Введение 3
1. Теоретико-правовое исследование сущности коррупции в среде служащих правоохранительной службы 7
1.1. Коррупция как социально-правовое явление 7
1.2. Анализ международных обязательств Российской Федерации в
сфере противодействия коррупции 24
2 Анализ противодействия коррупции в правоохранительных органах... 34
2.1. Выявление и анализ коррупциогенных факторов в служебной
деятельности служащих правоохранительной службы 34
2.2. Методологические основы противодействия коррупции в
служебной деятельности служащих правоохранительной службы 50
3. Меры по борьбе с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации 68
3.1. Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в российской
системе государственного управления 68
3.2. Пути решения проблемы коррупции в системе государственной
службы 83
Заключение 99
Список используемых источников 102
Состояние коррупционных преступлений в нашей стране, в основе которых взяточничество, а вместе с тем - откровенная беспомощность правоохранительных органов в борьбе с этим негативным явлением, вызывают все большую озабоченность общества. Это находит выражение в выступлениях Президента Российской Федерации, законодательных актах и организационных решениях, принимаемых органами власти.
Особую тревогу вызывают данные, представляемые Генеральной прокуратурой России. Так, по официальной информации, общий рынок коррупции в России составляет свыше 240 млрд. долларов, а средний коррумпированный чиновник по прошествии года службы может позволить себе приобрести дорогостоящее жильё на одной из центральных улиц столицы за счет полученных взяток.
В этой связи особая ответственность в борьбе с преступностью объективно возлагается на сами правоохранительные органы, а потому особую значимость приобретают проблемы профессионализма и моральной безупречности их сотрудников. Однако за годы проводимых в нашей стране реформ сделано много (даже слишком много), чтобы система правоохранительных органов стала такой, какая она есть.
Таким образом, коррупция в качестве социально-правового и деструктивного по своей сути явления успела пустить корни практически во все сферы жизнедеятельности государства: здравоохранение, образование, торговля и пр. Однако в правоохранительных органах проблема существования коррупции становится наиболее значимой, поскольку масштабная преступность среди сотрудников правоохранительной службы создаёт потенциальную опасность «беспредельного» произвола во всей системе государственной службы, создавая реальную социальную угрозу обществу и государству.
В свою очередь эффективность мер
антикоррупционного противодействия со стороны государственных структур и институтов гражданского общества оказывается крайне низкой, неадекватной масштабам этого явления и угрозам национальной безопасности страны.
Исходя из вышеизложенного, актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, нарушением служебного долга должностными лицами в личных корыстных интересах, что, конечно же, самым отрицательным образом сказывается на доверии граждан к органам власти и представляет серьёзную общественную опасность, с другой - серьёзными недостатками в практике борьбы с этим явлением, в том числе (если не особенно) в области законодательного обеспечения противодействия этому явлению противодействия коррупции в органах правоохранительной службы и разработка эффективных методик применения новых подходов к организации служебной деятельности служащих правоохранительной службы в целях исключения коррупционных проявлений являются актуальными и востребованными практикой.
Объектом исследования является проблема борьбы с коррупцией и взяточничеством в России и за рубежом.
Предметом исследования являются общие закономерности возникновения, функционирования и развития коррупционных отношений (как способа реализации замыслов преступных сообществ), их сущность, структура, основные элементы и принципы...
Формирование основ правоохранительной службы Российской Федерации невозможно без организации единой политики в сфере борьбы с коррупцией. В настоящее время, в свете принятия в 2008 году Федерального закона «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции, борьба с коррупцией возведена в приоритетное направление государственной деятельности. За период 2008 - 2009 гг. на федеральном уровне принят пакет антикоррупционного законодательства, который составляет правовую базу для противодействия этому негативному явлению, поразившему все сферы государственной жизнедеятельности.
Установление основных направлений повышения эффективности противодействия коррупции на государственной службе делает необходимым пересмотр основных подходов к формированию системы мер по борьбе с коррупцией по видам государственной службы: государственной гражданской, военной и правоохранительной службы.
Проявления коррупции в правоохранительной службе представляются особо опасными, так как именно деятельность служащих правоохранительной службы должна быть направлена на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства, и именно по распространенности коррупционных явлений и борьбы с ними в органах правоохранительной службы судят о состоянии коррупции и эффективности противодействия ей в государстве в целом.
В частности, в результате проведенного в первой главе работы теоретикоправового исследования сущности коррупции в среде служащих правоохранительной службы определены основные коррупциогенные факторы, характерные для правоохранительной службы, учитывая которые были разработаны программные и методические документы, направленные на формирование и дальнейшее развитие современных подходов по противодействию коррупции в органах правоохранительной службы.
Так, определив методологические основы
противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы, были предложены методические рекомендации по применению новых подходов к организации служебной деятельности служащих правоохранительной службы, в которых раскрыты основные направления совершенствования организации служебной деятельности служащих правоохранительной службы.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» совершенно определённо запрещает государственным служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. В то же время ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации разрешает дарить «обычные подарки, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда: ... 3) государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей». При этом никаких указаний, чем же «обычный подарок» отличается от взятки, законодательство не содержит. Подобная двусмысленность законов очень благоприятствует коррупции.
Действующее законодательство и система борьбы с коррупцией в Российской Федерации не позволяют вести действенную борьбу с этим социальным явлением, которое угрожает не только осуществлению конституционных, демократических принципов построения правового государства, но и экономической и национальной безопасности страны.
Необходимо совершенствование действующего законодательства, выработка единого понятийно механизма и принятие новых законодательных актов.
Борьба с коррупцией должна быть освобождена от бюрократических пут. Следует ввести принцип: если чиновнику предъявляется обвинение в коррупции, и доказывается факт коррупции, он несёт ответственность по
предъявленному обвинению с обязательным увольнением с
должности и невозможностью его работы на аналогичных должностях в органах государственной власти в дальнейшем. Эта мера наказания должна быть обязательной по всем видам коррупции, в том числе - административным и дисциплинарным нарушениям.
Выявление коррупционных правонарушений - это обязанность органов исполнительной власти, на которые возложено осуществление оперативно-розыскной деятельности.
Расследование и разбирательство обвинений в коррупции должно быть возложено только на органы судебной власти: прокуратуру - дознание и предварительное следствие, уголовное и обвинение от имени государства; суд - судебное разбирательство по делам, представленным прокурором, или по жалобе потерпевших на решение, принятое прокурором.
Важнейший принцип борьбы с коррупцией - гласность и прозрачность деятельности органов судебной и исполнительной власти, осуществляющих борьбу с коррупцией; привлечение к этой деятельности средств массовой информации, общественности, как граждан, так и общественных формирований; создание обстановки нетерпимости, осуждения и аморальности любого факта проявления коррупции всех уровней.
1. Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 52.
2. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращений и наказания. Принята 10 декабря 1984 г. // Права человека: Сборник международных документов. - МГУ. - 1990. - С. 70-84.
3. Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. EST-№ 174 от 04.11.1999 г. // Международные правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов. - М.: Инфра - 2004.
4. Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 декабря 2003 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 года. - № 26. - ст. 2780.
5. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS № 173 (Страсбург, 27 января 1999 года) // Журнал «Совет Европы и Россия». -2002. - № 2.
6. Российская Федерация. Конституция (1993) // Российская газета. - 1993. - № 237.
7. О полиции : федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // СЗ РФ. - 14.02.2011. - № 7. - Ст. 900; СЗ РФ. - 12.05.2015. - № 7. - Ст. 1021.
8. Об исполнительном производстве : федер. закон от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. - 06.10.2007. - №4486.
9. Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ. - 14.08.1995. - №33. - ст. 3349. - СЗ РФ. - 30.08.2004. - №35.
10. О противодействии коррупции : федер. закон от 25.12.
2008. № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // СЗ РФ. - 05.01.2009. - №35. - ст. 3648.
11. О системе государственной службы Российской Федерации : федер. закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // СЗ РФ. - 12.06.2003. - № 8. - Ст. 1015.
12. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации : закон Российской Федерации от 25.06.1993. // ВСНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 32. - Ст. 1227.
13. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 03.12.2001. -№49. - Ст. 4552.
14. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996. № 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
15. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001. № 174-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 24.12. 2001. - № 52. - Ст. 4921...102