Введение 3
1 Специфика районных интернет-СМИ8
1.1 Роль СМИ в формировании информационного пространства региона 8
1.2 Особенности развития региональных интернет-СМИ 10
1.3 Специфика районных интернет-СМИ 16
1.4 Способы монетизации контента интернет-СМИ 20
2 Районные онлайн-СМИ Красноярского края на региональном
медиарынке 24
2.1 Методология научного исследования 24
2.2 Учредители изданий районных сетевых СМИ и их тип 25
2.3 Частота обновления материалов на сайтах районных СМИ 26
2.4 Данные о посещаемости районных сетевых СМИ за неделю и
количестве просмотров материалов 27
2.5 Тематика публикаций и их связь с районной повесткой 28
2.6 Мультимедийные форматы подачи контента в районных интернет-СМИ
и наличие гипертекста 30
2.7 Использование рубрикации и построение текста по принципу
перевернутой пирамиды 34
2.8 Каналы распространения контента 35
2.9 Способ монетизации районных интернет-СМИ 39
Заключение 41
Список использованных источников 45
В современном мире интернет-издания пользуются огромной популярностью, зачастую опережая печатные СМИ по объёму аудитории и скорости распространения контента. Подобная значимость также обусловлена тем, что сетевые издания заключили в себе черты предыдущих формаций и добавили ряд новых - таких как, абсолютная оперативность, непосредственная вовлеченность потребителя в процесс создания информации, функционирование в динамично изменяющихся условиях [Каптюхин, Романов, 2013].
Вместе с развитием технологий возросла и интерактивная роль изданий: сейчас СМИ выполняют функции общения, диалога, информирования, а также воспитания политической культуры. Средства массовой информации участвуют в повышении эффективности общественных институтов и укреплении государства, потому как они способны одновременно стимулировать и поддерживать рост социальной самоорганизации и выступать партнером государства в обустройстве общества. Отдельное внимание в этой цепочке заслуживают издания с региональной повесткой, а также муниципальные СМИ, так как зачастую именно они наиболее полно реализуют идею приближения власти к своему народу. Районные и городские СМИ могут влиять практически на все сферы деятельности современного общества, включая политику, экономику, образование, межнациональные отношения.
Именно местные СМИ наиболее близки своей аудитории - само население активно участвует в формировании контента как печатного продукта, так и повестки интернет-СМИ. Читатели становятся не только инициаторами, но также и авторами многочисленных материалов.
В Красноярском крае насчитывается 44 муниципальных района. Эти локальные территории функционируют и развиваются по-разному, благодаря тому, что имеют свои индивидуальные параметры: от отличных друг от друга природно-климатических показателей до разного уровня социальноэкономического развития. Текущее состояние и развитие СМИ в разных районах Красноярского края могут отличаться, потому как напрямую зависят от технологической, экономической, а также политической особенностей рассматриваемого муниципалитета.
Процесс регионализации интернет-СМИ требует особенно глубокого изучения, и некоторые исследователи в своих работах рассматривают историю и современное состояние местной прессы, в то время как об онлайн-версиях печатных изданий и отдельных зарегистрированных местных интернет-СМИ информации практически нет, несмотря на то, что они также активно участвуют в формировании медиакартины жизни края в сознании региональной массовой аудитории.
В Красноярском крае, по данным Роскомнадзора, зарегистрировано 1552 средства массовой информации - 1192 из которых составляют печатные газеты и журналы, 93 радиоканала и радиопрограммы, 136 телепрограмм и телеканалов, 12 электронных периодических издания, 18 информационных агентств, 1 кинохроникальная программа [https://rkn.gov.ru].
В качестве предмета анализа большинства исследований выступают федеральные интернет-СМИ, значительно реже в качестве единиц анализа исследователями рассматриваются городские сетевые издания, в то время как о положении районных интернет-СМИ на медиарынке информации практически нет.
В связи с обозначенной проблемой была выведена актуальность работы, которая заключается в том, что в современном мире практически все районные газеты создают собственные сайты, а также существуют онлайн- СМИ, не являющиеся собственной или гибридной версией зарегистрированных печатных изданий, однако их положение на медиарынке региона остается нераскрытым, несмотря на достаточное количество материалов для исследований (наличие сайтов районных СМИ и исследований об особенностях региональных интернет-изданий, а также исследований о способах монетизации изданий). В нашей работе мы будем опираться на исследования последних лет об особенностях региональных и районных интернет-СМИ и их концептуальном описании, а также о способах монетизации контента, которые используют интернет-СМИ. Особое внимание мы уделим исследованиям, затрагивающим особенности и специфику региональных сетевых изданий. Нами также будут изучены сайты районных интернет-СМИ по критериям, выделенным в первой главе исследования.
...
Итак, мы рассмотрели тексты, сайты и две социальные сети сорока двух сетевых изданий Красноярского края в период с марта по май 2021 года. На сегодняшний день тема исследования районных интернет-СМИ и их положения на региональном медиарынке является особенно актуальной, потому как практически все местные газеты уже создали или являются в процессе создания собственных сайтов, а также в некоторых районах уже появились сосбтвенные онлайн-СМИ, не являющиеся собственной или гибридной версией зарегистрированных печатных изданий, однако об их положении на медиарынке региона информации нет, несмотря на достаточное количество материалов для исследований.
Следуя нашей цели, которая заключалась в выявлении особенностей положения онлайновых локальных СМИ на региональном медиарынке, мы рассмотрели труды теоретиков, затрагивающие специфику региональных интернет-СМИ, особенности развития региональных и районных интернет- СМИ, а также изучили способы монетизации интернет-изданий. Нами были проанализированы более 1500 публикаций районных сетевых СМИ, их сайты, а также исследованы социальные сети «Вконтакте» и «Одноклассники».
По мере выполнения работы мы решили поставленные задачи:
• определить роль СМИ в формировании информационного пространства региона;
• выявить особенности развития региональных интернет-СМИ;
• определить специфику районных онлайновых СМИ;
• изучить способы монетизации контента интернет-СМИ;
• выделить формальные характеристики сетевых СМИ районов Красноярского края;
• выявить аудиторные характеристики районных онлайновых СМИ Красноярского края;
• раскрыть содержательные характеристики интернет-СМИ районов Красноярского края;
• определить формы подачи контента, которые используют сетевые СМИ районов Красноярского края;
• выделить способы организации контента сетевых районных изданий Красноярского края;
• выявить каналы распространения контента районных сетевых СМИ Красноярского края;
• исследовать способы монетизации контента районных онлайновых СМИ Красноярского края.
Изучив тексты и сайты локальных СМИ Красноярского края, мы пришли к следующим выводам: на сегодняшний день большинство районных интернет- СМИ Красноярского края являются гибридными версиями муниципальных газет, что свидетельствует об отсутствии развитой системы сетевых СМИ в районах края. Как правило, этот факт также указывает на то, что о независимости и непредвзятости изданий на данный момент говорить нельзя. Так, основным учредителем анализируемых изданий выступает орган исполнительной власти региона агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края. Сетевые СМИ районов публикуют материалы о благоустройстве и развитии инфраструктуры во всем крае, выставляя Правительство в выгодном ему свете. Кроме того, на сайтах СМИ публикуется пропагандистская информация от «Единой России», продвигающая идеологию партии и рассказывающая только о положительных сторонах работы партии. Однако, стоит отметить, что, несмотря на печатный аналог, интернет-СМИ не копируют газеты, а размещают на сайтах разнообразные тексты и материалы. Они также ежедневно публикуют новости о событиях своего района - мероприятий, ЧП, предстоящих событий. В среднем за сутки на сайтах появляется около 4 - 5 новостей и 2 - 3 материала, написанные в других жанрах.
Районные интернет-СМИ все не так востребованы среди аудитории, как печатные газеты района, однако есть исключения - на некоторых сайтах СМИ количество просмотров может конкурировать с региональными изданиями и доходить до 1000 за один день. В то же время большинство местных СМИ не предоставляет общие данные о своих посетителях за какой-либо период.
...
В современном мире интернет-издания пользуются огромной популярностью, зачастую опережая печатные СМИ по объёму аудитории и скорости распространения контента. Подобная значимость также обусловлена тем, что сетевые издания заключили в себе черты предыдущих формаций и добавили ряд новых - таких как, абсолютная оперативность, непосредственная вовлеченность потребителя в процесс создания информации, функционирование в динамично изменяющихся условиях [Каптюхин, Романов, 2013].
Вместе с развитием технологий возросла и интерактивная роль изданий: сейчас СМИ выполняют функции общения, диалога, информирования, а также воспитания политической культуры. Средства массовой информации участвуют в повышении эффективности общественных институтов и укреплении государства, потому как они способны одновременно стимулировать и поддерживать рост социальной самоорганизации и выступать партнером государства в обустройстве общества. Отдельное внимание в этой цепочке заслуживают издания с региональной повесткой, а также муниципальные СМИ, так как зачастую именно они наиболее полно реализуют идею приближения власти к своему народу. Районные и городские СМИ могут влиять практически на все сферы деятельности современного общества, включая политику, экономику, образование, межнациональные отношения.
Именно местные СМИ наиболее близки своей аудитории - само население активно участвует в формировании контента как печатного продукта, так и повестки интернет-СМИ. Читатели становятся не только инициаторами, но также и авторами многочисленных материалов.
В Красноярском крае насчитывается 44 муниципальных района. Эти локальные территории функционируют и развиваются по-разному, благодаря тому, что имеют свои индивидуальные параметры: от отличных друг от друга природно-климатических показателей до разного уровня социальноэкономического развития. Текущее состояние и развитие СМИ в разных районах Красноярского края могут отличаться, потому как напрямую зависят от технологической, экономической, а также политической особенностей рассматриваемого муниципалитета.
Процесс регионализации интернет-СМИ требует особенно глубокого изучения, и некоторые исследователи в своих работах рассматривают историю и современное состояние местной прессы, в то время как об онлайн-версиях печатных изданий и отдельных зарегистрированных местных интернет-СМИ информации практически нет, несмотря на то, что они также активно участвуют в формировании медиакартины жизни края в сознании региональной массовой аудитории.
В Красноярском крае, по данным Роскомнадзора, зарегистрировано 1552 средства массовой информации - 1192 из которых составляют печатные газеты и журналы, 93 радиоканала и радиопрограммы, 136 телепрограмм и телеканалов, 12 электронных периодических издания, 18 информационных агентств, 1 кинохроникальная программа [https://rkn.gov.ru].
В качестве предмета анализа большинства исследований выступают федеральные интернет-СМИ, значительно реже в качестве единиц анализа исследователями рассматриваются городские сетевые издания, в то время как о положении районных интернет-СМИ на медиарынке информации практически нет.
В связи с обозначенной проблемой была выведена актуальность работы, которая заключается в том, что в современном мире практически все районные газеты создают собственные сайты, а также существуют онлайн- СМИ, не являющиеся собственной или гибридной версией зарегистрированных печатных изданий, однако их положение на медиарынке региона остается нераскрытым, несмотря на достаточное количество материалов для исследований (наличие сайтов районных СМИ и исследований об особенностях региональных интернет-изданий, а также исследований о способах монетизации изданий). В нашей работе мы будем опираться на исследования последних лет об особенностях региональных и районных интернет-СМИ и их концептуальном описании, а также о способах монетизации контента, которые используют интернет-СМИ. Особое внимание мы уделим исследованиям, затрагивающим особенности и специфику региональных сетевых изданий. Нами также будут изучены сайты районных интернет-СМИ по критериям, выделенным в первой главе исследования.
... всего 37 источников