ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность воображения и его виды 6
1.2. Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного
возраста 12
1.3. Организация игровой деятельности как средство развития
воображения детей старшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ГРУППЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Деятельность педагога ДОО по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе организации игровой
деятельности 28
2.2. Результаты экспериментальной работы 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Современная система образования ориентирована на создание условий для развития и самореализации личности ребенка, где одной из важнейших задач работы с детьми является развитие воображения, которое в значительной степени определяет познавательное, эмоциональное и личностное развитие детей.
Особым периодом для развития воображения как свойства личности, по мнению многих исследователей (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и др.) является дошкольный возраст.
Анализ научных исследований дает основания утверждать, что именно старший дошкольный возраст является исключительно важным для формирования и развития различных качеств воображения. В то же время следует констатировать, что не все аспекты формирования и развития воображения детей старшего дошкольного возраста изучены достаточно широко и основательно.
В частности, вне поля зрения исследователей остались проблемы специфики психолого-педагогических условий развития воображения старших дошкольников средствами игровой деятельности.
Психологи (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.^ давно доказали, что именно в игре удовлетворяется потребность ребенка в познании и преобразовании окружающей действительности, подчеркивая
неразделимость игры и воображения.
Игра, по мнению С.Л. Новоселовой, представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Игровая деятельность, как и любая другая, осуществляется в процессе решения определенных задач. Особенность игровых задач состоит в том, что цель в них представлена в мнимой, воображаемой форме, характеризуется неопределенностью предполагаемого результата и необязательностью его достижения [31].
В игре, как отмечает А.К. Бондаренко, умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить действия того человека, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается в поиске средств воплощения игрового замысла. Например, прежде чем отправиться в железнодорожное путешествие, необходимо соорудить поезд и др. Так в игре развиваются творческие способности ребенка-дошкольника [1].
В связи со всем сказанным, тему развития воображения детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности, можно считать актуальной и интересной для исследования.
Объект исследования - воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - игровая деятельность как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - изучение возможностей использования игровой деятельности в процессе развития воображения детей старшего дошкольного возраста...
Воображение - это процесс создания человеком новых образов на основе его предыдущего опыта. К созданию новых образов побуждают разнообразные потребности, постоянно порождающиеся деятельностью, развитием знаний, усложнением общественных условий жизни, необходимостью прогнозировать будущее.
Создание образов воображения всегда связано с определенным отступом от реальности, выходом за ее пределы. Это значительно расширяет познавательные возможности человека, обеспечивая ему способность предвидения и создания нового мира как среды своего бытия. Деятельность воображения тесно связана с мышлением.
Закономерности развития воображения в онтогенезе человека пытался раскрыть Т. Рибо, взяв за основу специфику взаимоотношений воображения и мышления в трех периодах развития человека. Первый возраст воображения охватывает детство, второй - подростковый возраст, иногда и последующие годы. В третьем периоде воображение становится
рационализированным, «исчезают юношеские мечты, человек вступает в прозу жизни». Лишь у некоторых людей, в результате обогащения
воображения умственными приемами, оно не угасает, а приобретает творческий характер.
В дошкольном возрасте воображение является центральным психологическим новообразованием, необходимым для усвоения общественного опыта.
Анализ теоретических источников по теме исследования позволил прийти к выводу, что для развития воображения у детей большое значение имеет игровая деятельность, в частности театрализованная игра, которая способствует формированию познавательного и эффективного воображения.
Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного учреждения МДОУ №31 города Пензы. В исследовании были задействованы 16 детей, в возрасте 5-6 лет.
Результаты констатирующей диагностики показали, что в исследуемой группе уровень развития воображения у детей находится преимущественно на среднем уровне, при этом в группе есть дошкольники, у которых зафиксированы показатели низкого уровня развития воображения.
Полученные результаты указали на необходимость целенаправленной работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста. С учетом выявленной проблемы, на формирующем этапе эксперимента нами был разработан и апробирован комплекс игр (в рамках данного исследования в качестве развивающего средства были выбраны театрализованные игры), направленных на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
С целью определения динамики развития воображения детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности мы провели контрольную диагностику, которая продемонстрировала, что в результате проведенной работы в исследуемой группе наблюдается положительная динамика в уровне развития воображения у дошкольников. Так, если на констатирующем этапе высокий уровень продемонстрировали 2 (12,5%) дошкольников, то на контрольном таких детей выявлено 6 (37,5%). Средний уровень был выявлен у 10 (62,5%), такое же количество испытуемых
оказалось и в ходе контрольной диагностики. Низкий уровень развития воображения на констатирующем этапе продемонстрировали 4 (25%) испытуемых, в ходе контрольной диагностики показатель низкого уровня в группе не зафиксирован.
В результате реализации разработанного комплекса игр, мы увидели положительную динамику развития воображения детей. Так, в повседневной жизни эти изменения стали проявляться в том, что дошкольники научились
выполнять последовательные действия: анализировать, сравнивать,
размышлять.
В игровой деятельности качественные изменения стали проявляться: во-первых, при игровом употреблении предмета, то есть при переносе действия на другой предмет и его переименовании, и, во-вторых, при принятии на себя и выполнении роли персонажа. Дети стали проявлять оригинальность в выборе сюжета игры, разнообразнее стала атрибутика и воображаемые игровые ситуации.
В познавательном плане качественное изменение воображения наиболее ярко стало проявляться в продуктивной деятельности (лепке, рисовании, конструировании). Здесь, так же как в игре, дети сначала опираются на непосредственно воспринимаемые предметы, а потом уже сами планируют свое произведение.
Полученные результаты указывают на эффективность проведенной работы. Следовательно, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2011. - 160 с.
2. Борисова В.Н. Ребенок старшего дошкольного возраста как субъект игровой деятельности в процессе организации сюжетно-ролевой игры. / В.Н. Борисова, Т.А. Макарова. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С. 381-385.
3. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. // Научное творчество. - М.: Наука, 2009. - №3. - С. 341-346.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2011. - 490 с.
5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.:
2014. - 512 с.
6. Гаврина С. Развиваем воображение. Для 5-6 лет. - М.: Олма Медиа Групп, 2014. - 198 с.
7. Глаголева К.С. Выготский Л.С. О роли игры в психическом развитии ребенка. // Молодой ученый. - 2017. - №4. - С. 324-326.
8. Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников. // Молодой ученый. - 2014. - №20 - С. 568-569.
9. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии: учебное пособие. - М.: Академия, 2021. - 224 с.
10. Доронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей. - М.: Просвещение, 2014. - 127 с.
11. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и
творчества. - Смоленск, 2004. - 214 с.
12. Дьяченко О. Развитие воображения дошкольника. - М.:
Мозаика - Синтез, 2014. - 747 с.
13. Жатсель А. Воображение. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2016. - 144 с.
14. Жигадлова И.В. Организация игровой деятельности с дошкольниками в соответствии ФГОС. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. - С. 133-135.
15. Жукова О. Память, внимание, воображение. - М.: Астрель, 2012 - 895 с...48