Введение 3
1 Уполномоченный экономический оператор: его цели и потенциал
развития как правового института 9
1.1 Обозначение в нормативно-правовых источниках института УЭО.9
1.2 Порядок и требования при регистрации статуса УЭО 16
1.3 Характеристика специальных упрощений, предоставляемых
уполномоченным экономическим операторам 21
2 Международная практика ведения деятельности уполномоченного
экономического оператора 27
2.1 Основы правового регулирования института уполномоченного
экономического оператора и программы взаимного признания. Приоритетные направления развития 27
2.2 Проблемы теории и практики института УЭО в условиях
Евразийского Экономического Союза 35
3 Административно-правовой институт УЭО в государствах-членах
ЕАЭС 43
3.1 Особенности административно-правового статуса УЭО в
государствах-членах ЕАЭС 43
3.2 Основные направления совершенствования института УЭО 47
Заключение 53
Список использованных источников 57
В своё время уполномоченный экономический оператор как полноценный институт был введён в качестве средства упрощения государственно-частного обмена информацией, таможенного
администрирования на международном уровне и в целом совершенствования таможенных услуг. Так как статистика внешней торговли показывает возрастающие показатели, потребуется скорректировать таможенное законодательство и найти новый подход к цепочке совершения таможенных операций и проведению таможенного контроля. В своё время, существовал устоявшийся узкий перечень лиц в сфере таможенного дела, работавших с таможенными органами: таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец магазина беспошлинной торговли. То есть была необходимость в построении универсального правового института, собиравшего в себе функции всех перечисленных лиц, чтобы облегчить работу таможенных органов, и в целом снизить трудозатраты на проведение таможенных операций.
В первой половине 2005 года Всемирная торговая организация (далее - ВТО) приступила к устройству упрощённого порядка сотруднических отношений таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), к устройству облегчённого проведения контроля над товарными партиями и таможенным транзитом, опираясь на систему управления рисками и предварительным информированием о поступающей партии товаров. Введение таких методов и общего направления обеспечения безопасности мировой торговли носит название - Рамочные стандарты безопасности по облегчению мировой торговли товарами. Сотрудничество таможенных органов и участников ВЭД заключается в создании ряда добросовестных пользователей, получающих правовые льготы от таможенных органов. Выполняя условия получения льгот, категория таких участников ВЭД даёт таможенным органам сконцентрироваться на лицах с высоким показателем степени риска. К примеру, минимизация высокоценных финансовых и временных ресурсов, утрачивающихся в результате таможенной очистки товаров, при применении вспомогательных упрощений в виде уникальных исключений из всеобщего порядка прохождения таможенных операций и реализации таможенных процедур.
Эта новая группа участников ВЭД получила название - уполномоченные экономические операторы (далее - УЭО). Согласно, Рамочным стандартам безопасности и защиты мировой торговли УЭО - это подконтрольный таможенным органам субъект международного обмена товарами, выполняющее требования в соответствии со стандартами ВТО либо аналогичным принципам обеспечения безопасности целей поставок. Порядок и критерии регистрации статуса УЭО устанавливается таможенным законодательством государства, применяющего Рамочные стандарты.
В Российской Федерации уполномоченный экономический оператор как правовой институт был введён в Таможенном кодексе Таможенного Союза (далее - ТК ТС) 2010 года. Результаты пятилетнего функционирования ТК ТС статус УЭО закрепил своё положение как востребованный у юридических лиц. В настоящее время в Реестр УЭО входит 403 юридических лиц, из них 12 считаются исключенными, а деятельность четверых лиц рассматривается, как приостановлена. ТК ТС вступил в законную силу с 1 июля 2010 года, но понятие «уполномоченный экономический оператор» начало свою практическую деятельность с 2012 года. За два года были приняты подзаконные акты, так как в содержании ТК ТС было изложено лишь про базовые специальные упрощения и преимущества, условия регистрации. При этом в разных государствах Таможенного Союза условия работы УЭО разнились: в Беларуси таможенные органы выдают операторам пломбираторы и другие инструменты наложения средств идентификации; в Казахстане по отношению к операторам не применяются меры по минимизации рисков; также наблюдаются различающиеся минимально допустимые сроки производства внешнеэкономической деятельности для установления статуса УЭО и сопутствующие требования к системе учёта товаров и т.п. Затем новым ТК ЕАЭС был введён контролируемый показатель - финансовая устойчивость юридического лица.
В дальнейшем перспектива совершенствования уполномоченного экономического оператора была поддержана принятием Федерального закона от 05.05.2014г. № 115-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в части совершенствования института уполномоченного экономического оператора», который стал этапом к либерализации и повышения доступности положения УЭО в ориентире заинтересованных юридических лиц. В качестве идеального примера, Рамочные стандарты безопасности и упрощения мировой торговли показывает сотрудничество таможенных органов и УЭО на базе партнерских взаимодействий для получения результативных показателей поставленных целей. Но на практике приведенный пример Рамочных стандартов в каждом государстве проходит через «фильтр» правовых установок, чтобы видоизмениться для слияния с правовой системой государства. Под «фильтром» имеется в виду особенность на законодательном уровне в налоговой, административной, гражданской и подобных сферах, указывающая на эффективность результата таможенного контроля в определении факта проведения таможенного осмотра (досмотра) до выпуска товаров, а после выпуска товаров посредством получения сведений от других контролирующих органов.
Согласно Таможенному кодексу Евразийского Экономического Союза (далее - ТК ЕАЭС) юридическое лицо, обладающее статусом УЭО правомочно пользоваться специальными упрощениями при временном хранении товаров на собственных складах, выпуском товаров до подачи декларации на товары (далее - ДТ), реализацией таможенных операций выпуска товаров на складах УЭО, освобождением от оказания обеспечения уплаты таможенных платежей при таможенном транзите и так далее. Принцип резиденства при специальном упрощении «выпуск товаров до подачи ДТ» позволяется практиковать исключительно в рамках территории государства-члена ЕАЭС, присвоившего юридическому лицу статус уполномоченного экономического оператора. А не предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и первостепенный порядок исполнения таможенных действий являются специальными упрощениями доступными в применении на территории всего ЕАЭС. Установленные ТК ЕАЭС нововведения повысили процент возможности достижения звания «уполномоченный экономический оператор» и создали современные конкурентоспособные преимущества для субъектов национального производства государств-членов ЕАЭС.
Исходя из данных высказываний, поднятая проблематика представляется актуальной, обладающей теоретическое и практическое значение. Объектом работы выступают общественные отношения, связанные с правовой группой «уполномоченный экономический оператор» и проблемами осуществления его деятельности. Предмет выпускной квалификационной работы - организация правовой основы, регулирующей порядок присвоения, приостановления и исключения статуса УЭО, а также использования специальных упрощений.
Разработка практических предложений по совершенствованию правового института уполномоченного экономического оператора в условиях функционирования ЕАЭС является конечной целью данной выпускной квалификационной работы.
Чтобы достичь эффективных результатов по достижению цели нужно поставить задачи:
1. Изучить теоретическую литературу и исследовать нормативноправовую базу;
2. Рассмотреть характеристику и порядок регистрации правового статуса УЭО;
3. Проанализировать особенности административно-правового статуса
УЭО;
4. Выделить проблемы правового регулирования деятельности УЭО;
5. Определить направления совершенствования правового института УЭО.
Методологическую основу ВКР формирует общенаучный диалектический метод и близкие с ним частно-научные методы анализа, синтеза, формально-логический метод, формально-юридический, системный и логический. При изложении всего материала применяется логический метод с построением выводов, а при описании целостности объекта исследования и выявления в нём многообразных типов связей используется системный метод.
Информационной базой проведенной работы послужили нормативноправовые акты, регулирующие деятельность института УЭО, а также труды учёных, потенциально относящихся к исследуемой проблематике.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников. Введение охватывает обоснование актуальности выбранной темы, сформулированную проблему пути решения, которой необходимо определить в данной работе, поставлена главная цель и сопутствующие ей задачи, объект и предмет исследования. В первой главе изучена нормативно-правовая база, далее теоретические вопросы по рассмотрению правового статуса уполномоченного экономического оператора. Обзор специальных упрощений, принадлежащих как исключительное право УЭО на совершение таможенных операций. Эта глава послужит конкретизирующей опорой для последующей хронологии работы. В следующей главе практика ведения деятельности УЭО презентована путём анализа и характеристики международного опыта развития института УЭО и препятствий в существовании института УЭО в условиях членов ЕАЭС. Последняя глава посвящена рассмотрению особенности административноправового института УЭО в кругу государств-членов ЕАЭС и основным направлениям совершенствования института ЕАЭС. В части заключения ВКР последовательно по хронологии работы сформулированы выводы по результатам исследования, дающие краткое представление об эффективности и обоснованности содержимого работы.
Итогом проделанной работы будет научная и практическая значимость в обобщении накопленного материала и применении предложенных рекомендаций по совершенствованию института УЭО, что позволит улучшить продуктивность функционировании таможенных органов в данной части своей деятельности.
Согласно ст. 430 гл.61 ТК ЕАЭС: «уполномоченным экономическим оператором является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государств - членов и включенное в реестр уполномоченных экономических операторов в порядке и при соблюдении условий». Согласно определению, данному в Рамочных стандартах безопасности ВТамО: «Уполномоченный экономический оператор (УЭО) - это любое юридическое лицо, вовлеченное в международное движение товаров и признанное национальным таможенным органом или от его имени как соответствующее стандартам безопасности ВТамО или аналогичной системы поставок».
В настоящее время правовое регулирование института УЭО осуществляется на двух уровнях. Первый уровень - это ТК ЕАЭС, в котором закреплены основные обязательные положения. На втором, национальном уровне, институт УЭО регулируется Федеральным законом от 03.08.2018 г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Решением Совета ЕЭК от 15 сентября 2017 г. № 65 «Об утверждении порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр УЭО, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр», Решением Коллегии ЕЭК от 26 сентября 2017 г. N 128 «О заявлении, о включении в реестр УЭО» и Решением Коллегии ЕЭК от 3 октября 2017 г. № 131 «Об утверждении требований к сооружениям, помещениям и т.д.».
Существует три разновидности свидетельства о включении в реестр УЭО. Суть предоставления юридическим лицам статуса УЭО заключается в предоставлении им возможности пользоваться специальными таможенными упрощениями, которые предусмотрены таможенным законодательством.
Таможенным законодательством для УЭО допускается применять специальные упрощения: завершение доставки товаров в местах нахождения (складах, площадках) УЭО; временное хранение товаров на складах УЭО без необходимости включения в Реестр владельцев складов временного хранения; таможенное оформление товаров в местах нахождения (складах, помещениях) УЭО; выпуск товаров до подачи таможенной декларации, отсрочка уплаты таможенных платежей; проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке; приоритетное участие в проводимых таможенными органами пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение времени и оптимизацию порядка совершения таможенных операций.
Далее была рассмотрена международная практика организации и функционирования УЭО: система С-ТРАТ в США, национальная специфика функционирования института УЭО в Китае и регулирование института УЭО в Европейском союзе, Японии. Статус уполномоченного экономического оператора признается на международном уровне - знаком качества, то есть это значит, роль в международной цепи поставок является безопасной. Главным является то, что при таможенных процедурах необходимо обеспечение безопасности и охрана груза. Именно с этим и связана программа УЭО в США. С-ТРАТ ставит две главные цели: во-первых, защита мировой торговли от террористических угроз; во-вторых, предотвращение проникновения в США оружия массового уничтожения и лиц, которые могут подвергнуть риску международную систему поставок. Цели программы С-ТРАТ соответствуют Рамочным стандартам, так как они создавались в целях безопасности и облегчения мировой торговли. Преимуществом этой программы является то, что предоставление статуса УЭО может относиться не только к крупным импортерам, но и к малым и средним предприятиям. Считается, что они тоже должны быть включены в поддержание безопасности границ государства. Программа уполномоченных экономических операторов в Китае существенно отличается от Программы в США. Можно назвать ее специфичной. Если предприятие в ходе своей деятельности допускает существенные правонарушения, то уровень его кредитоспособности понижается. Это ведет к тому, что государственные органы начинают производить более строгий контроль и повышенное внимание к предприятию. Таким образом, китайская Программа в большей степени направлена на финансовое состояние предприятий, а значит идет соответствие рамочным стандартам, исходя из критерия - финансовая самостоятельность предприятий для получения статуса УЭО. Из тех категорий предприятий, которые выделяются, статус УЭО может иметь только одна категория - уполномоченные предприятия. Исходя из исторических событий, в качестве эквивалента американской программы СТРАТ был введен в ЕС статус «уполномоченного экономического оператора». В основу легли Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли ВТО. В ЕС существует три уровня присвоения статуса УЭО. После того как категория экономического оператора будет присвоена, то выдается сертификат УЭО. Первым уровнем считаются «Таможенные правовые упрощения (AEO C - Customs - Simplifications)». Таким образом, Европейский Союз создал свой институт УЭО на примере США. Это означает, что система УЭО в ЕС практически эквивалентна американской системе. При создании статуса УЭО европейские страны руководствовались Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли ВТО...
1. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли
Всемирной Таможенной Организации от 23.05.2005 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://vch.ru/ramochnye standarty bezopasnosti i oblegcheniya mirovoi torgovli .html
2. Об утверждении Порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр [электронный ресурс] : решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15.09.2017 N 65 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru;
3. О проекте договора о Таможенном кодексе ЕАЭС [электронный ресурс] : решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.12.2014 года № 233. - Режим доступа: https: //www.alta.ru/tamdoc/14kr0233/
4. Приложение «Расчет значений показателей финансовой устойчивости и совокупного показателя финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов» Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15.09.2017 N 65 «Об утверждении Порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280684/
5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [электронный ресурс] : ред. 29.05.2019 // Справочная
6. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [электронный ресурс] : федер. закон от 03.08.2018 №289-ФЗ ред. 24.02.2021 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru;
7. Проект Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. - Режим доступа: http://customs.ru
8. Все начнется 1 января 2018 года [Электронный ресурс] Виртуальная таможня: таможенно- логистический портал. - Режим доступа: http://vch.ru/event/view.html?alias=vse nachnetsya 1 yanvarya 2018 goda.
9. Всероссийский форум уполномоченных экономических операторов - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://event- mbs.ru/event/ii-vserossiyskiy-forum.html.
10. Давыдов Р., В ФТС России обсудили с представителями бизнеса
вопросы получения статуса УЭО по новым правилам [Электронный ресурс] 21.08.2019г. - Режим доступа:
https://customs.gov.ru/press/federal/document/202466?print=1
11. Некрасов Д.В., Программа уполномоченного экономического оператора как инструмент совершенствования его административноправового статуса: Административное и муниципальное право [Электронный ресурс], 2013, N 12 / - Режим доступа: https://center-bereg.ru/g46.html
12. Некрасов Д.В., Совершенствование административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора в условиях Евразийского экономического союза: монография / Д.В. Некрасов. М.: Изд- во Российской таможенной академии, 2015. 230 с.
13. Нехайчик А. О., Принцип резидентства в ЕАЭС: проблемы отмены / Электронная библиотека. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/153519/1/%D0%9D%D0%B5%D1%85% D0%
B0%D0%B9%D 1 %87%D0%B8%D0%BA%20%D0%BF%D 1 %80%D0%B8%D0 %B D%D1%86%D0%B8%D0%BF.pdf.
14. Старовойтов A.A., Об административно-правовом статусе органов местного самоуправ- ления // Ленинградский юридический журнал. 2005. № 2. С. 68.
15. Федеральная таможенная служба, Обзор по выявленным
нарушениям законодательства Евразийского экономического союза у участников ВЭД с низкой степенью риска нарушения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, уполномоченных экономических операторов и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в 2019 году [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. - Режим доступа:
https: //customs .gov.ru/activity/kontrol -naya-deyatel-nost-/profilaktika-narushenij - obyazatel-nyx-trebovanij/obzor-po-vyyavlennym-narusheniyam-zakonodatel-stva- evrazijskogo-ekonomicheskogo-soyuza/obzor-po-vyyavlennym-narusheniyam- zakonodatel-stva-evrazijskogo-ekonomicheskogo-soyuza-u-uchastnikov-ved-s- nizkoj-stepen-yu-riska-narusheniya-prava-evrazijskogo-ekonomicheskogo-soyuza- i-zakonodatel-stva-rossijskoj-federaczii-o-tamozhennom-regulirovanii,- upolnomochennyx-ekonomicheskix-operatorov-i-licz,-osushhestvlyayushhix- deyatel-nost--v-sfere-tamozhennogo-dela,-v-2019-godu--....25