Реферат
Введение 8
1 Теоретическая часть. Организационные основы интеграции людей с
инвалидностью в общественные отношения 13
1.1 Лингвистические рекомендации people first language в качестве
альтернативы употребления уничижительной лексики 13
1.2 Правовые нормативные документы, регламентирующие права людей с
инвалидностью в России 18
1.3 Социальные барьеры интеграции. Восприятие и видимость людей с
инвалидностью в обществе 26
2 Аналитическая часть. Анализ экономических показателей интеграции людей
с инвалидностью в трудовые отношения 29
2.1 Обзор положения людей, имеющих инвалидность на рынке труда в России
29
2.2 Влияние пандемии COVID-19 на рынок труда людей с инвалидностью в
России 33
2.3 Экономические потери от слабой интеграции людей с инвалидностью в
трудовые отношения 36
2.4 Анализ рынка труда людей с инвалидностью в Республике Хакасия.
Социально-экономическая дифференциация регионов в РФ 40
3 Проектная часть. Пути развития интеграции людей с инвалидностью в
трудовые отношения 47
3.1 Практики и рекомендации по интеграции людей с инвалидностью на рынок труда 47
3.3 Проект интеграции людей с инвалидностью в трудовые отношения на примере г. Абакан 52
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложение А. Иллюстративный материал (слайды) 69
В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека ООН, которая определила ряд задач, к выполнению которых должны стремиться все народы и государства. Декларация провозглашает дискриминацию человека недопустимой: «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами ... без какого бы то ни было различия...» [3].
К сожалению, искоренить дискриминацию целиком и полностью невозможно. Поэтому даже спустя три четверти века многие группы населения продолжают сталкиваться с ущемлением своих прав и свобод. Группы людей, которые подвергаются систематической и коллективной дискриминации, образовывают социологические группы - меньшинства.
Люди, имеющие инвалидность признаны самой многочисленной группой меньшинств в мире. Всемирная Организация Здравоохранения определяет 1520% мирового населения в возрасте от 15 лет и старше как людей с инвалидностью. В абсолютных значениях их численность превышает 1 млрд. человек [56].
Объектом исследования обозначен процесс интеграции людей с инвалидностью в трудовые отношения в России, его влияние на социально-экономическое развитие региона.
Предмет исследования - лингвистические, правовые и социальные барьеры интеграции людей с инвалидностью в трудовые отношения, негативный эффект и экономические потери в контексте низких показателей трудоустройства, мировая практика по интеграции соискателей с инвалидностью в трудовые отношения.
Цель работы - оценить влияние интеграции людей с инвалидностью в трудовые отношения на социально-экономическое развитие региона, сформировать рекомендации по интеграции, разработать проект вовлечения соискателей с инвалидностью.
Актуальность работы выражается в постепенном увеличении доли населения с инвалидностью, их слабой вовлечённостью в трудовые отношения, социальными и институциональными барьерами, ограничениями в области доступной инфраструктуры.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
• изучить лингвистические, правовые и социальные барьеры, которые препятствует интеграции людей с инвалидностью в трудовые отношения;
• проанализировать структуру рынка труда людей, имеющих инвалидность, основные тенденции и влияние пандемии COVID-19;
• рассмотреть положение людей с инвалидностью на рынке труда;
• оценить экономические потери (ВВП и ВРП) из-за слабого вовлечения людей с инвалидностью в трудовые отношения;
• рассмотреть мировые рекомендации и проблемы имплементации инструментов интеграции соискателей с инвалидностью на рынок труда;
• сформировать проект интеграции людей с инвалидностью в трудовые отношения.
Вопросы занятости и рынка труда всесторонне исследуются в мировой практике. Однако проблемы занятости людей с инвалидностью не нашли широкого освещения в научных кругах. Именно поэтому данная тема представляет научный и практический интерес.
Научная новизна заключается в обобщении международного и российского опыта в области интеграции людей с инвалидностью в общественные процессы и создания комфортной доступной среды.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения результатов для совершенствования условий жизнедеятельности людей с инвалидностью, а также их интеграции в трудовые отношения.
Исследования, посвящённые безработице и её влиянию на уровень удовлетворённости людей качеством показывают, что труд выполняет психосоциальные функции, которые носят нематериальный характер. Это и даёт человеку чувство удовлетворённости и самодостаточности [57]. Прогрессивные теории занятости обосновывают необходимость социального обучения, которое способствует также развитию рынка труда и росту экономики [30].
Результаты современных научных работ показывают, что демографические характеристики и воздействие проблем со здоровьем играют важную роль в негативной связи между инвалидностью и личным благополучием. Отсюда возникает проблема социального неравенства, которая может служить основой для эффективного вмешательства государства [38].
Современные исследователи предлагают различные модели и пути развития людей с инвалидностью, и улучшения качества их жизни [46]. Авторы выделяют две основные модели - модель благотворительности и социальная модель, оценивая эффективность их применения в целях развития общества.
Популярным становится новое направление в социальной политике - социальный маркетинг, основные идеи которого состоят во всестороннем учёте потребностей людей и инвалидностью при организации коммерческой деятельности и маркетинга [2].
Ряд авторов рассматривают политику здравоохранения как основную движущую силу экономического роста и повышения качества жизни [35]. Данный аспект исследуемой тематики представляется очень важным, поскольку основная проблема настоящей работы заключается в установлении взаимосвязи между качеством жизни и макроэкономическими показателями развития страны и регионов.
В обществе чьи экономические механизмы основаны на принципах конкурентной экономики, процветание семьи зависит, прежде всего, от её членов, участвующих в прибыльной экономической деятельности. Особую категорию представляют те семьи, которые состоят из людей, имеющих инвалидность. Эти семьи, как правило, сталкиваются с более существенными экономическими проблемами из-за меньшей производительности людей с инвалидностью по сравнению с людьми, инвалидность не имеющих, а также из-за слабой финансовой поддержки со стороны государства [31].
Особого внимания заслуживают факторы, определяющие возможность трудоустройства людей с инвалидностью. Как правило, выделяются организационно-технические, лечебно-профилактические, социально-экономические, информационно-образовательные и правовые факторы, которые следует учитывать при разработке политики в области занятости [1]. Необходимо учитывать особенности трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от структуры экономики региона или населённого пункта [28].....
Трудясь на адаптированном рабочем месте, большинство людей с инвалидностью могут иметь высокую производительность труда. И всё же, их трудоустройство остаётся острой социально-экономической проблемой в мире.
Интеграция людей с инвалидностью на рынок труда затрудняется чередой барьеров, которые усложняют процессы трудоустройства и снижают мотивацию к их преодолению.
Российская Федерация едва ли может быть названа лидером среди стран по уровню обеспеченности людей с инвалидностью равными и комфортными условиями жизни. Текущие институциональные и социальные барьеры в стране имеют систематический характер.
Институциональные барьеры интеграции людей с инвалидностью знакомы многим, так как с ними вынуждены сталкиваться и люди без инвалидности. Это проблемы, связанные с объёмами и качеством социальной поддержки, доступной средой и недочётами нормативно-правовой базы.
Правительство РФ прикладывает много усилий для изменения ситуации, в том числе развитие государственной программы «Доступная среда» и системы квотирования рабочих мест для людей с инвалидностью. Однако мировая практика показывает, что такой подход может оказывать негативное социально-экономическое и структурное влияние на процессы интеграции.
Социальные барьеры являются неявными, невидимыми, а потому более важными для рассмотрения и решения. К ним можно отнести устоявшиеся лингвистические нормы в русском языке и формирование социальной установки в обществе. Эти проблемы влияют на незаинтересованность населения в понимании и решении проблем инвалидности, что осложняет интеграцию людей с инвалидностью в трудовые отношения.
Интеграция осложняется и низкой мотивацией со стороны работодателей к найму сотрудников с инвалидностью. Трудоустройство человека с инвалидностью несёт в себе дополнительные риски и издержки для работодателя. К сожалению, государственной поддержки недостаточно для массового переоборудования рабочих пространств для людей с инвалидностью.
Результаты исследования показали, что под влиянием низкого уровня занятости людей с инвалидностью в России, страна ежегодно теряет приблизительно 0,5% ВВП, что составляет $8,2 млрд. Региональные потери одного из субъектов РФ - Республики Хакасия составляют 0,3% ВРП, что примерно равно ₽678,2 млн. В исследовании были использованы официальные данные ФГИС «Федеральный реестр инвалидов». В процессе интерпретации результатов стоит учитывать специфику учёта данных и небольшой процент соискателей, обращающихся за помощью в государственные структуры. Реальные экономические потери выше.
В рамках исследования была изучена мировая практика использования механизмов вовлечения людей с инвалидностью в трудовые процессы. На их основе были сформированы следующие рекомендации:
• разработка системы стажировок соискателей с инвалидностью на рабочем месте, где заработная плата выплачивается государством;
• внедрение системы возмещения транспортных расходов до места работы и компенсация стоимости переезда из-за удалённости рабочего места;
• введение налоговых преференций и создание показателей трудоустройства людей с инвалидностью для участия в государственных программах и грантах;
• дополнение текущего плана мероприятий Правительства РФ по сопровождению трудоустройства некоммерческими организациями, системой личного ассистирования с участием третьих лиц.
Важным шагом на пути к интеграции рассматривается повышение заинтересованности населения в решении проблем инвалидности и развитие доступности инфраструктуры: городской и на рабочем месте. Результатом исследования стал проект интеграции людей с инвалидностью в трудовые процессы на примере г. Абакана.
1. Бисакаев С. Г. Теоретические основы классификации факторов, определяющих занятость инвалидов / С.Г. Бисакаев, Г.А. Каминская, Ш.К. Абикенова // Наука и Мир. - 2016. - Т. 1, №. 6. - С. 77-79.
2. Вишнякова, Ю. А. Социальный маркетинг. Инклюзивные формы : учебное пособие для вузов / Ю. А. Вишнякова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 140 с.
3. Всеобщая декларация прав человека : декларация от 10 дек. 1948 г. // Российская газета. - 1998. - 10 дек.
4. Демьянова А. В., Лукьянова А. Л. Низкий уровень занятости инвалидов в России-результат дискриминации? //Экономический журнал Высшей школы экономики. - 2017. - Т. 21, №. 3.
5. Доступная среда [Электронный ресурс] : национальный рейтинг // ЦИК «Рейтинг». - Режим доступа: russia-rating.ru/info/8288.html.
6. Занятость инвалидов [Электронный ресурс] : аналитика // Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов». - Режим доступа: sfri.ru/analitika/zanyatost.
7. Занятость населения и трудовая миграция [Электронный ресурс] : итоги
года // Минтруд России. - Режим доступа:
mintrud.gov.ru/employment/employment/718.
8. Иванова А. Е. Социальный контекст ограничений жизнедеятельности и инвалидности в России / А.Е. Иванова, К.В. Лопаков, Е.В. Землянова, А.Ю. Михайлов // Социальные аспекты здоровья населения. - 2019. - №. 1 (65).
9. Институт социальной политики НИУ ВШЭ. Соцподдержка во время пандемии: гражданам не хватает защиты [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ. - Москва, 2020. - Режим доступа: hse.ru/news/expertise/426735668.html.
10. Караева О. Отношение населения к лицам с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] : аналитический отчёт / О. Караева // Аналитический центр Юрия Левады. - Москва, 2019. - Режим доступа: levada.ru/2019/10/25.
11. Комитет по правам инвалидов ООН. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]: Заключительные замечания по первоначальному докладу Российской Федерации // Цифровая библиотека ООН. Женева, 2018. - Режим доступа: undoes. org/en/CRPD/C/RU S/CO/1.
12. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. - Москва : Проспект, 2021. - 49 с.
13. Кузова В. А. Проблемы создания доступной среды для маломобильных групп населения в Приморском крае / В.А. Кузова // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2016. - №. 1 (32).
14. Минтруд РФ. В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. - 2019. - Режим доступа: mintrud.gov.ru/employment/resettlement/13.
15. Минтруд РФ. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» [Электронный ресурс] : паспорт государственной программы // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. - Режим доступа: mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0....57