Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА FEMMEFATALE В ФИЛЬМХ НУАР

Работа №152663

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы99
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 5
1 Теоретические исследования фильмов нуар и психоаналитическая теория
Жака Лакана в киноведении 14
1.1 Теоретические исследования фильмов нуар 14
1.2 Психоаналитическая теория Жака Лакана в киноведении 26
Выводы к первой главе 37
2 Художественные особенности образа femme fatale в фильмах нуар 39
2.1 Попытки определения термина femmefatale и культурные корни образа .39
2.2 Кинематографические воплощения femmefatale в фильмах нуар 62
Выводы ко второй главе 84
Заключение 86
Список используемых источников 90

Актуальность исследования. Кинематограф — один из способов рефлексии человечества над социальными и личностными проблемами. Как и другие виды искусства, кино очень тонко отражает историческую ситуацию и социальные процессы, внутри которых оно создается. Режиссер, являясь частью как истории, так и социума получает возможность зафиксировать визуально достоверными методами собственный взгляд на события, сфокусировать зрительское внимание на наиболее важных аспектах того или иного явления. Фильм нуар появился во многом как реакция на сложные политические и социальные процессы, происходящие в Америке 1940-х и 1950-х годов.
В связи с событиями Второй мировой войны произошло смещение гендерных ролей, особенно изменилась роль женщины. Если в довоенное время она была домохозяйкой, матерью, хранительницей домашнего очага, то война вынудила ее стать сильной, научиться зарабатывать и отстаивать свои права, во многом принять на себя традиционно мужские функции. Новая женская роль отразилась в фильмах нуар в образе femme fatale — независимой женщины, несущей смертельную опасность для мужчины.
В разных вариациях образ роковой разрушительницы, независимой женщины существовал во все времена. Современная эпоха также не обходит его стороной. Интерес к жанру нуара среди таких режиссеров как Николас Виндинг Рефн, Дэвид Финчер, Дэвид Линч и других позволяют говорить об актуальности проблем, поднятых данным направлением, в том числе и тех, которые отображены в образах femme fatale.
Степень изученности исследуемой темы представлена довольно большим количеством иностранных материалов, исследующих как феномен нуара в целом, так и образ femme fatale в частности. В то же время в отечественном киноведении нуару уделяется не так много внимания, что выражается в относительно небольшом количестве материалов по данной теме.
Например, Андрей Игоревич Андреев1 проводит в двух своих статьях исследование термина и понятия «film noir». Эти статьи также обогащают методологический аппарат исследования, поскольку Андреев обращается к киноведческому контексту и рассматривает концепты внутри него. В своих статьях Андрей Игоревич обращается к генезису термина «film noir», рассматривая его в историческом контексте.
Обращаясь к историческому и политическому контексту возникновения термина «film noir» в киноведении, Андрей Андреев2 акцентирует свое внимание на негативных коннотациях, которые были присущи этому термину во Франции в годы перед Второй Мировой войной. В это время термин «film noir» употреблялся критиками для разгромных рецензий.
Анжелика Артюх3 выделяет характерные черты нуарных фильмов (например, взгляд на преступление с точки зрения преступника, закадровый голос, присутствие роковой женщины), а также привлекает внимание к сложности определения нуара как жанра или стиля и отмечает, что в настоящее время прослеживается тенденция рассмотрения нуара как жанра, имеющего свою формулу и структуру. К этой же проблеме обращается Яков Лурье4. Автор кратко прослеживает историю феномена, а также выделяет его отличительные черты. Лурье обращает внимание на вуайеристический характер композиционного построения нуарных фильмов, а также на онейрический характер сюжетов.
Исследование термина «нуар» проводит К.Н. Орозбаев в статье «Стиль “нуар” в классическом и современном искусствоведении»5. Данная статья дополняет и обогащает предыдущие исследования, обращаясь также к современному периоду существования научной мысли в области кино. Помимо этого, Орозбаев выделяет дополнительный источник введения понятия «нуара» в сферу киноведения, помимо статей Франка и Шартьера: книгу «Панорама американского фильма нуар (1941 - 1953)» Раймона Борда и Этьена Шомтона6....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы был анализ художественных особенностей образа femme fatale в фильмах нуар, проводившийся на примере нуара 1940-х и 1950-х годов. Для достижения этой цели были выполнены следующие задачи:
Во-первых, были рассмотрены особенности фильмов нуар, а также теоретические исследования, определяющие место нуара в мировом киноискусстве, выделяющие его специфические черты и особенности.
Во-вторых, была изучена психоаналитическая теория Жака Лакана и ее применение в киноведении, как в качестве самостоятельной теории, так и в качестве фундамента работ других теоретиков кино.
В-третьих, были прослежены попытки определения термина femme fatale в рамках теоретических исследований и рассмотрены культурные корни образа femme fatale.
В-четвертых, были проанализированы кинематографические воплощения образа femme fatale в фильмах нуар 1940-х и 1950-х годов.
Теоретики кино, осмысляя нуар, до сих пор не могут прийти к однозначному соглашению по поводу природы этого феномена: нуар рассматривают как кинематографический жанр, стиль и даже серию фильмов. Зарождение этого феномена произошло еще в поэтическом реализме 1930-х годов, на него повлиял немецкий киноэкспрессионизм, привезенный в Голливуд режиссерами, покинувшими Германию накануне Второй мировой войны, а драматической основой послужила новая форма детектива — hardboiled детектива. Американские теоретики, для которых свойственно рефлективное рассмотрение феномена нуара, сходятся в том, что он порожден социальной реальностью и связан с изменениями, происходящими в обществе.
В качестве характерных признаков нуара можно выделить присутствие femme fatale, неопределенность и запутанность сюжета, удержание тревожной атмосферы, использование нетрадиционных ракурсов, для создания искаженного образа, преобладание темноты над светом, ночи над днем, медленное нарастание напряжения.
Жак Лакан в ходе своих семинаров часто приводит кино в качестве иллюстраций для своей теории. Возможность психоанализа проникнуть в подсознание человека роднит его с вуайеристской природой кино. Жак Лакан получил признание у теоретиков кино, таких как Кристиан Метц или Славой Жижек, на его труды опираются многие представители феминистской теории кино, например, Лаура Малви. Будучи массовым видом искусства, кинематограф становится выражением коллективных бессознательных страхов и желаний, а использование психоаналитической теории для его изучения с такой точки зрения позволяет глубже проникнуть в образы, транслируемые кинематографом. Поэтому рассмотрение образа femme fatale с такой точки зрения наиболее эффективно, поскольку этот образ является порождением общественных изменений и ситуации в мире.
Отсутствие соглашения по поводу определения femme fatale не мешает этому образу быть ярким и узнаваемым признаком нуарного фильма, часто считающимся ключевым его атрибутом. Невозможность сведения femme fatale к набору характеристик говорит о внутренней сложности этого образа, его неоднозначности и потенциально большом количестве интерпретаций. В частности, сложности с определением femme fatale могут быть связаны с тайной, которую эти женщины олицетворяют.
Корни образа независимой и сильной женщины, визуализированной в femme fatale фильма нуар, имеет глубокие культурные корни, связанные с доминантой патриархальной идеологии и стремлением сохранить зависимое положение женщины. Фигура опасной, роковой для мужчины женщины существовала еще в древнегреческой мифологии (Пандора, сирены и т.д.) и Библии (Лилит, Юдифь и т.д.), под действием экономического и технологического прогресса, общественных изменений, «роковая» женщина трансформировалась, в конечном итоге превратившись в femme fatale нуарного фильма. Появление большого количества кинематографе 1940-х и 1950-х годов связано с социальной и политической обстановкой Второй мировой войны, под влиянием которой женщины были вынуждены изменить свое поведение и уйти от традиционный нормативных ролей матери, жены, домохозяйки. Работающая женщина у возвращающихся с войны ветеранов вызывала страх за традиционный патриархальный порядок, и беспокойство о собственном месте в обществе и семье.
Образ femme fatale выражает сопротивление патриархальному порядку, поэтому женщина в конце фильма обязательно подвергается наказанию, будь то традиционализация ее социального статуса, тюремное заключение или смерть. Несмотря на конечную победу патриархата над независимой женщиной, femme fatale в фильмах нуар представлена сильной, свободной, сексуальной. Сочетание в ней эроса и танатоса позволяет говорить о сложности образа, который выражает неопределенное положение мужчины в послевоенном обществе.
Основной чертой узнавания femme fatale является ее красота и сексуальность. Тем не менее параметры красоты и сексуальности остаются вариативными, в качестве более или менее устойчивых можно назвать яркий макияж, относительно длинные волосы, стройность, внимание к моде в одежде. Следует также отметить, что femme fatale, зачастую, не имеет детей, что является выражением еще одного страха патриархального общества, в котором существует потребность контролировать женщину, в том числе и ее репродуктивные функции. Таким образом, бездетная femme fatale представляет собой угрозу возможности этого контроля.
Сочетание в образе femme fatale очень разнородных характеристик позволяет говорить о том, что этот образ может быть трактован неоднозначно и в качестве патриархального страха перед независимой женщиной и в качестве «ролевой модели», образца поведения сильной и самостоятельно женщины.


1. Андреев, А.И. О происхождении термина «Film Noir» в киноведении. Часть 1 / А.И. Андреев // Временник Зубовского института. — 2016. — № 1 - 2. — с. 82-103.
2. Андреев, А.И. О происхождении термина «Film Noir» в киноведении. Часть 2 / А.И. Андреев // — Временник Зубовского института. — 2017. — № 1 - 2. — с. 107-133.
3. Артюх, А. Нуар: голос из прошлого. Об истории и теории жанра [Электронный ресурс] / А. Артюх // KINOART.RU. — Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2007/05/n5-article18
4. Арышева, А.С. Проблема разработки образа главного героя фильма на основе идентификации зрителя с экранными персонажами: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.93 / Арышева Анастасия Сергеевна. — Москва, 2019. — 146 с.
5. Жижек, С. Глядя вкось. Введение в психоанализ Лакана через массовую культуру [Электронный ресурс] / С. Жижек // Режим доступа: https://www.litmir.me/bd/?b=581173
6. Жуковский, В.И. Визуальная сущность религии/ В.И. Жуковский, Н.П. Копцева, Д.В. Пивоваров. — Красноярск: Красноярский гос. ун-т., 2006. — 461 с.
7. Жуковский, В.И. Интеллектуальная визуализация сущности / В.И. Жуковский, Д.В. Пивоваров. — Красноярск: КГУ, 1997. — 223 с.
8. Жуковский, В.И. Искусство как жизненная необходимость. Произведение изобразительного искусства / В.И. Жуковский, Н.П. Копцева // Искусство и образование. — 2010. — № 3 (65). — с. 5 - 29.
9. Жуковский, В.И. Структурные основы теории изобразительного искусства / В.И. Жуковский // Философия и культура. — 2012. — № 4 (52). — с. 95 - 104.
10. Жуковский, В.И. Теория изобразительного искусства / В.И. Жуковский.
• СПб.: Алетейя, 2011. — 536 с.
11. Копцева, Н.П. Истина произведения искусства / Н.П. Копцева, В.И. Жуковский // Искусство и образование. — 2008. — с. 5 - 17.
12. Копцева, Н.П. Лики культуры в системе гуманитарного знания / Н.П. Копцева. — СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2017. — 72 с.
13. Копцева, Н.П. Теория и практика прикладных культурных исследований / Н.П. Копцева, А.А. Семенова, К.В. Резникова, М.В. Тарасова. — Красноярск: СФУ, 2013. — 120 с.
14. Копцева, Н.П. Феномен коммуникации как предмет современных научных исследований / Н.П. Копцева, Л. Ма, В.И. Кирко // Гуманитарные и социальные науки. — 2015. — № 4. — с. 191 - 204.
15. Кэмпбелл, Дж. Сила мифа / Дж. Кэмпбелл // СПб: Питер, 2018. — 304 с....84


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ