Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДОЛГОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СУБЪЕКТА РФ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ И САНКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)

Работа №152575

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы94
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические и правовые основы управления государственным долгом субъекта Российской Федерации 6
1.1 Понятие государственного долга субъекта РФ и особенности его правового регулирования 6
1.2 Долговая политика региона как инструмент эффективного управления субфедеральным долгом 14
1.3 Угрозы и риски для реализации долговой политики субъекта РФ в условиях геополитической нестабильности и санкций 23
2 Методические основы оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации 29
2.1 Показатели долговой устойчивости субъекта РФ 29
2.2 Методики определения долговой устойчивости субъекта РФ 35
2.3 Разработка предложений по улучшению методики оценки долговой устойчивости субъекта РФ 46
3 Анализ и оценка долговой устойчивости Красноярского края 56
3.1 Социально-экономическая характеристика Красноярского края как объекта исследования 56
3.2 Анализ и оценка долговой устойчивости Красноярского края 61
3.3 Предложения по совершенствованию долговой политики края 72
Заключение 81
Список использованных источников 84
Приложения А-В 91

В 2022 году произошло большое количество событий, которые оказали прямое или косвенное влияние как на бюджетную, так и на долговую политику субъектов РФ. Было введено большое количество экономических санкций, произошел отток внешнего капитала и приостановка производства продукции иностранными организациями на территории Российской Федерации. После февраля 2022 года экономика страны подвергалась масштабному давлению со стороны иностранных государств. События данного года в прогнозном периоде могут повлиять на долговую устойчивость субъектов РФ.
В связи с этим становится актуальной тема оценки долговой политики регионов и показателей долговой устойчивости, а также выявления рисков и угроз для дальнейшей реализации долговой политики субъектами РФ.
Прикладные аспекты решения данных задач в рамках работы будут продемонстрированы на примере Красноярского края, экономическая безопасность которого, как и многих других регионов, находится под угрозами негативных последствий введенных санкций, которые в будущем могут оказать влияние на снижение доходов края, в частности налоговых поступлений от крупных предприятий, занимающихся экспортом своей продукции зарубеж. Значимость изучения обозначенной проблематики для Красноярского края также обусловливается планируемой реализацией крупных инвестиционных проектов, что может привести к увеличению расходов в связи с привлечением заемных средств.
Объектом исследования в работе является Красноярский край.
Предмет исследования - долговая устойчивость Красноярского края.
Целью работы является оценка долговой устойчивости субъекта РФ, а также разработка рекомендаций по совершенствованию его долговой политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- провести анализ понятий термина «государственный долг субъекта РФ» и рассмотреть его структуру;
- изучить, обобщить и систематизировать этапы управления государственным долгом, принципы долговой политики субъекта РФ, риски, связанные с привлечением заемных средств;
- рассмотреть угрозы и риски для реализации долговой политики субъекта РФ в условиях геополитической нестабильности и санкций;
- изучить современный методический опыт оценки долговой устойчивости субъекта РФ, дополнив методический инструментарий аналитическими показателя;
- сформировать краткую социально-экономическую характеристику Красноярскому краю;
- проанализировать динамику и структуру государственного долга края за период 2012-2022 гг.
- провести оценку долговой устойчивости субъекта и разработать предложения по совершенствованию управления ею.
Для решения поставленных задач бакалаврской работы была использована научная и учебная литература по теме исследования, материала периодических изданий, а также нормативные акты, в частности Бюджетный Кодекс РФ, рекомендации Министерства финансов в вопросе управления долгом субъектов РФ, Закон Красноярского края «О краевом бюджете на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов».
Отдельные результаты исследования были освещены на XIX Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный - 2023» (г. Красноярск, 25.04.23).
Бакалаврская работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. В конце работы расположены приложения, предоставляющие дополнительную информацию.
В первой части работы рассмотрены теоретические и правое основы управления государственным долгом субъекта РФ: раскрыта классификация государственного долга и рассмотрена правовая база в вопросе управления долгом, выявлены основные задачи долговой политики регионов, основной из которых является обеспечение долговой устойчивости субъекта РФ, рассмотрены угрозы и риски для реализации долговой политики, связанные с введением санкций и геополитической нестабильностью....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Государственный долг является одним из ключевых показателей экономической стабильности и кредитоспособности региональной экономики. Высокий уровень долга может привести к снижению доверия к экономике и ухудшению ее финансового положения. Поэтому управление государственной задолженностью является важной составляющей финансовой политики субъекта РФ.
Одной из главных задач при проведение долговой политики, проводимой государственными органами власти субъекта РФ, является обеспечение высокого уровня долговой устойчивости.
В первой главе работы было выделено значение государственного долга для экономики, которое заключается в том, что государственный долг представляет собой инструмент экономического роста инвестиционной активности. Правовое регулирование государственного долга РФ осуществляется в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства, устанавливающими структуру и порядок учета долговых обязательств, а также бюджетные ограничения объема прогнозирования и объема привлечения заимствований.
Также в первой главе были выделены угрозы и риски для реализации долговой политики субъекта РФ в условиях геополитической нестабильности и санкций. Основные риски связаны с логистическими проблемами, вызванными закрытием границ и разрывом деловых связей.
Во второй главе был проведен анализ существующего методического инструментария, который позволяет оценить уровень долговой устойчивости субъектов РФ. На основе сравнительного анализа методик удалось выяснить то, что они не позволяют провести комплексную оценку долговой устойчивости субъекта РФ. В связи с этим автором данной работы была предложена концептуальная модель содержания методики, которая позволяла бы наиболее комплексно подходить к оценке состояния долговой устойчивости регионального бюджета. Основой данной модели является оценка долговой устойчивости согласно выделенным в работе критериям. Была предложена балльная система, согласно которой происходит классификация субъекта РФ по трем уровням долговой устойчивости.
В третьей части работы была проведена апробация предложенной методики оценки долговой устойчивости субъекта РФ по данным об исполнении бюджета Красноярского края. В ходе анализа было выявлено, что в период с 2012 по 2022 год наибольшее значение объема государственного долга наблюдалось в 2018 год, в момент подготовки Зимней Универсиады-2019. Затем регион начал активно сокращать объемы заимствований и менять структуру долга, чтобы в дальнейшем иметь возможность получить инфраструктурные кредиты от федерального бюджета. Благодаря эффективной политике управления долгом краю удалось снизить объем долга почти до докризисного уровня 2014 года.
Также была выявлена тенденция к увеличению доли бюджетных кредитов и отказ от привлечения средств от коммерческих кредитов и от предоставления гарантий. В связи с этим долговой портфель региона стал менее дифференцирован. Проведя оценку по предложенной в работе методике, были сделаны выводы о том, что не смотря на неблагоприятную экономическую обстановку в связи с санкциями и условиями геополитической нестабильности краю все же удастся сохранить свое положение в группе субъектов с высокой долговой устойчивостью.
Среди выявленных проблем наиболее подробно было рассмотрено снижение дифференцированности долгового портфеля региона, связи с этим было предложено разнообразить долговой портфель края выпуском относительно нового долгового инструмента на российском рынке ценных бумаг - «зеленых» облигаций. Данный вид облигаций предназначен для финансирования экологических проектов, которые помогают снизить негативное воздействие различных факторов на окружающую среду. Для Красноярского края выпуск данного долгового инструмента является актуальным в связи с неблагоприятной экологической обстановкой в регионе.
Таким образом, по предварительным прогнозам, не смотря на увеличение долговой нагрузки, Красноярскому краю все же удастся остаться в группе регионов, бюджеты которых имеют высокий уровень долговой устойчивости. Однако на настоящий момент времени все же нельзя дать однозначную оценку влияния геополитической нестабильности и экономических санкций на долговую устойчивость Красноярского края.


1 Арчинов, А. О. Теоретические основы управления государственным долгом / А. О. Арчинов ; Научные исследования: от теории к практике, 2015. - № 5(6). - С. 334-336.
2 Болдырев, Б. Г. Финансы капитализма: учеб. для студентов вузов / Под ред. Б. Г. Болдырева ; М.: Финансы и статистика, 1990.
3 Федулова, С. Ф. Финансы: учебное пособие. 4-е издание, переработанное и дополненное / С. Ф. Федулова ; Ижевск, Изд-во Институт экономики и управления, ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2014 - 425 с.
4 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) Статья 97. Государственный долг Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс - URL:https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW19702/6a1a3f928f298295262a2ffa447c523e4f6b2c33/?ysclid=liua23a9z8785857231(дата обращения: 25.04.2023).
5 Шигонина, Е. Э. Государственный долг: формы и влияние на функционирование экономики / Е. Э. Шигонина // Вестник экономического научного общества студентов и аспирантов : Межвузовский студенческий научный журнал / Международный банковский институт имени Анатолия Собчака. Том № 64. - Санкт-Петербург : Международный банковский институт имени Анатолия Собчака, 2023. - С. 207-227.
6 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) Статья 99. Структура государственного долга субъекта Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств субъекта Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19702/95351b068ed8020a8891410884e60ecb81f26164/(дата обращения: 25.04.2023).
7 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) Статья 107. Верхние пределы государственного внутреннего и внешнего долга субъекта Российской Федерации, верхние пределы муниципального внутреннего и внешнего долга и предельные значения показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации, муниципального образования // СПС КонсультантПлюс - URL:https ://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19702/7b5f77362fb1983215e0525ce8a2b08de83e1dbf/?ysclid=liuah5f4t4532597599(дата обращения: 25.04.2023).
8 Попов, Ю. А. Актуальное состояние и тенденции изменения внутреннего и внешнего государственного долга РФ / Ю. А. Попов // Вектор экономики. - 2023. - № 2(80).
9 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) Статья 106. Предельный объем заимствований субъекта Российской Федерации (муниципальных заимствований // СПС КонсультантПлюс - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19702/6e48b1d00db0df46678514c0f9d3dd364e9dacf9/(дата обращения: 27.04.2023).
10 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) Статья 111. Объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга // СПС КонсультантПлюс - URL:https://www.consultant.ru/ document/cons
doc LAW 19702/02869a50e9e055c1b447f82ee304c1f15e76f1f2/?ysclid=liuam901pd950865822(дата обращения: 27.04.2023).
11 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) Статья 104. Особенности осуществления заимствований и предоставления гарантий субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями в иностранной валюте // СПС КонсультантПлюс - URL: https ://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19702/d38b1e07c3 9cc69095e94e79ae9b13a53c79d9d4/?ysclid=liuap4oi14572303232 (дата обращения: 30.04.2023).
12 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) Статья 101. Управление государственным (муниципальным) долгом // СПС КонсультантПлюс - URL:https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19702/a42c06ca49e498561e2788e03723368a0dbe779b/?ysclid=liuarxiy8x349059493 (дата обращения: 04.05.2023).
13 Вавилов, Ю. Я. Государственный долг / Ю. Я. Вавилов - учеб. пособ. 3-е изд. М.: Перспектива, 2007.
14 Улюкаев, А. В. О действующей концепции управления государственным долгом // Эффективность управления государственным долгом: материалы науч.-практ. конф. М.: Финансовый контроль, 2004.
15 Рекомендации Минфина России от 18 декабря 2015 г. «Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной / долговой политики» // Гарант (garant.ru) - 2015 - URL:https ://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71191424/?ysclid=liuavvpcd4782238933(дата обращения: 04.05.2023)...(50)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ