ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕСЯТИЧНЫХ
ДРОБЕЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 6
1.1 Возникновение понятия десятичных дробей, чтение и запись десятичных
дробей в историческом контексте 6
1.2 Место темы «Десятичные дроби: понятие, действия с десятичными
дробями» в современных учебниках 8
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 20
2.1 Методика работы по выявлению проблем у учащихся при изучении
десятичных дробей в школьном курсе математики 20
2.2 Конспекты уроков математики в рамках изучения темы «Десятичные
дроби» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
В наши дни особое значение имеет успешное освоение математики, а значит и обучение детей данной науке. Освоение математических знаний помогает развиваться обществу в целом, устанавливать связь с научно-техническим прогрессом. Без знаний математики невозможно развитие информационных технологий, электроники, а так же технических наук.
Основа для математической грамотности обучающихся является одной из главных задач качественного математического образования и этому уделяется пристальное внимание. Математика дает возможность для изучения других дисциплин, как в пределах школы, так и за ее пределами. Изучение математики закаляет характер обучающихся, акцентирует их внимание, расширяет кругозор и т.д. [2, 119].
Математика отличный инструмент для поднятия уровня функциональной грамотности. Раздел «Десятичные дроби» так же является ключевым в этом вопросе.
В данной работе рассмотрим различные трудности, которые возникают у обучающихся в процессе изучения такого важного раздела, как десятичные дроби в рамках школьного курса математики пятого класса. А также будут рассмотрены и разработаны методики работы учителя, помогающие устранить эти трудности.
В целом материал, изучаемый в 5 и 6 классе является фундаментом для качественного усвоения дальнейших знаний, а также формирует у обучающихся понимание предмета математики в будущем. Если не освоить знания этого уровня, то изучение математики в дальнейшем становится невозможным и все чаще можно будет услышать от обучающихся «я не понимаю математику, поэтому не люблю ее». Поэтому учитель делает все, для того чтобы бережно помочь каждому ребенку понять и полюбить математику.
Успешность освоения материала в любом возрасте и в рамках изучения какого-либо предмета, в том числе математики, зависит от различных факторов, среди которых для учителя важно отметить правильный выбор методики преподавания. В учебном процессе важно выбрать правильно методы, приемы преподавания и их сочетания для каждого урока индивидуально. Перед учителем стоит важная задача, сделать правильный выбор среди множества средств, методик, форматов обучения для достижения максимально возможного уровня понимания учебного материала.
Таким образом, все вышесказанное определило актуальность нашей работы и тему «Методические аспекты изучения десятичных дробей в школьном курсе математики».
Цель данной работы - рассмотреть методику изучения десятичных дробей в школьном курсе математики и разработать конспекты для уроков по этой теме, используя современные инструменты...
Погружение в такой раздел математики как десятичные дроби дает возможность расширить кругозор обучающихся, лучше понять значение мест цифр в числе, осознать важность десятичной системы исчисления, закрепить навыки выполнения различных арифметических действий с дробями. Кроме того, появляется возможность получить более полное представление о различных множествах чисел.
Невозможно оспорить необходимость владения десятичными дробями с точки зрения функциональной грамотности. Каждый день взрослый человек сталкивается в быту с десятичными дробями. Цены на различные товары и услуги, бытовые измерения, например, для ремонта жилья или приготовления пищи, дозировки лекарств и т.д. Ежедневно каждому приходится сталкиваться с необходимостью решения бытовых задач с использованием десятичных дробей.
В первой главе работы была рассмотрена история возникновения десятичных дробей. был сделан вывод о том, что необходимость их появления возникла очень давно естественным образом. В связи с развитием сельского хозяйства и рыночных отношений не все удавалось измерить с помощью целых чисел.
Во втором пункте первой главы были проанализированы четыре комплекта учебников на предмет методики изучения десятичных дробей. В ходе этого анализа было выяснено, что последовательность изучения десятичных дробей в школьном курсе математики следующая: получение и запись десятичных дробей, преобразование, сравнение, арифметические действия, запись чисел, полученных при измерении величин, в виде десятичной дроби и наоборот.
В рамках первого пункта второй главы мы изучили возрастные особенности обучающихся пятого класса и на основе этого отобрали различные методические приемы и средства, которые учитель может использовать в своей практике для успешного освоения обучающимися темы «десятичные дроби».
Для того чтобы результаты обучения были наиболее высокими необходимо использовать различные методические приемы, средства, а так же индивидуально подобранные их комбинации в рамках как одного урока так и целой главы. Их выбор осуществляется на основе возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Во втором пункте второй главы были разработаны конспекты уроков с использованием описанных методик. Основой для их разработки стала идея о том, что пятиклассникам тяжело долго удерживать внимание во время стандартных уроков. Для поддержания интереса мы используем формат игры. Первый конспект содержит лишь некоторые игровые упражнения, второй же является в целом игрой. В своей работе мы так же учли необходимость учителя подстраивать учебную деятельность под удаленный формат работы и разработали электронный ресурс, который поможет как провести урок онлайн, так может служить электронным плакатом, для самостоятельного изучения темы.
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.
Общедидактический аспект. М. : 1977. 256 с.
2. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся. М. : Просвещение, 1984. 64 с.
3. Варпаховский Ф.Л., Гальперин Г.А., Гисин В.Б. Алгебра и теория чисел. М. : 1994. 223 с.
4. Видеоуроки для учителей, родителей, и учеников. URL:
http://videouroki.net. Заглавие с экрана (дата обращения 02.04.2024)
5. Виленкин Н.Я. Из истории дробей. Квант, 1987. №5.118 с.
6. Выгодский М. Я. Арифметика и алгебра в Древнем мире. Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит. 2013. 376 с.
7. Гиршович В.С. Виды самостоятельных работ. // Математика в школе. 1998, №3. С. 37- 43.
8. Демидов И.Т. Основания арифметики. М. : 1962. 160 с.
9. Депман И.Я., Виленкин Н.Я.. За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 5 - 6 классов средней школы. М. : Просвещение, 1989. 294 с.
10. Доровской А.И Дидактические основы развития Одаренности учащихся. М. : 1998. 209 с.
11. Единая коллекция: цифровых образовательных ресурсов. URL:
http://school-collection.edu.ru. Заглавие с экрана (дата обращения 15.03.2024)
12. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.Математика 5 класс, 14-е издание, исправленное. М. : Мнемозина, 2013. 272 с.
13. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.
М. :1981. 200 с.
14. Лук А.Н. Мышление и творчество. М. : 1976.144 с.
15. Математика 5 класс/ Н.Я. Виленкин [и др.], 30-е издание,
исправленное. М. : Мнемозина, 2012. 284 с...25