо, а правосудие по делам несовершеннолетних, как автономная подсистема общего правосудия, полностью отсутствует. Приходится с сожалением констатировать то обстоятельство, что нормы российского уголовного и уголовно-процессуального законодательства далеко от международно-правовых правил. УПК РФ устанавливает несколько большее число «привилегий» для несовершеннолетних участников современного уголовного процесса по сравнению с УПК РСФСР, но, одновременно с тем, качественные изменения в данной области не производились. Несмотря на традиционно пристальное внимание правоведов к существующим проблемам судопроизводства непосредственно в отношении несовершеннолетних, определенные вопросы данного уголовно-процессуального института нуждаются в проведении наиболее комплексного анализа. Пробелы уголовно-процессуального законодательства, с которыми могут столкнуться правоприменители в ходе рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних, демонстрируют о необходимости последующей модернизации законодательства в данной области. Данные обстоятельства обуславливают актуальность темы данной, что и предопределило ее выбор.
Степень научной разработанности темы исследования. В области теории и практики уголовного процесса проблемы, сопряженные с производством по уголовным делам непосредственно в отношении несовершеннолетних, постоянно привлекали и привлекают пристальное внимание исследователей. В дореволюционный период российской истории вопросы уголовно-процессуальной деятельности по делам несовершеннолетних изучали такие видные ученые, как М. Н. Гернет, П. И. Люблинский, Н. А. Окунев, А. М. Рубашева, И. Я. Фойницкий. В советский период различные аспекты правовой регламентации данной формы судопроизводства изучались в фундаментальных трудах Л. М. Голубевой, Н. И. Гуковской, А. И. Долговой, Л. Л. Каневского, Л. М. Карнеевой, В. В. Леоненко, Э. Б. Мельниковой, Г. М. Миньковского, Е. В. Ремизовой, В. Я. Рыбальской, В. М. Савицкого, Г. П. Саркисянца, М. С. Строговича, В. В. Шимановского.
Научный интерес к непосредственным вопросам производства по делам о преступлениях несовершеннолетних не теряется и на нынешнем этапе. Весомый вклад в развитие института производства по делам о преступлениях несовершеннолетних внесли В. К. Вуколов, О. Х. Галимов, А. П. Гуськова, Г.Н. Ветрова, Р. З. Еникеев, В. А. Лазарева, В. В. Николюк, В. Т. Очередин, А. П. Рыжаков, Р. С. Хисматуллин.
Объектом дипломного исследования выступают общественно-значимые отношения, формирующиеся между участниками в процессе производства по уголовным делам непосредственно в отношении несовершеннолетних.
Предмет исследования формирует целостная система международно-правовых норм, российского уголовно-процессуального законодательства, регулирующих процессуальный порядок производства по уголовным делам изучаемой категории; другие нормативные акты; юридическая литература по теме исследования; следственная и судебная практика по изучению уголовных дел непосредственно в отношении несовершеннолетних.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего дипломного исследования состоит во всестороннем исследовании проблем, возникающих в процессе производства по уголовным делам непосредственно в отношении несовершеннолетних, а также в разработке научно обоснованных рекомендаций, нацеленных на совершенствование законодательства, регламентирующего производство по уголовным делам непосредственно в отношении несовершеннолетних.
Для достижения данной цели были поставлены следующие теоретические и научно-практические задачи:
рассмотреть международно-правовое регулирование производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
изучить правовое регулирование института производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и его эффективность в РФ;
- рассмотреть особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
- изучить особенности судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Методологическую основу дипломного исследования сформировали диалектический метод научного познания, общенаучные методы системного анализа и обобщения, а также частно - научные методы исследования: сравнительно - правовой, историка - юридический, социологический, статистический.
Теоретической основой исследования послужили международно-правовые акты, научные труды в сфере общей теории и истории права, уголовного и уголовно - процессуального права, криминалистики.
Нормативной базой исследования выступают международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, ранее действовавшее уголовно-процессуальное законодательство (Устав уголовного судопроизводства 1864 г., законодательство СССР и РСФСР).
Структура дипломной работы предопределена целью, задачами и логикой исследования и представлена введением, двумя главами, включающими четыре параграфа, заключением и списком использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В исследовании были изучены особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Теоретический анализ показал, что особые процессуальные правила производства по делам о преступлениях несовершеннолетних установлены законом с учетом возрастных, психофизических и иных свойств и состояний лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.
В ходе исследования были определены следующие особенности производства: подлежит особому установлению точный возраст обвиняемого уровень его психического развития, условия жизни и воспитания. Представительство по делам несовершеннолетнего обеспечивается обязательны участием в деле законного представителя и защитника.
По делам о преступлениях несовершеннолетних, не достигших 16 лет проводится в закрытом судебной заседании. К особенностям судебного производства также относится: удаление несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания возможно на время исследовании я обстоятельств, обсуждение дополнительных вопросов судом при постановлении приговора.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Расследование и судебное разбирательство уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, представляет определенную сложность, т.к. несовершеннолетние зачастую склонны к фантазированию, подражанию, проявлению ложного чувства товарищества. Именно поэтому следует уделять больше внимания подготовке проведения следственных действий; получать полную информацию о личности несовершеннолетнего и условиях его жизни и воспитания, а также установить запрет на заочное рассмотрение дела в отношении несовершеннолетних подсудимых.
При определении вида и размера наказания, назначаемому несовершеннолетнему суду надлежит учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психологического развития, а также влияние старших по возрасту лиц. При несправедливо назначенном наказании не будет достигнуто соответствующее правосудие, восстановлена социальная справедливость. Так излишне суровое наказание может повлечь за собой озлобление несовершеннолетнего, деформацию его личности, и, в конечном счете, совершение нового преступления. В случае же назначения излишне мягкого наказания, несовершеннолетний не осознает последствия совершенного преступления, степень свей вины, появляется ощущение безнаказанности и вседозволенности, что также может привести к совершению преступления.
Правовое регулирование производства по делам несовершеннолетних допускает отдельные дефекты, пробелы и противоречия. Несмотря на закрепление в УПК РФ порядка вступления в производство по делам несовершеннолетних их законных представителей, полагаем целесообразным дополнить указанную процедуру новым правилом, позволяющим несовершеннолетнему влиять на выбор законного представителя.
Защита несовершеннолетних подсудимых требует большого практического опыта и высокой квалификации, поэтому, на мой взгляд, в качестве защитников несовершеннолетних должны допускаться только адвокаты. В то же время закон допускает привлечение в качестве защитников близких родственников обвиняемого или иных лиц, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. Однако, при отсутствии специального (юридического) образования вряд ли оказываемая таким лицом помощь будет эффективной. Поэтому их допуск к осуществлению защиты несовершеннолетнего подсудимого возможен только наряду с участием в процессе профессионального защитника.
Если по каким - либо причинам адвокат не является в судебное заседание, рассмотрение уголовного дела должно быть отложено, также в тех случаях, когда присутствует иное лицо, выступающее в качестве защитника.
Дополнительной гарантией соблюдения прав и законных интересов является обязательное участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в возрасте от 14 до 16 лет, а в возрасте от 16 до 18 лет – при условии, что он страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии.
На данный момент остается не понятной роль педагога в производстве по уголовному делу в соотношении с психологом; а также не понятна его связь с несовершеннолетним участником, для обеспечения интересов которого он привлекается. Из текста УПК РФ не понятно, в каких случаях следует привлекать педагога, а в каких психолога. Следует более конкретно обозначить основания и формы участия педагога при производстве следственных действий с несовершеннолетними обвиняемыми, подозреваемыми, а также свидетелями и потерпевшими. Считаю правильным, чтобы педагог был изначально знаком с несовершеннолетним участником дела. Следует также обозначить основания и формы участия психолога, закрепив его самостоятельную роль в производстве по уголовному делу. Для этого необходимо внести соответствующие дополнения в ст.5 УПК РФ в части закрепления понятия этого участника и определить его процессуальный статус, предоставив перечень следственных действий, в которых участие психолога обязательно. Его участие в производстве по уголовному делу должно быть обусловлено имеющимися у него специальными знаниями в сфере детской и подростковой психологии.
Поддерживая решение законодателя о предоставлении несовершеннолетнему потерпевшему, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности, права на квалифицированную юридическую помощь адвоката, юриста, в том числе за счет средств федерального бюджета, полагаем, что следует расширить это правило, и предоставлять такую помощь всем несовершеннолетним потерпевшим.
Также необходимо развивать комплекс норм, направленных на преодоления девиантного поведения в молодёжной среде. Данные норма должны быть закреплены в каждый школе, специальном учреждении для детей с девиантным поведением, и вероятнее всего и в университетах нашей страны. К таким мерам можно отнести:
Социально – педагогическая ресоцилизация – предупреждение, преодоление, коррекция, реабилитация. Данные мероприятия направлены на профилактику видовых противоправных групп несовершеннолетних, то есть это комплекс мер специальной направленности, имеющий своей целью выявление и проведение индивидуально принудительной ресоциализацонной, специально – педагогической и медико-оздоровительной работы, включая и работу в закрытых учреждениях по решению судов над несовершеннолетними.
Организация профилактической работы. Проводить мероприятия направленные на социальные факторы, которые могут предотвратить нежелательное поведение личности. Организовывать информационно – воспитательного пространства – воздействие на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений и реализуется посредствам лекция, бесед, распространения спецлитературы, видеофильмов. Формировать установки на здоровый образ жизни, личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Организовывать профилактику рецидива (индивидуальные формы работы).
Наряду с этим проводить социальный контроль в школах, специальных организациях, а именно убеждение (переоценка норм), принуждение (наказание, изоляция, обособление), стимулирование (поощрение, реабилитация).
Подведя итоге хотелось бы отметить , что правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей должно быть направленно на то , чтобы применяемые к ним меры воздействия обеспечивали максимально индивидуальный подход к исследованию обстоятельств совершенного деяния и были соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами деяния, а кроме того способствовали предупреждению совершения несовершеннолетними в дальнейшем противозаконных действий, достижению социальной реабилитации их в обществе.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ : Принят Гос. Думой 16 июля 1998 г. : одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г.: [ред. от 19.12.2023]. - URL: https://base.garant.ru/10900200/ (дата обращения: 06.05.2024) — Режим доступа: Гарант [справ.-прав система] свобод. из локал. сети Сиб. ин-та упр. — фил. РАНХиГС.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ : принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. : [в ред. от 06 апр. 2024 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации : гос. система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102073942 (дата обращения: 06.05.2024).
4. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федер. закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 23. — Ст. 2102.
5. Об утверждении формы ордера: Приказ Минюста России от 10.04.2013 № 47. - URL: https://base.garant.ru/70357654/ (дата обращеня: 05.05.2024). - Режим доступа: Гарант [справ.-прав система] свобод. из локал. сети Сиб. ин-та упр. — фил. РАНХиГС.
6. Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса : Приказ Министерства юстиции РФ от 14 декабря 2016 г. № 288. - URL: https://base.garant.ru/71574894/ (дата обращения: 04.05.2024). - Режим доступа: Гарант [справ.-прав система] свобод. из локал. сети Сиб. ин-та упр. — фил. РАНХиГС.
7. Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД) : утв. и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 299 : [ред. от 05.03.2024]. - URL: https://base.garant.ru/179139/ (дата обращения: 05.05.2024). - Режим доступа: Гарант [справ.-прав система] свобод. из локал. сети Сиб. ин-та упр. — фил. РАНХиГС.
8. Об утверждении Правил медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа: Постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 г. № 259. - https://base.garant.ru/70155458/ (дата обращения: 05.05.2024). - Режим доступа: Гарант [справ.-прав система] свобод. из локал. сети Сиб. ин-та упр. — фил. РАНХиГС.
9. Порядок изготовления, хранения и выдачи ордеров адвокатам в адвокатских образованиях Новосибирской области: утв. решением Совета Адвокатской палаты Новосибирской области от 23 июня 2015 г. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71772336/ (дата обращения: 05.05.2024). - Режим доступа: Гарант [справ.-прав система] свобод. из локал. сети Сиб. ин-та упр. — фил. РАНХиГС.

Акты судебной практики

10. О судебной практике применения законодательства регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного суда от 01.02.2011 № 1. – URL: https://base.garant.ru/12182757/ (дата обращения: 21.04.2024). - Режим доступа: Гарант [справ.-прав система] свобод. из локал. сети Сиб. ин-та упр. — фил. РАНХиГС.
11. Апелляционное постановление Московского городского суда от 6 декабря 2016 г. по делу № 1019339/2016. - URL: https://base.garant.ru/145385405/ (дата обращения: 05.05.2024). - Режим доступа: Гарант [справ.-прав система] свобод. из локал. сети Сиб. ин-та упр. — фил. РАНХиГС.
12. Апелляционное постановление Ярославского областного суда г. Ярославля от 21 июля 2020 г. № 22-1386/2020 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации: сайт. - URL: http://sudact.ru (дата обращения: 05.04.2024).
Литература

13. Алексеев, А. И. Проблемы уголовного права и процесса в отношении несовершеннолетних: монография / А. И. Алексеев. - Москва: Юрист, 2018. - 256 с.
14. Бобров, И. П. Теория и практика производства по делам несовершеннолетних: учебное пособие / И. П. Бобров. - Санкт-Петербург: Питер, 2020. - 312 с.
15. Волков, Н. В. Правовой статус несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве / Н. В. Волков. - Казань: Казанский университет, 2019. - 194 с.
16. Гаврилов, В. В. Предварительное расследование преступлений, совершённых несовершеннолетними / В. В. Гаврилов. - Воронеж: ВГТУ, 2017. - 228 с.
17. Данилов, С. Р. Правоприменительная практика по уголовным делам несовершеннолетних / С. Р. Данилов. - Новосибирск: НГУ, 2016. - 310 с.
18. Емельянов, Ю. А. Уголовно-процессуальные аспекты расследования преступлений несовершеннолетних / Ю. А. Емельянов. - Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2015. - 157 с.
19. Захаров, П. Л. Судебное производство по делам несовершеннолетних: теория и практика / П. Л. Захаров. - Москва: Проспект, 2019. - 264 с.
20. Иванов, М. В. Психологические аспекты расследования преступлений несовершеннолетних / М. В. Иванов. - Иркутск: ИГУ, 2021. - 208 с.
21. Козлова, О. В. Особенности адвокатской защиты несовершеннолетних в уголовном процессе / О. В. Козлова. - Пермь: ПГНИУ, 2020. - 174 с.
22. Лебедев, Е. П. Уголовно-процессуальные формы и методы работы с несовершеннолетними / Е. П. Лебедев. - Красноярск: СФУ, 2017. - 223 с.
23. Михайлов, В. И. Правоохранительные органы и несовершеннолетние преступники / В. И. Михайлов. - Нижний Новгород: НГТУ, 2018. - 196 с.
24. Николаева, Т. С. Превентивные меры в отношении несовершеннолетних правонарушителей / Т. С. Николаева. Ростов-на-Дону: РГУ, 2016. - 142 с.
25. Орлов, А. Г. Принципы и методы расследования преступлений несовершеннолетних / А. Г. Орлов. - Казань: Казанский университет, 2019. - 250 с.
26. Петров, С. А. Современные подходы к расследованию уголовных дел несовершеннолетних / С. А. Петров. - Омск: ОмГУ, 2021. - 179 с.
27. Романов, В. К. Комплексный анализ уголовного процесса в отношении несовершеннолетних / В. К. Романов. - Москва: Юрлитинформ, 2017. - 211 с.
28. Агапов, А. Б. Административное право: в 2 т. Т. 1. Общая часть: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Б. Агапов. - 11-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2019. - 471 с.
29. Бозров, В. М. Актуальные проблемы деятельности судов общей юрисдикции РФ: учебник / В. М. Бозров. - Москва: Юстиция, 2019. - 568 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ