Только Word
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………3
Глава 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАСКЕТБОЛА………………………..6
1.1. Характеристика физического развития обучающихся младших классов………………………………………………………...6
1.2. Анатомо-физиологические качества обучающихся младших классов………………………………………………………...9
1.3. Игровой метод как способ организации двигательной деятельности............................................................................11
Глава 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……….26
2.1. Методы исследования…………………………………..26
2.2. Организация исследования……………………………..27
Глава 3.
ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………30
3.1. Методика преподавания физической культуры у младших школьников с применением подвижных игр…...30
3.2. Результаты исследования и их обсуждение…………...37
ВЫВОДЫ…………………………………………………………................41
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………44
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….48
Огромную роль в формировании фундамента двигательных навыков и технической подготовленности играет применение спортивных игр в физическом воспитании младших школьников, так как этот возраст наиболее благоприятен для развития скоростных и координационных способностей.
Баскетбол - один из самых популярных и увлекательных спортивных игр во всем мире, к тому же его популярность все возрастает. Неоценимый вклад в дело популяризации игры вносили и вносят олимпийские чемпионы мира, многократные чемпионы Европы.
Баскетбол является универсальным средством физического воспитания, которое широко представлено в учреждениях общего и профессионального образования. Баскетбол решает ряд задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, такие как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья физической культуры и спорта; физкультурное начальное образование, направленное на освоение интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей физической культуры, формирование основ физической и духовной основы культуры личности, повышение ресурсов здоровья, как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни.
Баскетбол создает предпосылки для формирования у подрастающего поколения социально ценного и профессионально значимого комплекса психических качеств и свойств личности. Игра в баскетбол требует постоянной высокой двигательной и психологической активности. Здесь практически не бывает деления на активных и не активных участников, спортсмен не может выключиться из игры.
За все время существования баскетбола ход игры перенес существенные изменения, произошла значительная активизация игровых действий баскетболистов, как в защите, так и в нападении. Характер игры предъявляет очень высокие требования к физической, тактической, технической и психологической подготовке.
Актуальность дипломной работы- занятия баскетболом помогают развивать физические навыки у детей. В ходе игры школьники улучшают координацию движений, развивают баланс, скорость, выносливость, а также укрепляют мышцы и суставы. Баскетбол является командной игрой, что помогает детям учиться работать в команде и развивать социальные навыки. В процессе игры они учатся общаться и взаимодействовать, понимать и уважать других участников команды, принимать решения в сложных ситуациях. Методика преподавания физической культуры на основе использования баскетбола может стать уникальным вариантом обучения и содействовать стремлению школьников быть здоровыми и активными.
Кроме того, использование баскетбола в качестве основы для преподавания позволяет привнести в учебный процесс интерактивность и разнообразие, что может помочь более эффективно заинтересовать детей и увеличить результативность обучения.
В работе была поставлена следующая цель – теоретическое обоснование, разработка методики преподавания физической культуры на основе использования баскетбола и ее применения, экспериментальная проверка эффективности в образовательном процессе школы...
При анализе аспектов преподавания физической культуры на основе баскетбола было выявлено значение физического развития младших школьников. У ребенка данного возраста развиваются и совершенствуются основные естественные движения в частности рабочие движения кисти и пальцев. Меняется и отношение к движениям. Прежний интерес к самому процессу движения сменяется все большей заинтересованностью в результатах действий.
Однако развитие механизмов центральной нервной системы еще недостаточно, поэтому недостаточна способность к длительной продуктивной работе длительному мышечному напряжению и дети быстро утомляются. Поэтому не следует однообразно выполнять движения нужно их разнообразить.
В 7 - 8 лет интенсивно растет темп движений. У мальчиков его увеличение более прогрессивно, чем у девочек. Точность движений у 7 - 8-летних детей развита недостаточно.
Ошибки при воспроизведении движений заданных параметров составляют 45 - 50%. Систематические физические упражнения с применением методов облегчающих воспроизведении движений определенных пространственно - временных параметров приводят к улучшению точности движений по пространственным характеристикам на 45 - 50% временным - на 30% силовым - на 35%. К 7 - 8 годам вырабатывается нормальная поза прямостояния. У детей этого возраста поза прямостояния при смещении опоры сохраняется лучше, чем у подростков.
При формировании у детей младшего школьного возраста привычки к систематическим подвижным играм у них развиваются мышечно-двигательные ощущения улучшается зрительный и кинестетический контроль за выполнением движений.
Совершенствование координаций между зрительными ощущениями и выполнением движений - очень важная задача физического воспитания детей. Особенность восприятия младших школьников - целостность нерасчлененность.
В баскетболе создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно - волевых черт ребенка. Такие игры приучают детей преодолевать эгоистические побуждения. Ради интересов команды ребенку часто приходится отказываться от мяча, передавать его партнеру, который имеет более благоприятные условия для успешной игры. Общая цель стремление всех игроков команды попасть мячом в корзину способствует развитию взаимопонимания умения считаться с другими, помогать им.
Необходимость принимать быстрые, но разумные и твердые решения претворять эти решения в жизнь без излишних колебаний способствует развитию самостоятельности. Уверенность в своих силах возможностях является основным фактором, который позволяет ребенку успешно проявлять приобретенные навыки. Решая проблему обучения младших школьников игре в баскетбол нужно обратить внимание на обучение физкультурным упражнениям, что будет рассмотрено во втором пункте главы.
2. Подвижная игра – одно из комплексных средств физического воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность, совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Подвижные игры способствуют развитию физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости. Применение подвижных игр на основе баскетбола позволяет создать двигательную основу для перспективного совершенствования координационных способностей, необходимых для формирования спортивной техники.
Использование на занятиях игр для решения различных педагогических задач способствует созданию общих предпосылок для овладения также и тактикой игры.
3. Подобран комплекс игр с элементами баскетбола (всего 31) для развития физических качеств обучающихся младших классов.
4. Прирост показателей по окончанию эксперимента составил в контрольной и экспериментальной группах, соответственно: 6 мин. бег 5,8% и 9,0%, бег 20 м. 5,6% и 9,3%, наклон туловища вперед из положения стоя 4,5% и 2,9%, «пятнашки» 20,6% и 51,3%, толкание набивного мяча 5,3% и 8,9%. К концу эксперимента мы достигли достоверного различия при р <0,05 в трех из этих тестов, оценивающих такие качества как: быстрота, ловкость и сила. Это дает основание утверждать, что использование подвижных игр с элементами баскетбола на занятиях физической культуры более эффективно влияет на развитие данных физических качеств младших школьников.
1. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры. / Под ред. Ю. Н. Портнова. – М.: Физкультура и спорт, 1999. – 480 с.
2. Баскетбол: Учебник для института физической культуры. / Под ред. Н.В. Семашко. – М.: Физкультура и спорт, 1997. – 288 с.
3. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов ССУЗов. -М.: Владос-пресс,2003. -248с.
4. Физическая культура в начальной школе. Учебная программа для учащихся 1-4 классов. А. П. Матвеев М.В.Малыхина. - М.: Дрофа,2000. П.Янсон Ю.А.Физическая культура в школе. Книга для педагога. Ростов н/Д: Феникс,2004-624с.
5. Дёмочкина Т.Н., Дёмочкина М.Б. Общие и специальные качества баскетболистов, способствующие повышению техники игры // Наука-2020. - 2018. - № 2-2. - 96-100 с.
6. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Академия, 2013. - 288 с.
7. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей. - М.: Теория и практика физической культуры. - 2006. - №5. - 41-46 с.
8. Башкирова В. Г. Петросян А.Т. Некоторые рекомендации по подготовке игроков №1, №2, №3. – М.: 2003. – 37 с.
9. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 331 с.
10. Гзовский Б.М., Кудряшов В.А. Студенческий баскетбол. – Мн., 1998. – 383 с.
11. Грасис А.М. Методика подготовки баскетболистов. – М.: Физкультура и спорт, 1958. – 247 с.
12. Хуррамов Ж.К. Использование упражнений для развития быстроты движений по методу круговой тренировки на уроках физкультуры у школьников младших классов // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 5. - 66-69 с.
13. Дворкина Н.И. Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию физических качеств и психических процессов у детей дошкольного возраста. // Теория и практика физической культуры. – 2008. -№8. – С. 52-54.
14. Елевич С.Н. Особенности структуры соревновательного периода и специальной подготовки баскетболистов высокой квалификации // Теория и практика физической культуры. – 2011. - №2. –С. 36.
15. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы - научно методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. Пособие для для студ. выс. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 264 с....40