РЕФЕРАТ 5
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Общая информация о кранах 10
1.1 Классификация грузоподъемных кранов 10
1.2 Применение портального крана «КПП 16/20» 10
1.3 Устройство и работа портального крана 11
1.4 Технические характеристики портального крана 14
2 Расчетная часть 17
2.1 Расчет статической нагрузочной диаграммы механизма подъема. Предварительный
выбор двигателя по мощности 17
2.2 Расчет и построение динамической диаграммы механизма. Проверка выбранного
двигателя по мощности 25
2.3 Проверочный расчет электродвигателя по мощности 31
2.4 Расчет и построение механических характеристик 34
2.5 Расчет и построение пусковой диаграммы 36
2.6 Торможение механизма подъёма портального крана 38
2.7 Расчет переходного процесса пуска двигателя 39
2.8 Моделирование базовой системы в среде Matlab Simulink 45
2.9 Оценка показателей качества базовой системы 46
3 Модернизация системы автоматизации портального крана 49
3.1 Обоснование принципа модернизации 49
3.2 Выбор электродвигателя 52
3.3 Моделирование частотно - управляемого электропривода в среде Matlab Simulink. 57
3.4 Моделирование электропривода с векторным управлением в среде Matlab Simulink.
Сравнение векторного и скалярного управления 59
3.5 Выбор системы управления модернизированного электропривода на основе оценки
показателей качества 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
На сегодняшний день для наиболее полного и своевременного удовлетворения потребностей промышленности и населения в транспорте, повышения эффективности и качества транспортной системы необходимо повышение уровня использования и надежности в работе технических средств. В особенности выделяется необходимость в завершении реконструкции и увеличении пропускной способности речных портов, за счет оснащения их высокопроизводительной техникой для обработки грузов и строительства новых механизированных причалов.
Постоянный рост производительности труда и повышение качества продукции - важнейшие задачи, имеющие решающее значение в укреплении экономического потенциала страны и создании материально -технической базы.
Решение данных проблем невозможно без совершенствования техники, повышения производительности, а также надежности машин. Все это в первую очередь связано с совершенствованием электропривода данных машин.
Современные электроприводы определяют уровень силовой электрооборудования труда и в силу своих преимуществ по сравнению с другими типами приводов являются основным средством автоматизации рабочих машин и производственных процессов. Развитие технологий и повсеместное внедрение автоматики предъявляют все более высокие требования к электроприводу и приводят к значительному расширению области применения управляемого электропривода.
Широкое развитие транспортных автоматизированных систем выдвигает следующий ряд требований:
- достижение точности остановки;
- достижение плавности пуска и торможения;
- возможность перераспределения нагрузок между двигателями в многодвигательных системах и т.д.
Целью данного дипломного проекта является совершенствование электрооборудования портального крана, для более полного выполнения технологических требований перегрузочного процесса и обеспечения экономного использования электроэнергии для улучшения эксплуатационных характеристик, повышения производительности труда и снижения затрат.
Электрооборудование кранов - одно из главных средств комплексной механизации отраслей народного хозяйства. На большом количестве грузоподъемных машин, выпускаемых на отечественном производстве, установлен электропривод основных рабочих механизмов. Исходя из этого, работа данных машин в большей степени зависит от качества показателей используемого кранового оборудования.
Повышение объемов грузоперевозок, пополнение судоходных компаний современными большегрузными судами, необходимость повышения производительности труда при погрузочно-разгрузочных работах потребовали не только модернизации системы портальных кранов, но и учет их эксплуатационных и технических параметров.
Электропривод большого количества грузоподъемных машин характеризуется прерывистой работой с высокой частотой включения, широким диапазоном регулирования скорости и постоянно возникающими значительными перегрузками при разгоне и торможении механизмов. Особые условия использования электропривода в грузоподъемных машинах послужили основой для создания специальных серий электродвигателей и крановых устройств.
Электрооборудование кранов содержит:
- ряд крановых электродвигателей постоянного и электродвигателей переменного тока;
- ряд силовых и магнитных контроллеров, концевых выключателей, командных контроллеров, постов кнопочных, тормозных электромагнитов и электрогидравлических толкателей, пускотормозных резисторов и серию других устройств, комплектующих различные электроприводы кранов.
Исходя из назначения крана разрабатываются обязательные требования, определяющие как основные параметры (грузоподъемность крана, вылет стрелы, грейферный или крюковой режим работы, скорость механизмов, и т. д.), но также и конструкцию.
В данной работе необходимо создать современную автоматизированную систему электропривода для механизмов портального крана (КПП) «Кировец 16/20». В основе управляемого электропривода лежит система векторного управления скоростью асинхронного электродвигателя.
Все решаемые в данной работе задачи по обновлению электрооборудования направлены на повышение КПД, увеличение долговечности и простоты обслуживания электромеханических систем.
В соответствии с заданием в данной выпускной квалификационной работе выполнено проектирование электроприводов портального крана грузоподъемностью 16 тонн.
В процессе проектирования был выполнен ряд разделов, указанных в задании.
В первом разделе был произведен анализ технологического процесса, выбран соответствующий портальный кран «КШ1 16/20», а также приведены технические характеристики, соответствующие выбранному крану.
Во втором разделе был произведен подробный расчёт базовой системы управления электроприводом механизма подъема. Были построены нагрузочные диаграммы механизма и электропривода, выбран асинхронный двигатель с фазным ротором МТН 713-10, произведена его проверка.
Также в данном разделе представлена модель асинхронного двигателя с фазным ротором в среде Matlab Simulink. Были получены переходные процессы скорости и момента при пуске АД с фазным ротором. При оценке показателей качества базовой системы был сделан вывод о необходимости модернизации данной системы.
Обоснование принципа модернизации с последующей ее реализацией было выполнено в разделе 3.
В данном разделе приведены недостатки применяемого базового оборудования, на основании которых было принято решение о замене базовой системы на модернизированную систему управления ПЧ - АД. Выбран асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором 1LG4315, фирмы siemens, произведена его проверка.
Далее в 3 разделе представлена модель модернизированной системы ПЧ - АД с U/ f = constуправлением, а также модель системы ПЧ - АД с векторным управлением с обратной связью по скорости. Приведены сравнительные результаты, реализованных методов регулирования, отражающие преимущества и недостатки выбранных способов регулирования.
При оценке показателей качества, из двух способов управления для модернизированной системы было выбрано векторное управление.
В целом, доказано, что показатели спроектированной системы соответствуют допустимым требованиям, а применение разработанной системы целесообразно ввиду удобства управления и удовлетворительных технических показателей.
1. Ключев, В. И. Теория электропривода: учебник для вузов / В. И. Ключев - М.: Энергоатомиздат, 2001. - 704 с.: ил.
2. Ильинский, Н.Ф. Основы электропривода: учеб. пособие для вузов / Н.Ф. Ильинский. - М.: Изд-во МЭИ, 2003. - 224.
3. Пахомов, А. Н. Теория электропривода. Переходные процессы: ме - тод. указания к практическим занятиям / А. Н. Пахомов. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - 55 с.
4. Пахомов, А. Н. Переходные процессы в электромеханических системах: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс]: для студентов, обучающихся по направлению подготовки 13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника» / сост. А. Н. Пахомов. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. - 54 с.
5. Теория электропривода: учеб. пособие по курсовому
проектированию / А.Н. Пахомов, М.В. Кривенков. - Красноярск: ИПК СФУ, 2009. - 148 с.
6. Черных, И. В. Моделирование электротехнических устройств в MATLAB, SimPowerSystems / И. В. Черных. - М.: ДМК Пресс; СПб.; Питер, 2008. - 288 с.
7. Шрейнер, Р.Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты / Р.Т. Шрейнер - Екатеринбург: УРО РАН, 2000. - 654 с.
8. Брауде, В. И., Гохберг, М. М., Звягин, И. Е. и др. Справочник по кранам: в 2 т. Т. 1. Характеристики материалов и нагрузок. Основы расчета кранов, их приводов и металлических конструкций / Под общ. ред. проф. Гохберга М. - М.: Машиностроение, 1988. - 536 с.: ил.
9. Александров, М. П., Гохберг, М. М., Ковин, А. А. и др. Справочник по кранам: в 2 т. Т. 2. Крановые механизмы и узлы. Техническая эксплуатация
кранов / Под общ. ред. проф. Гохберга М. - М.: Машиностроение, 1988. - 559 с.: ил.
10. Кузьмин, А. В., Марон, Ф. Л. Справочник по расчетам механизмов подъемно-транспортных машин. - Минск: «Вышэйшая школа», 1983.
11. Simscape Power Systems [Электронный ресурс] // MathWorks -
Режим доступа:
https://www.mathworks.com/help/physmod/sps/powersys/ug/building-your-own-drive.html.
12. Асинхронные электродвигатели общего назначения фирмы Siemens [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://portal.tpu.ru/SHARED/k/KOJAIN/Student/Tab2/induction motors Siemens.pdf
13. Герман-Галкин, С. Г. Matlab & Simulink. Проектирование мехатронных систем на ПК. / С. Г. Герман-Галкин - СПб.: КОРОНА-Век, 2008. - 368 с.
14. Герман-Галкин, С. Г. Виртуальные лаборатории полупроводниковых систем в среде Matlab-Simulink.: Учебник. - СПб.: Издательство «Лань», 2013. — 448 с.: ил.
15. Терехин, В. Б. Моделирование систем электропривода в Simulink
(Matlab 7.0.1): учебное пособие / В. Б. Терехин; Национальный
исследовательский Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - 292 с.