Только Word
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования скоростно-силовых качеств обучающихся 14-15 лет………………………………………………6
1.1 Физиологические механизмы формирования скоростно-силовых качеств…………………………………………………………………………6
1.2 Возрастные особенности развития скоростно-силовых качеств школьников 14-15 лет…………………………………………………………...12
1.3 Особенности скоростно-силовой подготовки в единоборствах………….17
1.3.1 Скоростно-силовая подготовка борцов самбо…………………………...22
1.3.2 Особенности воспитания скоростных качеств в тхэквондо…………….28
1.3.3 Характеристика двигательной деятельности каратиста………………...29
1.4 Способы развития скоростно-силовых качеств обучающихся 14-15 лет средствами единоборств ……………………………………………………...…………………………......31
Выводы по первой главе………………………………………………………37
Глава 2. Организация и методы исследований…………………………….39
2.1 Организация исследований…………………………………………………39
2.2 Методы исследований………………………………………………………40
Глава 3. Формирование скоростно-силовых качеств и способы их развития у обучающихся 14-15 лет
3.1 Разработка и реализация средств и способов формирования скоростно-силовых качеств у обучающихся 14-15 лет ...…………….....….…………………………………………………………..…..43
3.2 Оценка эффективности средств и способов развития скоростно-силовых качеств подростков 14-15 лет средствами единоборств…………………....…….…….46
Выводы ……………………………………………………………………..55
Библиографический список…………………………………………………..57
Физическая подготовка - эффективный фактор увеличения функциональных возможностей организма, развития движущих способностей и связанных с ними навыков и умений.
Несмотря на то, что существует большое количество исследований посвященных проблеме физического воспитания, на наш взгляд, данный вопрос недостаточно изучен, современными учеными.
В большинстве работ, посвященных данному вопросу, отмечается, что недостаточное применение существующих форм физической культуры приводит к ослаблению здоровья, физической подготовленности, морфологических структур. В тоже время, другие авторы отмечают, что уровень физической подготовки подрастающего поколения не соответствуют постоянно растущим требованиям современного общества, что вызывает тревогу и обращает на себя внимание специалистов.
По мнению многих исследователей, средний школьный возраст является наиболее оптимальным периодом для развития скоростно-силовых качеств, в связи с тем, что именно в этом возрасте имеются благоприятные предпосылки для развития двигательных навыков и умений, а также быстроты, скоростно-силовых качеств, ловкости, гибкости. Если этот период будет упущен, то совершенствование этих способностей не будет реализовано в целом, или осуществится с большим трудом и в более позднем возрасте [3].
Данные научно-методической литературы и спортивной практики доказывают, что развитие скоростно-силовых способностей влияют на формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах бега на скорость, в прыжках и метаниях, в спортивных и подвижных играх, в единоборствах и т.п. [16].
Для спортивных единоборств сложная реакция скоростных качеств является своеобразной и значительной, это связано прежде всего с особенностями данного вида спорта: участнику единоборств приходится находиться в состоянии регулярной защиты, поскольку соперник может в любой момент применить удар, защиту, маневр и т.д., а также необходимо отвечать соответствующим приемом, чтобы выиграть поединок [22].
Скоростно-силовая подготовка является одним из важнейших компонентов в повышении спортивных результатов спортсменов, специализирующихся в видах спорта со скоростно-силовой направленностью на всех стадиях их многолетней подготовки в целом и в единоборствах в частности, а также, как уже отмечалось ранее, способствует гармоничное развитию организма человека в период его роста.
Проблемы в развитии каких-либо качеств у бойца или спортсмена могут привести к тому, что спортсмен не достигнет высоких и стабильных спортивных результатов, а развивающийся организм ребенка во взрослом возрасте не сможет выполнять в полном объеме профессиональные функции. В связи с этим актуальным становится вопрос поиска новых форм проведения физкультурных занятий в школе, особенно для детей подросткового возраста, так как именно в этот период начинается наиболее активная фаза формирования организма.
Цель работы: анализ проблемы разработки и реализации средств и способов развития скоростно-силовых качеств обучающихся 14-15 лет, на уроках физической культуры с применением элементов единоборств.
Для изучения данной проблемы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методические источники и литературу, посвященные проблеме развития скоростно-силовых качеств обучающихся 14-15 лет.
2. Разработать комплекс средств и способов скоростно-силовой подготовки обучающихся 14-15 лет основанную на применении средств единоборств.
3. Применить и оценить эффективность комплекса упражнений скоростно-силовой подготовки обучающихся 14-15 лет основанную на применении средств единоборств.
Объектом исследования: образовательный процесс по физической культуре, в школе.
Предметом исследования: средства и способы развития скоростно-силовых качеств обучающихся 14-15 лет.
В работе использованы следующие методы исследования:
1) теоретические (анализ литературы)
2) эмпирические (педагогический эксперимент)
3) методы описательной обработки данных
Гипотеза исследования: предполагает включение в образовательный процесс элементов единоборств, которые позволят улучшить скоростно-силовые качества обучающихся 14-15 лет.
Теоретическая значимость исследования: раскрыто понятие скоростно-силовых качеств в педагогической теории и практике; выявлены возрастные особенности развития скоростно-силовых качеств обучающихся 14-15лет и педагогические условия развития их скоростно-силовых способностей
Практическая значимость исследования: данной работы заключается в подборе материала по данному направлению, который позволит организовать уроки физической культуры не только традиционными средствами, но и включить в уроки элементы единоборств.
Структура работы: введение, три главы, выводы, библиографический список.
Скорость, сила и выносливость – это главные параметры, по которым можно определить форму и физическое состояние любого человека.
Проявление скоростно-силовых возможностей мышечных групп обусловлено в большей степени или количеством двигательных единиц, вовлеченных в работу, или особенностями сократительных свойств мышц. В соответствии с этим выделяют два подхода к развитию скоростно-силовых способностей: использование упражнений или с максимальными усилиями, или с непредельными отягощениями.
Важно отметить, что методы развития скоростно-силовых качеств являются общими для различных спортсменов - выбор их не зависит от специализации, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена.
2. Опыт спортивной практики и специальные исследования показывают, что эффективным средством повышения способности использовать скоростно-силовой потенциал является выполнение основного упражнения с субпредельной и предельной интенсивностью (метод сопряженного воздействия).
Специфика спортивной деятельности в единоборствах заключается главным образом в быстрой перестройке двигательных действий, соответствующей меняющейся ситуации. У спортсменов-единоборцев наиболее полно развиваются сила, быстрота, выносливость. Гармоничное развитие этих качеств позволяет нам чувствовать себя уверенными в любой ситуации, быть всегда в хорошей физической форме, имея большой запас энергии.
3. В системе тренировочного процесса спортсмена наряду с решением различных задач тактической и технической подготовки, теоретической, морально-волевой, психологической подготовки важнейшее место занимает физическая подготовка. Обеспечивая развитие силовых, скоростных, координационных способностей, выносливости, гибкости, она способствует также и формированию ритмически-скоростной структуры двигательных действий спортсмена, закреплению рациональной спортивной техники. Многие авторы отмечают, что физические качества настолько тесно связаны между собой, что развить одно из них до высокого уровня невозможно без оптимального развития других.
4. Экспериментальным путем было доказано, что внедрение средств единоборств в уроки физической культуры способствует развитию скоростно-силовых качеств школьников 14-15 лет.
5. Таким образом, можно констатировать необходимость выделения средств и методов специальной скоростно-силовой подготовки, которые входят составной частью в средства специальной физической подготовки и должны способствовать как формированию рациональной структуры двигательного(спортивного) действия, так и одновременно необходимому для этого повышению энергетического потенциала рабочих механизмов, обеспечивающих их функционирование.
1. Абдулхаков, М.Р. Бороться, чтобы побеждать[Текст]/М.Р.Абдулхаков,
А.А. Трапезников. - М.: Просвещение, 1990. – 254 с.
2. Агафонов, Э.В.Борьба Самбо[Текст]: Учебное пособие. Борьба / Э.В.
Агафонов, В.АХориков. - Красноярск: Платина, 1998.– 351c.
3. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст]/В.К.
Бальсевич.- М.: Физкультура и спорт, 1988.– 208с.
4. Бердышев, С.Н. Боевые искусства. Философия и техника боя [Текст]/ С.Н.
Бердышев. – Ростов-н/Д, 2002. – 495 с.
5. Бишоп, М.Окинавское каратэ: учителя, стили, тайные традиции и секретная техника школ воинского искусства[Текст]/ М. Бишоп.– М., 1999.–
304 с.
6. Волков, Н.И.Биохимия мышечной деятельности[Текст]/ Н.И.Волков,
Э.Н.Несен, А.А.Осипенко, С.Н. Корсун. - М: Олимпийская литература, 2000.
– 504 с.
7. Губа, В.П. Дневник спортсмена. [Текст]:Методическое пособие / В.П.
Губа, А.П. Родин. - М.: Советский спорт,2013. – 72 с.
8. Дрэгер, Д. Современные будзюцу и будо[Текст]/ Д.М.Дрэгер. - М.: ФаирПресс, 2001. – 51 с.
9. Емельянова, И. Дзюдо, говорящее по-японски. Техника ноги (аши-ваза). Анализ, нюансы, сравнения. [Текст] / И. Емельянова, К. Тиновицкий. – М.:
СпортАкадемПресс, 2001. – 61 с.
10. Завьялов, А.И. Энциклопедия вольной борьбы. [Текст]/ А.И.Завьялов,
Д.Г.Миндиашвили. - Красноярск, 1998. – 236 с.
11. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки. (Методические основы развития физических качеств) / Е.Н.Захаров, А.В.Карасев, А.А.
Сафронов.- М.: Лептос, 1994. – 368 с.
12. Иванов-Катанский, С.А. Базовая техника каратэ [Текст]/ С.А. ИвановКатанский. - М.: Фаир-Пресс, 2000. – 273 с.
13. Кадочников, А.А. Психологическая подготовка к рукопашному бою.
[Текст]/ А.А.Кадочников. - Ростов-н/Д: 2008. – 352 с.
14. Казарян, Ф.Г. Человек, движение и здоровье [Текст] / Ф.Г. Казарян, В.А.
Аджемян. - Ереван, 1990.– 94 с.
15. Капилевич, Л.В. Физиология человека. Спорт [Текст]/ Л.В.Капилевич. М.: Юрайт, 2017. –142 с....44