ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения аудирования как вида речевой деятельности 6
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности 6
1.2. Трудности восприятия и понимания речи на слух 14
1.3. Использование аутентичных видеоматериалов при обучении английского
языка 21
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Методические основы использования видео контента при обучении аудированию 33
2.1. Методика формирования англоязычной компетентности в аудировании
учащихся средствами онлайн-видеоматериалов 33
2.2. Комплекс упражнений для обучения аудированию с использованием
видеоматериалов 39
2.3. Анализ проведенного урока с использование аутентичных
видеоматериалов в 9 классе 47
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложение 1 63
Постоянно растущая доступность технологий и ее быстрые темпы развития на протяжении последних лет вносят изменения во многие аспекты человеческой жизни, включая преподавание и изучение английского языка как иностранной. Обучение поколения Z, тех, кто родился в эпоху передовых современных технологий и очень умело пользуется ими, требует интеграции различных подходов, методов и материалов в учебный процесс. Одним из наиболее очевидных изменений в процессе обучения аудированию является доступность аутентичных материалов, в частности видео контента, и способов обучение, которое открывает широкий спектр возможностей для обучения аудированию.
Использование аутентичных видеоматериалов стимулируют и способствуют изучению английского языка и пониманию культуры англоязычных стран, обеспечивая параллельный контакт с носителями языки с помощью аудио и визуальных средств, принося реальный мир в учебную среду, контекстуализируя язык естественным образом и позволяя учащимся чувствовать аутентичный язык в контролируемом среде.
Аудирование является одним из видов речевой деятельности, который занимает важное место среди других, поскольку учащиеся получают большинство учебной информации от учителя или друг от друга именно через звуковой канал. Учитывая важность аудирования в изучении и преподавании языка, обоснованным является стремление учителей английского языка помочь своим ученикам стать эффективными слушателями. В русло коммуникативного подхода к обучению иностранному языку, это означает моделирование стратегий аудирования и обеспечения практики восприятие на слух информации в аутентичных ситуациях, с которыми встретятся ученики за пределами образовательного учреждения. Все вышеперечисленное обуславливает актуальность темы исследования.
Объектом исследования является изучение методологических основ обучения аудиального навыка как вида речевой деятельности.
Изучение особенностей, целесообразности использования и места аутентичных видеоматериалов в процессе обучения аудированию составляет предмет исследование.
Цель исследования - установить особенности применение аутентичного видеоконтента в процессе учебной деятельности, направленной на овладение аудиальным навыком...
Аудирование является сложным видом речевой деятельности, поскольку предполагает процесс восприятия и понимания коммуникативного сообщение, включающее понимание фонетических особенностей (акцент, индивидуальные особенности произношения), грамматических правил и лексического состав видео сообщения. Процесс аудитивного восприятия информации предполагает интеграцию составных навыков: различение звуков, распознавание слов, обнаружение ударных слов и словосочетаний, сочетание речевых сигналов с паравербальными сигналами (интонация и ударение) и невербальными сигналами (жест и релевантные составляющие коммуникативной ситуации) с целью понимания содержательной компоненты видеосообщение. Конструирование содержательной
компоненты сообщения представляется возможным при интеграции различных типов знания, к которым принадлежат собственно языковые знания, энциклопедические, прагматические и дискурсивные.
К стратегии усовершенствования процесса аудирования относим прогнозирование, мониторинг, визуализация, повторный просмотр, формулировка выводов, выделение ключевых идей, синтез лингвистических и экстралингвистических знаний, сотрудничество с другими при обсуждении полученной информации из видоэфрагмента.
Использование аутентичных материалов в учебной деятельности позволяет использовать мультисенсорные элементы, которые демонстрируют высокий уровень информативной насыщенности и одновременно облегчают понимание, поощряет активное взаимодействие между учителем и учениками и между учениками, позволяет ученикам сформировать свои стратегии самообучения и уверенность в себе, способствует мотивации учащихся к изучению английского языка, увеличивает объем памяти для запоминания содержательной информации, повышает уровень потенции к
пониманию,воспитывает творческие способности, стимулирует
продуцирование идей и способствует более глубокому уровню познания в учебной деятельности.
Под аутентичными видеоматериалами понимаем любой видеопродукт, созданный носителями английского языка, который нашел применение в учебном процессе с целью реализации определенных учебных целей в русле коммуникативного подхода к обучению английского языка в неязыковой среде. К структурно-содержательному наполнение аутентичного видео контента выдвигаются ограничения и требования относительно его продолжительности (желательно до трех минут, однако видеофрагмент может быть длиннее, если это соответствует учебным целям); контекста или языкового наполнения (видео должно демонстрировать употребление современного английского языка в условиях повседневного общения); визуального ряда, который должен касаться непосредственно темы или цели демонстрации видео на уроке, а также количества действующих лиц.
Работа с аутентичными видеоматериалами предполагает три основных этапы. Целью преддемонстрационного этапа является мотивация учащихся, снятие возможных речевых сложностей при восприятии материала и успешного выполнения следующих задач. Демонстрационный этап предусматривает воспроизведение видеофрагмента и выполнение практических задач направленных на информационных поиск, прогнозирование структурирование и интерпретацию полученной содержательной информации, что в результате положительно влияет на развитие коммуникативной и социокультурной компетентности учащихся. Практические задания последемонстрационного этапа предусматривают развитие коммуникативных навыков учащихся с учетом исходной ситуации видеоресурса. Для этого этапу характерно развитие и совершенствование продуктивных видов речевой деятельности-говорения и письма. Для заключительного этапа желательны творческие виды заданий, например, по рекомендациям учителя подготовить обзор журнальных или научных статей по теме видеофильма, провести исследовательскую работу в поисках дополнительной информации по теме обсуждения.
1. Барышников Н. В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. - М. : Просвещение, 2003. - 159 с.
2. Бгашев В., Эрнарестьен Н. Универсальный курс по интенсивному обучению английскому разговорному языку (по методике Н. Эрнарестьен): Американский вариант: Учебное пособие, 3-е изд., перераб. и доп. - М. : АСТ Издательство, 2006. - 158 с.
3. Верисокин Ю. И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 5. - С. 75-79.
4. Воробьева О. С. Использование художественного фильма на уроках английского языка в старших классах // Иностранные языки в школе - 2006. - №7. - С. 59-67.
5. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учебное пособие. 5-е стер. изд. - М. : Академия ИЦ, 2008. - 334 с.
6. Девдариани Н. В., Рубцова Е. В. Роль аутентичных
видеоматериалов в обучении восприятию текста на слух // АНИ: педагогика и психология. - 2021. - №1 (34). - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rol- autentichnyh-videomaterialov-v-obuchenii-vospriyatiyu-teksta-na-sluh (дата
обращения: 25.05.2024).
7. Дихерт И. А. Классификация коммуникативных ошибок при обучении английскому языку. - М. : 1984. - С. 7-8.
8. Ещанова Р. М. Использование видеоматериалов на уроках английского языка // Теория и практика современной науки. - 2022. - №1 (79). - URL: https:ZZclck.ru/3AqcZS (дата обращения: 25.05.2024).
9. Ильченко Е. Использование видеозаписи на уроках английского языка. // Первое сентября, Английский язык. - 2003. - №9. - С. 23-26.
10. Исенко И. А. Использование аутентичных видеоматериалов при формировании социолингвистической компетенции. // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 1. - С. 17-20.
11. Каджаспирова Г. М. Педагогика: учебник. - М. : Гардарики, 2007. - 528 с.
12. Каджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. - М. : Академия ИЦ, 2008. - 351 с.
13. Каменецкая Н. П., Ефременко В. А. Антропова А. И. Педагогические технологии в медиаобразовании при обучении английскому языку// Иностранные языки в школе, 2006. - №7. - С. 62-68.
14. Каменецкая Н. П., Ефременко В. А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе, 2007. №8. - С. 18-24.
15. Каменецкая Н. П., Леонович Е. О. Об использовании некоторых традиционных норм обращения в английском языке.// Иностранные языки в школе, 2006. №5. - С. 87-90...41