Введение 5
1 Теоретические основы формирования учебного действия планирования у младших школьников 8
1.1 Сущность учебного действия планирования 8
1.2 Характеристика возрастных особенностей младших школьников 13
1.3 Особенности формирования учебного действия планирования у младших школьников (на примере УМК «Школа 2100») 19
2 Практика формирования учебного действия планирования у младших школьников на уроках математики в 3 классе 33
2.1 Диагностика сформированное™ учебных действий планирования у младших школьников 33
2.2 Программа формирования учебного действия планирования на уроках математики в 3 классе 41
2.3 Динамика сформированное™ учебных действий планирования у младших школьников 46
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение А. Уровень сформированное™ регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся 3 Б класса (диагностирующий срез) 54
Приложение В. Уровень сформированное™ регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся 3 «Б» класса (контрольный срез) 59
Контрольный срез 60
Выпускник начальной школы для успешной социализации, должен обладать не только суммой знаний в соответствии с Федеральным государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО), но и стремлением и умением поиска и обработки новой информации, способности к решению разного рода задач. В связи с этим, в ФГОС НОО одним из целевых ориентиров начального образования определено «развитие личности обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий» [37].
Универсальные учебные действия (далее- УУД)выступают образовательными результатами и обеспечивают младшим школьникам возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), формирование умения планирования у обучающихся является необходимым условием становления субъекта учебной деятельности, освоения младшим школьником ее логики.
Вопрос формирования учебного действия планирования изучен и отражен в работах Т.Б. Булыгиной, В.В. Давыдовым, Ю.А.Егоровой, А.З. Заком, А.К. Марковой, Е.В. Минаевой, И.С. Сивовой, Н.Н. Титаренко и др. В педагогической литературе работа над действием планирования описана у Л.В. Байбородовой, Е.И. Исаева, И.И. Кондратьева, О.Н.Логвиновой, Л.П. Никитиной и др
Практикующие педагоги испытывают определенные затруднения при оценке уровня сформированное™ учебного действия планирования у младших школьников. Единой методики диагностики сформированное™ учебного действия планирования у младших школьников нет. В настоящее время ведутся исследования по разработке соответствующих методов и методик.
Существует противоречие между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к планируемым результатам сформированное™ учебного действия планирования и недостаточной разработанностью педагогических средств по его формированию и диагностике в начальной школе.
Важность преодоления указанного противоречия определяет проблему исследования, состоящую в недостаточной разработанности методов и средств формирования и диагностики регулятивных УУД у младших школьников, в частности учебного действия планирования.
Ресурс уроков математики в начальной школе мало изучен на предмет создания условий для формирования учебного действия планирования, но методисты отмечают, что решение задач и уравнений, применение формул младшими школьниками затрудняется при несформированности УД планирования.
Объект исследования: процесс формирования учебного действия планирования младших школьников.
Предмет исследования: формирования учебного действия планирования у младших школьников на уроках математики.
Цель исследования: выявить особенности формирования учебного действия планирования у младших школьников на уроках математики (на примере УМК «Школа 2100»).
Гипотеза исследования: предполагаем, что при регулярном включении на уроках математики упражнений, направленных на развитие учебного действия планирования, формирование этого действия у младших школьников будет происходить результативнее, чем при стандартной организации процесса обучения.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по формированию учебного действия планирования.
2. Выявить сущность учебного действия планирования.
3. Охарактеризовать возрастные особенности младших школьников.
4. Проанализировать особенности формирования учебного действия планирования у младших школьников (на примере УМК «Школа 2100»).
5. Подобрать диагностический инструментарий и провести диагностику сформированное™ учебного действия планирования у младших школьников.
6. Разработать программу формирования учебного действия планирования на уроках математики в 3 классе.
7. Проанализировать динамику сформированное™ учебного действия планирования у младших школьников 3 класса....
Целью нашего исследования было выявление особенностей формирования учебного действия планирования у младших школьников на уроках математики. В ходе исследования мы решили ряд задач.
1. Проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявили сущность учебного действия планирования. Сущность учебного действия планирования состоит в определении последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата и поиск соответствующих действий, а также установление последовательности их выполнения.
3. Определили возрастные особенности младших школьников. Главной возрастной особенностью при формировании учебного действия планирования является произвольность поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.
4. Проанализировали особенности формирования учебного действия планирования у младших школьников (на примере УМК «Школа 2100»). В УМК «Школа 2100» в учебниках математики при планировании обучающиеся выделяют этапы своей деятельности, учатся составлять план и подчинять свои действия определенному порядку. Контроль характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. К педагогическим средствам формирования учебного действия планирования отнесены различные способы приобщения детей к планированию, организации контрольно-оценочной деятельности. Охарактеризованы методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий (карта знаний, деформированный план урока, план в виде моделей и др.), средства фиксации достижений и трудностей учащихся (оценочные листы, листы продвижения и т.д.), виды заданий (недостающими данными и др.). Особенность формирования заключается в том, что эффективно эти методы и приемы формируются поэтапно, в процессе их многократного повторения: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с другими учащимися, а затем самостоятельно.
5. Провели диагностику сформированное™ учебного действия планирования у младших школьников.
Опытно-экспериментальная работа была направлена на формирование учебного действия планирования в 3 классе.
Мы спланировали работу следующим образом:
- Проведение диагностики на выявление уровня сформированное™ у обучающихся учебного действия планирования;
- проведение беседы с практикующим учителем, членом методического объединения по начальной школе в МБОУ «СОШ №3», целью которой было выяснить существующие средства и проблемы формирования учебного действия планирования;
- составление программы для обучающихся 3 классов, направленной на формирование действий планирования;
- реализация разработанной программы в 3 «Б» классе на уроках математики;
- проведение повторной диагностики на выявление уровня сформированное™ учебного действия планирования.
Для выявления уровня сформированное™ учебного действия планирования мы взяли диагностику «волк»; «петух»; «лиса» 1 уровня, автор А.З. Зак
Были определены три уровня: высокий, средний и низкий....