ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы использования психофизиологических техник в
работе тьютора с детьми среднего школьного возраста 5
1.1 Физиологические особенности детей среднего школьного возраста 5
1.2 Возможность применения психофизиологических техник в работе тьютора 9
1.3. Методики по применению психофизиологических техник 13
2 Разработка методики применения психофизиологических техник.... 17
2.1 Разработка комплекса упражнений для коррекции эмоционального
состояния детей среднего школьного возраста 17
2.2 Структура комплекса упражнений 19
2.3 Экспертная оценка комплекса упражнений 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Д
В жизни каждого человека может присутствовать стресс. Стрессовые ситуации возникают на работе, дома или же - в школе. Именно стресс с той или иной вероятностью является причиной многих заболеваний, что наносят не малый вред здоровью, а ведь здоровье - это одно из важных условий в деятельности и достижения успеха в ней. На сегодняшний день стресс с наибольшей силой распространяется на детей и подростков. В виду, того что большинство стрессовых ситуаций возникает во время обучения, психологи выделили такой термин «школьный стресс». За ним идёт «экзаменационный стресс», часто встречающийся у выпускников, однако такой стресс и не чужд подросткам, ведь по окончанию курса основного общего образования, который длится 9 лет, проводятся итоговые экзамены, подготовка и ожидание которых тоже влияет на эмоциональное состояние. В связи с этим, проблема профилактики эмоционального состояния детей среднего школьного возраста в настоящее время стала актуальной
В любой ситуации, в том числе и стрессовой, тело включено, принимая на себя абсолютно все стрессы, проходящие через жизнь человека. В момент напряжения и волнения может меняться дыхание, вслед за которым изменяется состав крови и гормональный фон, что на уровне физиологии готовит человека к действию. Если же гештальт не закрылся - это состояние затем откладывается в мышцах.
Для коррекции различных негативных состояний в телесно-ориентированном подходе используют различные психофизиологические техники, известные еще из древних духовных практик. С помощью отслеживания естественного способа дыхания человека можно диагностировать его психологические проблемы, а напряжение определённых групп мышц может свидетельствовать о текущем негативном эмоциональном состоянии.
В поверхностной форме это может быть обычное расслабление или поднятие тонуса. В педагогической же работе дыхательные техники могут использоваться намного более активно.
Цель нашего исследования - разработать методику применения психофизиологических техник тьютором в школе для улучшения эмоционального состояния детей среднего школьного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить физиологические особенности детей среднего школьного возраста.
2. Изучить возможности применения психофизиологических техник в работе тьютора.
3. Изучить существующие методики применения психофизиологических техник.
4. Разработать комплекс упражнений для коррекции эмоционального состояния детей среднего школьного возраста.
5. Провести экспертную оценку комплекса упражнений.
Объектом исследования является эмоциональное состояние детей среднего школьного возраста
Предмет исследования - Комплекс упражнений для коррекции эмоционального состояния детей среднего школьного возраста
Гипотеза нашего исследования заключается в следующем - Коррекция эмоционального состояния детей среднего школьного возраста возможна путём реализации разработанного комплекса упражнений.
В результате нашего исследования, на основании изученной литературы, анализа существующих методик и упражнении, был создан комплекс упражнении для коррекции эмоционального состояния детей среднего школьного возраста, направленный на воздействия на эмоционально-мышечные зажимы, возникающие из-за травм детства, страхов и стресса. Преимущество нашего комплекса упражнений - воздействие на все основные мышечные зажимы.
По результатам экспертной оценки гипотеза получила своё подтверждение : Эмоциональное состояние детей среднего школьного возраста, е ели в школе проводить вне классные занятия с применением психофизиологических техник. В перспективе возможно развитие такого рода упражнений, что могут использоваться не только в частных школа х и молодёжных центрах, а так же и в общеобразовательной школе. Одна ко для та кого рода разработок необходимо изучение психофизологических особенностей детей разных возрастных групп, дабы избежать возможных негативных последствий для их здоровья и такого рода техники имели положительное влияние на школьников.
Обзор проделанной работы, а так же разработка комплекса упражнений помогает сделать некоторые заключения:
1. Применение комплекса упражнений для коррекции эмоционального состояния детей среднего школьного возраста должно проводиться в очной форме под чутким руководством.
2. Комплекс упражнений может стать полезным, как для преподавателей, так и для учеников. Для этого требуется знать минимум о психофизиологических особенностях детей, о возможностях использования различных психофизиологических и телесных техник.
3. Такого рода упражнения - не панацея. Применение его должно нести в себе профилактические и, в перспективе, образовательный характер.
Сказанное выше свидетельствует о том, что для применения упражнений для коррекции эмоционального состояния, необходима систематизация и комплексный подход с целью их дальнейшего применений и возможности разработки будущими и профессиональными педагогами и тьюторами.
1. Яруллин , P. X. Качества двигательной деятельности человека [ Текст] / P. X. Яруллин // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 8. - С. 20-22
2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - Москва.: Академия, 2010. 348 с.
3. Алейникова , Т. В. Возрастная психофизиология / Т.В. Алейникова. - Москва: Феникс, 2007. - 288 с.
4. Шостак, В. И. Психофизиология / В.И. Шостак, С.А. Лытаев, М.С. Березанцева. - Москва: ЭЛБИ-СПб, 2009. - 352 с.
5. Кроль , В. М. Психофизиология / В.М. Кроль, М.В. Виха. - Москва: КноРус, 2014. - 512 с.
6. Лысова, Н.Ф. Возрастная анатомия и физиология: Учебное пособие / Н.Ф. Лысова, Р.П. Айзман. - Москва: Инфра-М, 2016. - 320 с.
7. Сыренский, В. И. Психофизиология здоровья / В.И. Сыренский, Е.А. Родина. - Москва: Каро, 2008. - 192 с.
8. Адлер , А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - Москва, 1995. - 185 с.
9. Югова, Е. А. Возрастная физиология и психофизиология / Е.А. Югова, Т.Ф. Турова. - Москва: Академия, 2012. - 336 с.
10. Ханнафорд К.А. Мудрое решение. Мы учимся не только головой / К.А. Ханнафорд. - Пер. с англ. Москва, 1999. - 238 с.
11. Сергеева Л.С. Телесно-ориентированная психотерапия / Л.С. Сергеева. - Санкт-Питербург: Премиум-пресс, 2000. - 213 с.
12. Тхостов А.Ш. Психология телесности / АШ. Тхостов. - Москва: Смысл, 2002. - 193 с.
13. Басков В.Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии / В.Ю. Басков. - Москва: Институт Обще гуманитарных Исследований, 2006. - 205 с.
14. Пезешкиан, Н. Новая модель лечения психосоматических нарушений: позитивна я психотерапия во врачебной практике [ Те кст] Н. Пезешкинан // Психологический журнал, том 12. - 1991. - № 6. - С.15-18
15. Тимошенко, Г.В., Леоненко Е.А. Работа с телом в психотерапии: Практическое руководство / Г.В. Тимошенко, Е.А.Леоненко - Москва: Психотерапия, 2006. - 480 с.