Реферат
Введение 4
1 Мифопоэтическая основа поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» 7
1.1 Понятие мифопоэтического анализа в современном
литературоведении 7
1.2 Мифопоэтические контексты поэмы «Мертвые души» в работах
литературоведов 12
1.3 Мифологема дороги в поэме Н.В. Г оголя «Мертвые души» 18
2 Изучение поэмы «Мертвые души» в школе на уроках литературы 29
2.1 Мифопоэтический анализ в современной школе: обзор программ и
учебников 29
2.2 Методические рекомендации к изучению поэмы «Мертвые души»
на уроках литературы с использованием мифопэтического
анализа 34
Заключение 43
Список использованых источников 45
Приложения А-Д 52-56
Мифопоэтический подход - это, прежде всего, один из множества вероятных аналитических подходов, необходимых для раскрытия наиболее значимых мотивов, замыслов и конечно образов в художественном произведении. Обращение к мифологическим мотивам и образам позволяет автору-творцу расширить картину мира, подтолкнув тем самым читателя к пониманию универсальности нравственных законов и философских категорий.
Изучение поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» на уроках литературы с использованием мифопоэтического подхода позволяет формировать у обучающихся умение видеть и анализировать вторичные смыслы, которые заложены, имплицированы в так называемом «потайном дне» текста.
Исследование мифопоэтического контекста в творчестве Гоголя обозначено в работах Е.М. Мелетинского [37], В.Н. Топорова [43], Ю.М. Лотмана [32], О.А. Вдовиной [6] и др.
Ю.М. Лотман [32] в исследовании «Литература и мифы» рассматривает мифологический контекст поэм «Мертвые души» в связи с художественным методом писателя.
Исследование Е.М. Мелетинского [37] «О литературных архетипах» в творчестве Гоголя посвящено анализу изменений базовых архетипов.
В.Н. Топоров [43] выявляет основные структурно-семантические признаки мифологемы дороги в поэме «Мертвые души».
Изучению поэтики произведения Н.В. Гоголя на уроках литературы в школе посвящены работы: А.Х. Гольденберг [12], Н.Н. Иванова [16].
А.Х. Гольденберг [12] считает, что мифопоэтический анализ литературного произведения даёт возможность не только обнаружить историческую многослойность его семантики, но и выделить исходную матрицу, латентно присутствующую как в сюжете, так и в системе художественных образов.
В статье Н.Н. Иванова [16] поставлена проблема использования поисковых заданий в системе приемов работы учащихся с произведением. Автор раскрывает технологические аспекты поисковых заданий на материале центральных мотивов поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» движения, дороги, судьбы, жизни, «птицы-тройки».
В целом, можно сказать, что изучению мифопоэтического контекста в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» на уроках литературы работах методистов уделяется мало внимания.
Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью мифопоэтического подхода при изучении творчества Н.В. Гоголя в школе.
Цель исследования - выявление мифопоэтического контекста поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и разработка методических рекомендаций к ее изучению в школе с использованием мифопоэтического подхода.
Объект исследования - процесс изучения поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» в школе на уроках литературы.
Предмет исследования - методика изучения поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» в школе на уроках литературы с использованием мифопоэтического подхода.
Поставленная цель предопределила решение ряда конкретных задач:
1) охарактеризовать понятие мифопоэтического анализа в современном литературоведении;
2) рассмотреть мифопоэтические контексты поэмы «Мертвые души» в работах литературоведов;
3) выявить и охарактеризовать структурно-содержательные основы мифологемы дороги в поэме;
4) осуществить обзор программ и учебников по литературе в аспекте мифопоэтического подхода и особенностям изучения поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»;
5) разработать методические рекомендации к изучению поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя в школе в мифопоэтическом контексте.
Теоретико-методологическую основу составляют идеи и концепции Ю.М. Лотмана, А.Н. Афанасьева, О. А. Вдовиной, О.А. Габриелян и др. по изучению специфики мифа, мифологического мышления и мифопоэтики разных авторов. По методике изучения мифопоэтической основы в поэме Н.В. Гоголя использовались труды В.Н. Топорова, Н.Н. Иванова, Г.П. Кощубовской, Д.М. Коломыц, В.Ш. Кривонос, Е.Н. Проскурина и др.
Методы исследования: мифопоэтический подход, метод интерпретации, структурно-семантический анализ, компаративистский метод.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что работы могут быть использованы при подготовке к лекционным и семинарским занятиям по истории русской литературы в вузе и при подготовке уроков по изучению поэмы в школе.
Работа состоит из введения, содержания, реферата двух глав, и заключения. В конце работы приводится список использованных источников, состоящий из 50 наименований и приложения.
Апробация материалов выпускного исследования состоялась в форме публикации статьи «Мифопоэтическая основа поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»» на образовательном портале «Знанио» [45] и выступления на студенческой научно-практической конференции «Современное
педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (22 апреля 2022 г., ЛПИ - филиал СФУ).
Имеется акт о внедрении: материалы выпускного исследования внедрены в учебный процесс МБОУ «СОШ №9» г. Лесосибирска.
В связи с уходом от реализма к идеализму исследователи начинают рассматривать поэму Г оголя как пример использования мифопоэтического и религиозно-мистического аспекта. Главными элементами создания мифа являются мифологемы, которые в художественном тексте реализуются через изучение архетипов мифа. Анализ работ, посвященных исследованию поэмы Гоголя позволил выявить две основные мифологемы «Мертвых душ»: воскрешение и дорога.
Мотив воскрешения восходит к истокам создания произведения, так как по творческому замыслу писателя, как и у Данте, главный герой должен следовать пути духовного перерождения. Дорога в поэме Гоголя воплощает противоположность омертвению. Путь, по которому движется персонаж, становится метафорой его жизненной дороги, судьбы, а такие трудные пути являются дорогой к признанию и возвышению, преодолению себя. Мифологема дороги семантически неоднозначна: дорога направляет, дает понять в верном или ложном направлении движется человек с нравственной, духовной и иных точек зрения; одновременно с этим она является отражением сущности России, ее будущего, ее пути и ее народа.
Проанализировав УМК по литературе под редакцией Б.А. Ланина, В.Я. Коровиной, И.Н. Сухих, А.Г. Кутузова выявили, что школьной учебной программой по литературе предполагается обращение к мифу на каждом этапе обучения: знакомство с наиболее известными и простыми для восприятия сюжетами в 5 классе; изучение жанра и его характерных черт в 68 классах, включение мифологического комментария при анализе литературных произведений и писателей, в творчестве которых он важен. Анализ произведения в мифопоэтическом контексте в старших классах присутствует, но далеко не во всех программах.
В учебниках 9 класса затрагивается тема влияния дороги на Гоголя, цитируются его высказывания о том, что она вдохновляла и лечила писателя 43
от душевных и даже телесных недугов. Таким образом, демонстрируется взаимосвязь эпизодов из жизни автора с описанными в поэме темами. В главах учебника 10 класса под редакцией В.Г. Маранцмана, посвященных изучению поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», авторами предлагаются задания связанные с воспроизведением маршрута, пройденного главным героем. Вопросы и задания направлены на выявление прямого и непереносного значении образа дороги, его смыслового содержания, символического значения, синтеза с художественными деталями. В учебнике под авторством В.Я. Коровиной взаимосвязь с темой дороги рассматривается уже в меньшей степени. В нем упор делается на духовный путь героя и на его странствие через ад. Исходя из анализа учебников по литературе старших классов, можно сказать, немногие авторы обращаются к мифологеме дороге. В большинстве изданий эта тема остается нераскрытой или не освещается вовсе.
В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» наблюдается «соотнесение литературы и мифа через архетип и мифологему». Предложенные в работе методические рекомендации по изучению поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя в 9 классе позволяют интерпретировать детально не только образы-мотивы, но и главные мифологемы, имеющие важное значение в идейном содержании произведений. На предложенном уроке используется прием содружества искусств, позволяющий проследить взаимосвязь мифологемы дороги в разных мифологических сюжетах, отраженных в живописи и соотнести их впоследствии с поэмой «Мертвые души». Мифопоэтический анализ реализуется на уроке через прием сопоставления, интерпретации деталей-символов (колесо, путь, души и др.), определяющих понимание основного образа - образа дороги.