Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методы воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников в процессе освоения русских народных песен

Работа №152681

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

музыка

Объем работы65
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН 7
1.1. Категория «эмоциональная отзывчивость» в психолого-педагогической и
методической литературе 7
1.2. Характеристика методов музыкального образования в аспекте воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку у младших
школьников 16
1.3. Использование русских народных песен как условие воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВОСПИТАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА
МУЗЫКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ
РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН 35
2.1. Критерии, показатели и уровни воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников 35
2.2. Содержание, организация и проведение опытно-экспериментальной работы по воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку у младших
школьников в процессе освоения русских народных
песен 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71


Традиционно музыка используется для эстетического и эмоционального воспитания детей как части процесса формирования гармонически развитой личности. Музыка отражает явления и события окружающей действительности, а также и внутренние переживания человека. Благодаря такому особому способу выразительности, музыка может влиять на эмоции слушателя гораздо сильнее, чем любые другие виды искусства.
На протяжении многих десятилетий вопросы воспитания эмоциональной отзывчивости средствами музыки разбирались исследователями, поскольку эмоции человека непосредственно связаны с его мышлением, восприятием и оценкой явлений окружающего мира. То есть, от качества эмоционального развития личности зависит то, какие у нее формируются убеждения во любых областях - от общественных отношений до профессиональной деятельности.
Проблему воспитания эмоциональной отзывчивости исследовали многие педагоги и психологи. Например, Б. И. Додонов рассматривает эмоциональную отзывчивость как особую черту характера человека, а Л. С. Выготский - как реакцию психики на явления и события, воздействующие на личность. Кроме того, различные вопросы эмоционального, эстетического и творческого развития школьников освещены в работах О. А. Апраксиной, В. Н. Шацкой, В. К. Белобородовой и др.
Воспитание эмоциональной отзывчивости, как и эмоциональности личности в целом, начинается с самого раннего возраста, поскольку он является наиболее восприимчивым к педагогическому воздействию. Младший школьный возраст отличается сильной эмоциональной восприимчивостью и любопытством. Однако, большинство работ, связанных с воспитанием эмоциональной отзывчивости личности на музыку, рассматривают дошкольный возраст, не затрагивая возрастной период, совпадающий с обучением в младших классах общеобразовательной школы.
В вопросе воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках музыки особо важным становится подбор музыкального репертуара, соответствующий выбранной цели. В нашем исследовании обратились к образцам русского народного песенного творчества, что объясняется глубокой эмоциональностью этого музыкального направления.
В целом, русские народные песни представляют собой эффективное средство развития чувства прекрасного, творческого мышления, патриотизма, передавая школьникам традиции музыкальной культуры и жизненного уклада страны. Но, кроме общеразвивающего потенциала, русские народные песни обладают и возможностью эмоционального воспитания личности. Образное содержание русского фольклора затрагивает разнообразные стороны человеческой жизни, описывает и пробуждает эмоции человека.
Несмотря на это, в настоящее время в рамках общего музыкального образования обращение к русскому песенному фольклору происходит не слишком часто. Несмотря на наличие достаточно обоснованной теоретической базы, проблема воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников в процессе освоения русских народных песен на практике разрабатывается недостаточно.
Актуальность разрабатываемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Методы воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников в процессе освоения русских народных песен».
Цель работы - определить и экспериментально доказать эффективность методов воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников в процессе освоения русских народных песен.
Объект исследования - процесс воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников.
Предмет исследования - методы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников в процессе освоения русских народных песен...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе мы обратились к одному из наиболее сложных и актуальных вопросов педагогики общего музыкального образования — воспитанию эмоциональной отзывчивости у младших школьников на музыку в процессе освоения русских народных песен. С целью разработки данной проблематики нами были проанализированы содержание и структура категории «эмоциональная отзывчивость», охарактеризованы общепринятые трактовки обозначенной категории.
Проанализировав взгляды различных исследователей на эту проблему, мы сделали вывод о том, что под эмоциональной отзывчивостью на музыку понимается способность человека к внутреннему переживанию эмоционального содержания музыкального произведения и практическому выражению возникающих внутренних ощущений в собственной творческой деятельности.
В процессе теоретического обзора литературы по выбранной теме нами охарактеризовано понятие метода музыкального образования. Данное понятие определяется как комплекс способов осуществления той или иной разновидности музыкальной деятельности, являющейся, в свою очередь, практической основой освоения детьми содержания изучаемого предмета. Произведен отбор наиболее эффективных методов музыкального образования в аспекте изучаемой проблемы: интонационно-стилевого постижения музыки, моделирования художественно-творческого процесса, эмоциональной драматургии, пластического интонирования и сопереживания.
Нами осуществлен анализ русских народных песен с исторической, методической и стилистической точек зрения. Охарактеризовано эмоциональное содержание русского песенного фольклора, проанализирован педагогический потенциал русских народных песен в вопросе воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников. Доказано, что русский песенный фольклор содержит в себе эмоциональное богатство русского национального искусства, которое, при условии создания определенных условий, может быть транслировано учащимся в рамках музыкально-образовательного процесса.
В процессе организации опытно-экспериментальной работы нами определены компоненты (эмоциональный и творческий), критерии (эстетические переживания, экспрессия, творческие проявления), показатели и уровни воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников.
Проведены уроки музыки с включением в них русских народных песен и обязательным использованием методов музыкального образования, вынесенных в гипотезу исследования.
Успешная реализация всех этапов педагогического эксперимента доказала, что использование отобранных нами методов в процессе освоения русских народных песен повышает эффективность воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников на музыку. В результате проведения экспериментальных занятий было отмечено увеличение количества и качества проявлений эмоциональной отзывчивости учащихся, что доказывает верность гипотезы данной работы.



1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 112 с.
2. Адаскина О. Н. Русский фольклор. - М.: АТС, 2001. - 256 с.
3. Алексеев В. В. Русская народная песня в начальной школе. - Оса: Росстанина-Каме, 1994. - 78 с.
4. Анисимов В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры //Музыкальная палитра. М.: Просвещение, 2006. - №4. - С. 5-6.
5. Анисимов В. П. Эмоциональная отзывчивость как предмет
компетенции арт-педагога // Фундаментальные исследования. - М.:
Просвещение, 2011. - № 8-3. - С. 496-499.
6. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: «Просвещение», 1983. - 245 с.
7. Артамонова Л. В. Ярмарка. Сценарий праздника // Начальная школа. - 1994. -№ 9. - С.66-70.
8. Асафьев Б. В. Русская народная песня и её место в школьном музыкальном воспитании и образовании // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.-Л.: Музыка, 1965. - С. 102-117.
9. Асафьев Б. В. О народной музыке / сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. - Л: Музыка, 1987. - 248 с.
10. Бабенко Л. С. Методы и приёмы развития интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста // Музыкальное воспитание в школе[АМ1]. - М.: Музыка, 1979. - Вып. 14. - С. 12-23.
11. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
12. Бударина Т. А., Корепанова О. Н., Куприна Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 303 с.
13. Вахнянская Н. Л. Психологические условия формирования эмоционально-эстетического отношения к музыке у младших школьников: автореф. дисс. канд. псих. наук. - М.: 1980. - 15 с.
14. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 142 с.
15. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 2000. - 173 с...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ