Введение…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ БРАЧНОЙ СОЛИДАРНОСТИ…………………………………………………………………. 8
1.1. Брак как объект социологического исследования…………………..……. 8
1.2. Брачная солидарность: социологическое определение………………......19
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ БРАЧНОЙ СОЛИДАРНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ……………………………………………………. 29
2.1. Брачная солидарность молодежи в контексте современных социокультурных изменений в России………………………………………...… 29
2.2. Формирование брачной солидарности среди современной молодежи города Москвы……………………...…………………………………..….......….. 34
Заключение……………………………………………………………..………….. 40
Список источников…………………………………………………….……...…....43
Приложение 1. Программа исследования «Стратегии формирования брачной солидарности среди молодежи (на примере г. Москвы)»……………..………...48
Приложение 2. Список информантов…………………………………………..…54
Приложение 3. Пример транскрипта интервью………………………………..…55
Актуальность темы:Актуальность темы выпускной квалификационно работы обусловлена тем, что брачная солидарность является основой осмысленного взаимодействия между супругами. При этом, стоит отметить, что семья и брак, это те социальные институты, которые охватывают все человечество начиная с первобытных времен и имеющие свою актуальность по настоящее время. Будучи основой семьи, институт брака в общечеловеческом масштабе носит значимую роль, и влияет на демографическую ситуацию в государстве, выступает в роли посредника между человеком и социумом, а также брак, являясь неотъемлемой частью семьи, играет роль транслятора базовых фундаментальных ценностей из поколения в поколение.
Учитывая, такие возникающие проблемы в институте семьи, как низкая рождаемость в России, нежелание молодых людей в регистрации брака, изменение модели брачного поведения (возраста вступления в первый брак, возникновение гостевых браков и т.д.), вопрос брачной солидарности для исследователей становится актуальным, требующим изучения и поиска решений.
Вместе с тем для определения актуальности темы исследования следует обратиться к статистическим данным. Согласно опубликованным сведениям Росстата в 2021 году на территории Российской Федерации было заключено 923,5 тыс. браков (6,3 промилле – число браков на 1000 человек ), при этом расторгли браки в 2021 году 644,2 тыс. семей (4,4 промилле - на 1000 человек населения). В 2022 году численность заключенных браков составляет 1,05 млн., при этом число разводов составляет 682,85 тыс . Исходя из последних опубликованных данных за ноябрь (с нарастающим итогом) 2023 года число браков составляет 868,7 тыс., при этом разводов 624,7 тыс .
Данная статистика свидетельствует о росте числа разводов, и снижении числа зарегистрированных браков за три последних года. Очевидно, что состояние брака коррелирует с социально-экономическими процессами, происходящими в стране. Иными словами, институт брака является проекцией социальной обстановки в стране. Однако брачная солидарность, при которой супругами достигается единство способно сгладить последствия возникших социально-экономических проблем.
Таким образом, брачная солидарность в настоящей дипломной работе выступает как поведенческая модель между супругами, заключающаяся в стремлении достижения единства в поставленных перед ними целями, задачами, а также ценностно-нравственных ориентирах.
Степень научной разработанности:
Изменения в институте брака, происходящие в последние десятилетия активно изучают представители разных научных сообществ.
Одними из первых, разработавшими основные концепции социологии брака и семьи являются ученые 19 века – Э. Дюркгейм , К Маркс , Ф. Энгельс , М. Ковалевский , М. Вебер и т.д.
Изучившими социальную солидарность как научный феномен были такие ученые, как С.И. Голод, В. Джеффрис, А.Б. Гофман, Н. А. Нечаева, О. Н. Бурмыкина, П. Л. Попов, Н. Л. Худякова, Н. И. Севрюгина, П.А. Сорокин, и т.д.
...
Социологическая концептуализация брачной солидарности охватывает различные аспекты отношений между супругами, включая их взаимодействие, поддержку друг друга, распределение обязанностей, совместное принятие решений, а также степень взаимной привязанности и взаимопонимания.
Брак не только формализует отношения между людьми, но и является фундаментом семьи и общества в целом. В нем заключается не только любовь и забота, но и ответственность, поддержка и уважение. Для многих семья становится опорой и определенной целью в жизни. Брак формирует устойчивые связи, обеспечивает стабильность и защиту, а также является важным фактором воспитания и образования детей. Поэтому сохранение и развитие института брака является ключевой задачей для общества.
Изменение в браке, приводящее к потере ранее существовавших характеристик, может быть вызвано недопониманием, недоверием или разочарованием. Важно обсуждать проблемы и стремиться к их разрешению для сохранения крепких отношений.
Это может быть связано с растущим пониманием значимости брака как института, способного обеспечить стабильность и безопасность в отношениях. Однако, несмотря на это, тенденция к увеличению числа разводов продолжается, что свидетельствует о том, что требуются новые инструменты для поддержания семейного благополучия.
Именно поэтому важно проводить дальнейшие исследования и разработку программ, направленных на содействие укреплению брака и семьи, на основе понимания современных вызовов и потребностей супругов. Важно учитывать индивидуальные потребности и желания каждого партнёра в отношениях. В ходе исследования мы рассмотрели несколько основных ниш, в которых воспроизводятся брачные отношения. В бытовой нише семейная солидарность проявляется через разделение труда. Муж и жена сотрудничают в выполнении домашних задач, каждый вносит свою работу для комфортной жизни семьи. Такое сотрудничество и взаимодействие доказывает их единство и общее обязательство по строительству благополучной семейной жизни. В сексуальной нише супружеские отношения строятся на основе сексуального влечения и эмоционального сближения. Муж и жена взаимодействуют не только физически, но и психологически. Они стремятся понять и удовлетворить потребности друг друга, создавая при этом общий эмоциональный комфорт и удовлетворение. Такая сексуальная и эмоциональная солидарность демонстрирует единство между супругами и их взаимную близость. В психологической нише брачная солидарность проявляется через поддержку и понимание друг друга. Муж и жена создают эмоциональную атмосферу в семье, поддерживая положительные эмоции и взаимную поддержку. Они стараются быть рядом друг с другом во время радости и горя, предлагая свою помощь и опору. Этот психологический аспект помогает в разрешении конфликтов и становится основой для развития гармоничных отношений. Родственная (межпоколенческая) солидарность включает в себя ряд важных аспектов, которые способствуют здоровым и гармоничным отношениям между партнерами. Некоторые из основных составляющих родственной солидарности в паре могут включать: взаимодействие с родственниками: умение находить баланс между отношениями с собственными родственниками и семьей партнера, уважение границ и индивидуальности каждого члена семьи, согласованность в подходах к воспитанию детей, обсуждение и принятие общих правил и норм поведения. Информационная ниша подразумевает активное общение о повседневных событиях, радостях, проблемах и сложностях, деление информации о своих переживаниях и потребностях, нахождение в одном информационном поле, способность принимать совместные решения на основе обсуждения и учета точек зрения обоих партнеров, а также разделение ответственности за принятые решения. Культурная ниша включает в себя ряд важных аспектов, которые способствуют здоровым и гармоничным отношениям между партнерами. Некоторые из основных составляющих могут включать: совпадение или уважение различий в ценностях, убеждениях и культурных традициях. Духовная ниша подразумевает совместное развитие духовного потенциала супругов. В этой нише они могут развивать свои духовные практики, исследовать вместе философию и религию, принимать участие в духовных ритуалах, проводить время вместе в медитации. Это позволяет им ощущать более глубокую связь и гармонию друг с другом и со вселенной. Такая духовная солидарность помогает супругам в росте как личностей и развитии глубоких и значимых отношений.
Современные брачно-семейные отношения представляют собой сочетание различных ролей, которые исполняют супруги. Эти отношения сочетают в себе как традиционные, так и современные ценности, где равенство супругов становится нормой.
В результате анализа социологической концептуализации брачной солидарности был сделан вывод о ее важности для устойчивости и качества брачных отношений. Брачная солидарность не только представляет собой единство и сотрудничество между супругами, но и служит основой для успешного функционирования семьи в обществе.
Согласно социологическому исследованию, молодежь Москвы стремится к равноправию в браке, принимают более нейтральное отношение к разводам. При этом они также сохраняют ценности и традиции прошлых поколений, что позволяет говорить о синтезе двух эпох в их социальном мировоззрении. Эти аксиологические тренды являются отражением изменяющейся реальности и представляют собой динамичное развитие общественных отношений в современном мире. По результатам исследования было выявлено три стратегии по достижению брачной солидарности в паре: обособленность, взаимопонимание и компромисс.
Также отмечается увеличение количества семей, где партнеры живут в гражданском браке или выбирают длительное сожительство без официальной регистрации отношений. Это свидетельствует о расширении понятия "семья". Молодежь также проявляет интерес к межкультурным отношениям и созданию смешанных браков (межэтнических).
1. Антонов, А.И., Медков, В.М. Социология семьи /А.И. Антонов, В.М. Медков. – М.: Изд-во МГУ, 2019 – 304 с.
2. Алешина, Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: авт. реф./ Ю.Е.Алешина. - М.: МГУ, 2005. 321с.
3. Бурмыкина О. Н. Межпоколенный семейный контракт: представления молодого поколения // Петербургская социология сегодня. — 2017. — Вып. 8. — 150-159с.
4. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии/ С.Н. Бурова; Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2010. – 444 с. (Серия «Гуманитарные науки»)
5. Вебер М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма. – 4-е изд. / Сост. Ю.Н. Давыдов. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. – 656 с. – (Серия «Книга света»).
6. Вольфсон С.Я. Семья и брак в их историческом развитии. М., 1937; 244с.
7. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с.
8. Голод С. И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический журнал. — 2015 — № 3–4. — 100с.
9. Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С. И. Голод. – Санкт-Петербург: ТОО ТК "Петрополис", 1998. – 4, 49-50, 128 с.
10. Голод, С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. / С.И. Голод. - Л.: ЛГУ, 1984.- 190 с.
11. Государственный портал «Пррезидент России» [электронный ресурс] - http://www.kremlin.ru/acts/news/64791 (дата обращения: 27.04.2024 г.)
12. Гофман А.Б. Традиция, солидарность и социологическая теория. Избранные тексты / Гофман А.Б. — Москва: Новый Хронограф, 2015, 183 с.
13. Джеффрис В. Мораль добродетели и брачная солидарность (Перевод с англ. яз.) // Социальная солидарность и альтруизм: социологическая традиция и современные междисциплинарные исследования. 2014. №2014. 109 с.
14. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. – М.: Канон, 1996. 123 с.
15. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., Знание 1995
...
49 источников