Реферат
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения и профилактики девиантного
поведения подростков 7
1.1 Девиантное поведение: понятие, характеристики 7
1.2 Причины и проявление девиантного поведения подростков 13
1.3 Методы профилактики девиантного поведения подростков 18
2 Экспериментальное изучение и профилактика девиантного поведения
подростков 23
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 23
2.2 Описание системы занятий, направленных на профилактику
девиантного поведения подростков 35
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 40
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение А Результаты первичной диагностики девиантного поведения подростков 55
Приложение Б Система занятий, направленных на профилактику девиантного поведения подростков 59
Приложение В Результаты повторной диагностики девиантного поведения подростков 98
Проблемы девиантного поведения приобретают актуальное значение в современной России. Кризисная обстановка в нашем обществе, резкие изменения социальных процессов, нарушающих привычные формы контроля, способствуют росту негативных явлений, в том числе и отклонений от норм общественной жизни. По последним данным прокуратуры несовершеннолетние в России совершают или участвуют более чем в 40 тысячах преступлений (избиение, употребление алкоголя, угон машин и др.). Подростки склонны поддаваться влиянию окружающей среды, так как пытаются найти своё место в обществе [30].
Для такого чтобы понять, чем заниматься в жизни, подросток выбирает окружение, которое принимает его, где есть возможность самовыражаться и идентифицировать себя [11].
В связи с актуальностью проблемы, цель нашего исследования - изучение девиантного поведения подростков и его профилактики.
Объект исследования - девиантное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования - профилактика девиантного поведения подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме девиантного поведения подростков.
2. Описать методы профилактики девиантного поведения у подростков.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение девиантного поведения у подростков.
4. Разработать и реализовать систему занятий, направленную на профилактику девиантного поведения подростков, определить ее эффективность.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме
исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП) (автор - А. Н. Орел); методика «Склонность к девиантному поведению» (автор - Э. В. Леус)).
3. Методы количественной и качественной обработке результатов.
Методологической основой выступили труды отечественных исследователей по проблеме девиантного поведения подростков (Колесников В.И., Кухарчук Д.В., Шелехов И.Л.), также труды, раскрывающие специфику профилактики девиантного поведения подростков (Быстрова Н.В., Менделевич В.Д., Семенюк Л.М.)
Экспериментальная база исследования представлена МАОУ «Средняя школа №9». Исследование проводилось в сентябре 2021 г. - мае 2022 г. Выборка представлена учащимися 8 классов в количестве 30 человек. Средний возраст испытуемых - 14 лет.
Этапы исследования:
I этап (сентябрь 2021 г. - декабрь 2021 г.) - изучение теоретических аспектов профилактики девиантного поведения подростков, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования подростков, склонных к девиантному поведению, проведение первичной диагностики склонности к девиантному поведению у подростков.
II этап (январь 2022 г. - апрель 2022 г.) - разработка и реализация системы занятий «Выбор за тобой», направленных на профилактику склонности подростков к девиантному поведению.
III этап (май 2022 г.) - проведение повторной диагностики склонности к девиантному поведению у подростков, анализ полученных результатов экспериментального исследования, определение эффективности
профилактической работы с подростками, имеющими склонность к девиантному поведению, оформление выпускной квалификационной работы.
Результаты исследования представлены в IV Всероссийской научнопрактической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2022). По теме ВКР опубликована 1 статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме профилактики девиантного поведения подростков. Адаптирована программа, направленная на профилактику девиантного поведения подростков. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы педагогами-психологами образовательных учреждений для работы с подростками, склонными к девиантному поведению, а также представленный нами материал могут применять студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, и 3 приложения. В работе содержится 11 таблиц и 8 рисунков. Общий объём работы составляет 101 страницу.
Проанализировав психолого - педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что существует множество подходов отечественных и зарубежных психологов к пониманию сущности девиантного поведения. В рамках нашего исследования, вслед за И.Л. Шелиховым, мы определяем девиантное поведение как тип поведения, которое резко противоречит нормам, принятым в обществе. Отклоняющееся поведение классифицируется на две группы: поведение, которое идет вразрез с медицинскими и психотерапевтическими концепциями, и поведение, отклоняющееся от нормативных регуляторов жизни общества.
Подростки, в силу своего трудного возраста и всем присущим ему психологическим особенностям, склонны к проявлению отклоняющегося от норм поведения. Причинами формирования девиантного поведения являются социальные факторы (неполная семья, нарушение взаимодействия со сверстниками и т.д.), педагогическая запущенность (низкая успеваемость, прогулы и т.д.), генетические особенности (плохая наследственность), особенности центральной нервной системы (нарушение мозговой активности в первые месяцы жизни и др.) и индивидуальные особенности переходного возраста. Нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающее этот промежуточный этап становления личности - характерный признак девиантного поведения.
В нашем исследовании, вслед за А.Б. Фоминой, мы определяем профилактику девиантного поведения как комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Существуют следующие методы профилактики отклоняющегося от норм поведения: семинары и лекции по предупреждению преступности и агрессии подростков, волонтерство, благотворительная деятельность, полезный организованный досуг, приобщение к здоровому образу жизни, влияние на эстетический вкус ребенка (прививание ему любви к искусству, посещению музеев, театров, 48
выставок) и т.п. Помимо этого, важно не забывать, что для успешного прохождения данной профилактики, необходимо активное взаимодействие семьи, образовательного учреждения и органов внутренних дел.
Нами было организовано и проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение девиантного поведения подростков, на базе Енисейского Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №9». В качестве диагностического инструментария нами были выбраны следующие методики: «Определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» (автор - А. Н. Орел) и методика «Склонность к девиантному поведению» (автор - Э.В. Леус).
Выборка исследования представлена обручающимися 8А класса (контрольная группа) в количестве 18 человек, 8Б класса (экспериментальная группа) в количестве 12 человек. Общее количество испытуемых - 30 человек, из них: 13 мальчиков и 17 девочек.
Обобщая результаты первичной диагностики, мы пришли к выводу, что у 8 подростков (66,6%) экспериментальной группы выявлена склонность к девиантному поведению. Для них характерны высокая настороженность, склонность к потребности в острых ощущениях, обнаружены делинквентные тенденции, низкий уровень социального контроля. Кроме того, данные испытуемые проявляют аутоагрессивное поведение в стрессовых и критических ситуациях, наблюдается сформированная аутоагрессивная модель поведения, ситуативная предрасположенность к делинквентному поведению, а также сформированная модель делинквентного поведения.
На основе результатов первичной диагностики нами разработана система занятий «Выбор за тобой», направленная на профилактику девиантного поведения подростков, которая реализована с подростками экспериментальной группы.
После участия подростков в занятиях мы можем отметить, что у обучающихся экспериментальной группы произошли изменения в отношении к жизненным ценностям, осознание последствий девиантного, асоциального поведения, подростки стали более сдержанными к окружающим, появилась потребность в здоровом образе жизни.
Анализируя результаты повторной диагностики, мы констатируем снижение количества подростков экспериментальной группы (до 6 человек), склонных к девиантному поведению. Анализируя результаты повторной диагностики, мы констатируем снижение количества подростков экспериментальной группы (до 6 человек), склонных к девиантному поведению.
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики, мы пришли к выводу, что реализованная нами система занятий может быть эффективна при первичной профилактике девиантного поведения у подростков.
Цель и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.
1. Боташева, Э. С. Характеристики девиантного поведения / Э. С. Боташева // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2018. - № 6. - С. 21-28.
2. Быстрова, Н. В. Сущностные характеристики поведения школьников / Н. В. Быстрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 53 (9). - С. 130-136.
3. Голубев, Ю. В. Основные подходы к классификации девиантного поведения личности / Ю. В. Голубев // Научно-информационный журнал: Армия и общество. - 2017. - № 1. - С. 39-43.
4. Гребенникова, Н. С. Причины девиантного поведения подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации / Н. С. Гребенникова // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой году науки и технологии в Российской Федерации / ответственный редактор Н. С. Гребенникова. - Барнаул, 2021. - 322 с.
5. Дворянчиков, Н. В. Методическое руководство. Сборник тестов программно-методического комплекса дифференциальной диагностики поведенческих нарушений несовершеннолетних / Н. В. Дворянчиков, В. В. Делибалт, Е. Г. Дозорцева, М. Г. Дебольский, А. В. Дегтярев, Р. В. Чиркина, А. В. Лаврик / ответственный редактор Н. В. Дворянчиков. - Москва, 2017. - 198 с.
6. Декин, И. А. Социальный контроль в регулировании девиантного поведения молодёжи / И. А. Декин // XXII Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, эмпирического исследования / ответственный редактор И. А. Декин. - Екатеринбург, 2019. — С. 477-485.
7. Дюркгейм, Э. Самоубийство. Социологический этюд /
Э. Дюркгейм. — Москва, 2020. — 316 с. - ISBN 978-5-534-10054-9.
8. Зауторова, Э. В. Предупреждение и профилактика девиантного поведения подростков / Э. В. Зауторова // Вопросы педагогики. - 2018. - № 8. - С. 31-33.
9. Змановская, Е. В. Девиантология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. В. Змановская. - Москва, 2015. - 288 с. - ISBN 978-5-7695-4921-2.
10. Змановская, Е. В. Психология отклоняющегося поведения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. В. Змановская. - Москва, 2017. - 288 с. - ISBN 5-7695-1248-2.
11. Иванов, Н. Г. Нравственность, безнравственность, преступность /Н. Г. Иванов. - Москва, 2014. - 200 с. - ISBN: 5-7695-4921-2.
12. Иванова, О. А. Факторы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте / О. А. Иванова // Научные исследования XXI века. -
2021. - № 4. - С. 135-138.
13. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. - Москва, 2019. - 160 с. - ISBN: 978-5534-00231-7.
14. Клейберг, Ю. А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. - Москва, 2004. - 154 с. - ISBN 978-5-88313-801-9.
15. Колесников, В. И. Психология девиантного поведения: социальные признаки поведения человека / В. И. Колесников // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. Сборник материалов III Всероссийского симпозиума психологов с международным участием, посвящённого 30-летию со дня образования психологического факультета Академии ФСИН России / ответственный редактор В. И. Колесников - 2021. - № 4. - С. 56-62....40