Введение 4
1 Характеристика деятельности туристско-информационных центров на
туристском рынка 6
1.1 Понятие и особенности туристско-информационных центров 6
1.2 Услуги деятельности туристско-информационных центров как
неотъемлемый компонент туристского рынка 15
1.3 Анализ деятельности туристско-информационных центров в
России 25
2 Современное состояние Манского района Красноярского края 38
2.1 Характеристика Манского района Красноярского края 38
2.2 Организация процесса исследования 44
2.3 Анализ социологического исследования 45
3 Разработка проекта туристско-информационного центра в Манском районе
Красноярского края 50
3.1 Краткая характеристика туристско-информационного центра 50
3.2 Описание разработки проекта 62
3.3 Расчеты разработки проекта 65
Заключение 79
Список использованных источников 81
Индустрия туризма, несомненно, является одной из самых специфических отраслей экономики. Несмотря на ряд препятствующих глобальных факторов, таких как, нестабильная политическая, экономическая обстановка в мире, капризы природы и сезонность, туризм продолжает развиваться стремительными темпами [4].
В современном мире приоритетом государственного управления в сфере развития туризма стал поиск эффективных управленческих инструментов, содействующих пространственному развитию дестинации и продвижению имиджа российских городов. В связи с этим организационные аспекты туристской деятельности подверглись серьезным преобразованиям [16].
В настоящее время развитие туристской индустрии характеризуется формированием туристского информационного пространства, которое связывает различные культурно-экономические ценности, а также обеспечивает взаимодействие участников туристских рынков на территории городов, целых стран и даже континентов. Одним из основных инструментов по формированию внутреннего информационного пространства выступают туристско-информационные центры [16].
Актуальность темы исследования заключается в том, что туристско- информационный центр выступает важным элементом туристской инфраструктуры, данная организация создается для продвижения региона на национальном и международном уровне, предоставления информационных и сервисных услуг по туристской и сопутствующей деятельности в стране, регионе, городе или иной дестинации - гостям (туристам, экскурсантам, транзитным посетителям) и местным жителям. Основной задачей туристско- информационного центра является создание благоприятной информационной среды для иногородних, иностранных граждан и в том числе местного населения как уже было отмечено выше. Эффективное выполнение этой задачи может обеспечить значительный рост потоков туристов и экскурсантов в соответствующем регионе (муниципальном образовании) [11].
Эффективная работа туристского информационного центра должна быть направлена, в первую очередь, на повышение конкурентоспособности России на международном и внутреннем туристских рынках. Именно туристско- информационная организация, которая зачастую является одним из первых объектов туристской инфраструктуры, встречающим туриста в дестинации, должна быть образцом дружелюбия и высочайшего качества сервиса [12].
Цель исследования: разработка проекта туристско-информационного центра в Манском районе Красноярского края.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи:
- изучить характеристику функционирования туристско-
информационных центров;
- охарактеризовать условия создания туристско-информационного центра в Манском районе Красноярского края;
- разработать концепцию проекта туристско-информационного центра на территории Манского района Красноярского края.
Объектом исследования выступают туристско-информационные центры в России.
Предметом исследования является разработка проекта туристско- информационного центра на примере Манского района Красноярского края.
Методами исследования, использованными в работе являются:
- анализ литературных и интернет источников;
- проведение социологического опроса;
- анкетирование;
- сравнение;
- обобщение;
- интерпретация полученных результатов;
- расчетный метод.
Результаты проведенного анализа теоретических и практических аспектов дали основание сделать следующие выводы:
1. Изучив характеристику функционирования туристско-информационных центров, было выяснено, что в России понятие туристско- информационного центра появилось в Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» от 02.03.2016 N 49-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 71-ФЗ), в ходе изучения были приведена сущность и основная характеристика деятельности. Специфические характеристики туристско- информационных центров, которые способны по отдельности и в целом поддерживать активный интерес у туристов, развивать туристский продукт на внутреннем и внешних рынках.
2. Были охарактеризованы условия создания туристско-информационного центра в Манском районе Красноярского края.
Манский район располагает обширными туристскими ресурсами для въездного туризма, как активного, так и познавательного. Здесь расположены одни из крупнейших конгломератовых пещер России и мира - Большая Орешная, Баджейские пещеры, Манские столбы (Кутурчинское, Майское и Койское белогорья), популярная среди фрирайдеров г. Аргиджек. А также, древние писаницы, памятники истории, музеи и другое.
Территория, прилегающая к р. Мана, обладает таким сочетанием природных ресурсов, которое обеспечивает ей особое место не только в крае, но и в целом в Сибири. Привлекательная природа и благоприятная экологическая ситуация, выгодное географическое положение, близость г. Красноярска, автомобильная и железнодорожная транспортная доступность - все это создает реальные предпосылки для развития регулируемого отдыха и туризма.
Однако сами по себе природные ресурсы, сельские домохозяйства и культурное наследие, которыми обладает Манский район, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма. Необходимо наличие и развитие туристской инфраструктуры.
3. Был разработан проект туристско-информационного центра, для этого изначально было проведено исследование, на сегодняшний день большинство опрошенных в нашем исследовании заинтересованы в создании в Манском районе туристско-информационного центра, услуги которого многим необходимы для организации отдыха и мероприятии, многие предложили внедрить точку питания, отметили услуги, наиболее востребованные в деятельности будущего туристско-информационного центра и предложили добавить помимо существующих услуг новые, в свою очередь, это может привлечь к посещению и пользованию услугами большее число туристов в туристско-информационный центр в будущем при его создании на территории Манского района Красноярского края.
Следовательно, дальнейшие действия по проекту должны быть направлены на изучение деятельности туристско-информационного центра, корректировку новых идей вносимых в проект, и заявка на участие в грантовой поддержке (субсидии и другом).
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность : федер. закон от 2 мар. 2016 г. № 49-ФЗ // Москва : Стандартиформ. - 2016. - 2 мар.
2. О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности: указ президента Российской Федерации от 14 сен. 2018 г. №514 // Москва : Стандартиформ. -
2018. - 14 сен.
3. ГОСТ Р 56197-2014 Туристские информационные центры. Туристская информация и услуги приема. Требования. - Введ. 01.09.2015. - Москва : Стандартиформ, 2015. - 2 с.
4. ГОСТ Р 50646-2012 Услуги населению. Термины и определения. - Введ. 21.02.1994. - Москва : Стандартиформ, 2014. - 12 с.
5. Дурович, А.П. Маркетинг услуг в туризме: учебное пособие / И.С. Дурович., А.С. Копанев; под. общ. ред. З.М. Горбылевой; Минск: «Экономпресс», 2014. - 400 с.
6. ЕМИСС государственная статистика [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://fedstat.ru
7. Жданчиков П.А. Развитие системы туристских информационных центров в российских регионах / П.А. Жданчиков // Региональная экономика: теория и практика. 2015. - № 25 (400). - С. 13-26.
8. ЗАМАНЬЕ: экологический туризм в Манском районе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/zamanje
9. Зырянова, И.С. Географические особенности размещения туристских информационных центров / И.С. Зырянова // Географический вестник. 2018. - №3 (46). - С. 97-106.
10. Иваненко, Е.И. Интегральная оценка конкурентоспособности туристского предприятия на рынке туристических услуг / Е.И. Иваненко // В сборнике: Актуальные вопросы современной экономической науки Сборник докладов XIX-й Международной научной конференции. - 2015. - С. 64-66.
11. Информационный ресурс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberpedia.su/7x2ab0.html
12. Ким, О.В. Организация туристского информационного центра региона на базе университета: специфика и задачи / О.В. Ким, Л.Г Кирьянова, К.В Юматов // Сервис PLUS. - 2016. - Т. 10 № 2. - С. 26-33.
13. Ковалева, Е.Н Исследование состояния российской информационной инфраструктуры в туризме / Е.Н. Ковалева // Инновации, менеджмент, маркетинг, туризм. - 2014. - № 2. - С. 93-98.
14. Кормишова, А.В Перспективы развития туристских информационных центров / А.В. Кормишова // Вестник науки и образования. - 2017. - Т. 1 № 3 (27). - С. 66-68.
15. Кормишова, А. В. Тенденции и проблемы туристских информационных центров в России / А.В. Кормишова // European science. -
2017. - № 2 (24). - С. 192-195.
16. Крупина, А.С. Роль современных туристско-информационных центров в развитии туризма / А.С. Крупина // Студенческий: электрон. научи. жури. -
2018. - № 19 (39). - С. 21.
17. Кучумов, А.В. Понятия и особенности культурного-развлекательного туризма / А.В. Кучумов, С.В. Артемьева, А.Д. Васильева // В сборнике: Образовательные технологии сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 142-149.
18. Манский район [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://manaadm.ru/?cat=1
19. Миненкова В.В., Максименко А.Г. Опыт функционирования туристских информационных центров на Юге России / В.В. Миненкова, А.Г Максименко // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. - 2015. - Т.1. - С.54-60.
20. Недостаток туристско-информационных центров способствует появлению мифов о России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //primamedia.ru
21. Некоммерческое партнерство НАИТО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naito-russia.ru
22. Некоммерческое партнерство «Офис туризма Великого Новгорода «Красная изба» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.visitnovgorod.ru
23. Никонова, Е.Р. Архитектурное решение туристско-информационного центра как возможность продвижения туристской навигации по Пензе и Пензенской области / Е.Р. Никонова, Б.А. Чурляев // Перспективы и образование. - 2014. - № 5 (11). - С. 145-151.
24. Нюренбергер, Л.Б. Маркетинг туристских услуг: сущностные и функциональные особенности / Л.Б. Нюренбергер, А.Е. Архипов // Вестник алтайского государственного аграрного университета. - 2011. - № 2 (76). - С. 124-128.
25. Пищулина, Е.С. Об особенностях туристского рынка как рынка услуг / Е.С. Пищулина, Е.С. Карсакова // В сборнике: Достижения и перспективы экономических наук Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр «Аэтерна». - 2014. - С. 75-76.
26. Поночевный, Д.А. Развитие и перспективы рынка туристских услуг в современных условиях / Д.А. Поночевный, С.К. Данилина // В сборнике: Актуальные проблемы экономики, управления и образования в сфере рекреации и туризма Сборник научных трудов. - 2015. - С. 125-131.
27. Программа СЭР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://manaadm.ru/?page_id=247
28. Рововая, Т.А. Курорты, лечебные местности, туристские центры: состояние, проблемы и перспективы развития / Т.А. Рововая // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: Инновационные подходы. - 2017. - № 1. - С. 242 - 245.
29. Саранча М.А., Масалёв А.И. Опыт организации развития туристской сферы в полярных регионах зарубежных стран / М.А. Саранча, А.И. Масалёв // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2015. - Т.9. №4. - С. 28-38.
30. Садуов А.Ж., Муканов Б.О., Нурсултан Д.Т. Применение опыта проведения выставки EXPO-2017 в создании информационного туристского центра Республики Казахстан/ Садуов А.Ж., Муканов Б. О., Нурсултан Д.Т. // Фундаментальные исследования. - 2017. - №11-2. - С. 439-444.
31. Сарян, А.А. Информационное пространство и коммуникации управления туризмом / А.А. Сарян // В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в описке социального и экономического равновесия сборник научных статей 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Закрытое акционерное общество «Университетская книга». -
2019. - С. 265-270.
32. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russiatourism.ru
33. Студопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://studopedia.org/5-115093.html
34. Сухов, Р.И Организация туристской деятельности: учебник / Р.И Сухов. - Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. - 267 с.
35. Тахери, Б.А. Поддержание вашей аудитории: представление масштабов привлечения посетителей / Б.А. Тахери, А.Б. Джафари, К.Л. О'Горман // Туризм и Управление. - 2014. - Т. 42. - С. 321-329.
36. Терентьев, А.В. Методология оценки туристкой услуги как рыночной категории / А.В. Терентьев // Вестник камчатского государственного технического университета. - 2014. - № 9. - С. 100-107.
37. Туристский портал Новосибирской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://turizm.nso.ru/ru
38. Туристский портал Приморского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tour.primorsky.ru
39. Туристско-информационный центр Алтайского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.visitaltai.info
40. Туристско-информационный центр Вологодской области
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vologdatourinfo.ru
41. Туристско-информационный центр «Красная Изба» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.visitnovgorod.ru/novgorod/tic.html
42. Туристско-информационный центр Красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://visitsiberia.info
43. Туристско-информационный центр Рязанской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ryazantourism.ru/fortourists
44. Туристско-информационный центр «Углич» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://visituglich.com
45. Туристский портал города Красноярска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://welcomekrsk.ru
46. Туристский портал Калининградской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://visit-kaliningrad.ru
47. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.russiatourism.ru
48. Центр развития туризма Свердловской области [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://gotoural.com
49. Чернышева, Т.Л. Проблемы развития туристско-информационных центров России / Т.Л. Чернышева // Сибирская финансовая школа: Аваль. - 2017. - № 2. - С. 35-40.
50. Ярошенко, Н.Н. Индустрия развлечений в современном культурном пространстве в России / Н.Н. Ярошенко // Вестник московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 3 (71). - С. 122-132.