Только Word
Реферат
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИТОГОВЫХ ПРОЕКТОВ ПО ХИМИИ 9
1.1.История разработки проектов 9
1.2. Основные этапы работы над проектом 11
1.3. Особенности физиологического и психологического развития обучающихся средней и старшей школы 14
1.4. Темперамент, как особенность личности обучающегося 14
1.5. Особенности физического развития обучающихся средней и старшей школы 16
ГЛАВА 2. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЫ 19
2.1.Анализ охвата темы «Бытовая и практическая химия» для 9-11 классов» в школьных учебниках 19
2.2. Актуальность курса для обучающихся средних и старших классов 26
2.3.Разработка рабочей программы элективного курса «Бытовая и практическая химия» для 9-11 классов. 31
2.3.Апробация элективного курса 54
ВЫВОДЫ 55
БИБЛИОГРАФИЯ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ФГОС ООО и ФГОС СОО определяют основным направлением образования – развитие творческих способностей обучающихся, системно-деятельностный подход в формировании личности через воспитание и обучение. Изучение такого предмета естественнонаучного цикла, как химии должно быть сознательным, связанным с творческой активностью.
Одним из самых эффективных путей развития индивидуальных способностей обучающихся является приобщение их к плодотворной творческой деятельности.
В философии под творчеством понимают высшую форму креативности, которая присуща всем уровням иерархии бытия. Она способствует самосохранению и воспроизведению трансформаций и структур [43].
Вопросы творчества рассматривали такие психологи как Н. Роджерс [32], Е. Л. Яковлева (1994) [52], Я. А. Пономарев [29], А. Г. Спиркина (1972), М. Боден [53], Р. Гут [54], а также химик М.А. Блох, Ф.Ю., геолог Левинсон Лессинг, литературовед Б.А. Лезин и др.
В отечественной литературе творчество определяется как «деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» [51].
Творческий подход и осознанность определяют необходимость умелого построения процесса формирования научных знаний на основе самостоятельного анализа химических явлений. При этом нужно стремиться к тому, чтобы обучающиеся сами овладевали логическими методиками формирования понятийного аппарата [11].
Развитие творческой активности, самостоятельности и осознанности хорошо прослеживается в написании проектных исследовательских работ.
Одной из итоговых работ у обучающихся основной и старшей школ является написание и защита индивидуальных итоговых проектов (далее ИИП). Целью данных видов деятельности является развитие познавательных способностей обучающихся, овладение ими практическими навыками для решения социально и личностно значимых задач в будущем[25].
Таким образом, актуальность данной проблемы обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) «Исследовательские навыки у обучающихся средней и старшей школы при выполнении индивидуальных итоговых проектов по химии».
Цель работы: Создание условий для развития исследовательских навыков у обучающихся средней и старшей школы при написании итоговых проектов по химии.
Объект исследования: Исследовательские навыки по химии у обучающихся средней и старшей школы
Предмет исследования: Организация исследовательской деятельности по химии у обучающихся средней и старшей школы.
Гипотеза: Развитие исследовательских навыков обучающихся средней и старшей школы будет успешным, если будут созданы благоприятные условия в виде элективного курса.
Задачи исследования:
1. Выявить научно-теоретические, психолого-педагогические и методологические основания развития исследовательских навыков у обучающихся средней и старшей школы при выполнении индивидуальных проектов по химии;
2. Разработать элективный курс по химии для обучающихся средней и старшей школы, способствующий развитию исследовательских навыков;
3. Провести апробацию элективного курса по химии.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
1. теоретические: анализ литературных источников и документов, программ, методических пособий в аспекте рассматриваемой темы; разработка элективного курса....
В ходе проведенного исследования решены задачи и подтвердилась
гипотеза, на основе чего были сформулированы следующие выводы:
Основаниями для развития исследовательских навыков обучающихся являются: формирование интеллектуального потенциала личности, через накопление знаний и навыков, способствующих самовыражению в науке и обществе; расширение мировоззрения; реализация творческих возможностей.
Элективный курс «Бытовая и практическая химия» рассчитан на 34 часа, включает в себя 5 разделов: введение, неорганические вещества в быту и на производстве; органические вещества в быту и на производстве; экскурсии и итоговое занятие – конференция, в результате которой обучающиеся защитили итоговые проекты.
В результате апробации данного элективного курса на базе МАОУ СШ №145 были написаны и защищены ИИП по темам: «Определение органолептических и физико-химических показателей молока разных производителей» и «Пропедевтика химического образования в начальной школе».
1. Азот и его соединения. Методическое руководство к лабораторным работам: «Азот, аммиак, соли аммония» «Кислородные соединения азота». Режим доступа – URL: http://window.edu.ru/resource/149/48149/files/novsu188.pdf (дата обращения 15.06.2022);
2. Аликберова Л.Ю. Практико-ориентированные задания по химии: 8-9 классы. ФГОС / Л. Ю. Аликберова, Н. С. Рукк. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 127 с.
3. Бабич Л.В. Практикум по неорганической химии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов /Л.В.Бабич, Ф.Б.Гликина и др. -4-е изд. Перераб. – М. : Просвящение, 1991. – 320 с.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. / Под редакцией Б.М. Бим-Бада. - М. : Большая российская энциклопедия, 2003. – 365 с.
5. Видео взаимодействие фосфора с бромом. Режим доступа – URL: https://chemege.ru/wp-content/uploads/2020/06/фосфор-с-бромом.gif (дата обращения 11.04.2021)
6. Врублевский А.И. Химия. Весь школьный курс / А. И. Врублевский. – Минкс : Попурри, 2020. - 688 с.
7. Габриелян О.С. Химия. 10 класс (базовый уровень) / Габриелян О.С. — М. : Дрофа, 2017. — 192 с.
8. Габриелян О.С. Химия. 11 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.С.Габриелян – М. : Дрофа, 2019. – 222 с.
9. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. – М. : Просвещение, 2018. – 223 с.
10. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие - М. : "ФОРУМ", 1998. – 97 с.
11. Зайцев О.С. Методика обучения химии. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 384 с.
12. Ельцов И.В. Физические методы установления строения органических соединений. Учебно-методический комплекс / И.В. Ельцов, А.А. Нефедов. – НГУ., 2012. – 193 с.
13. Иванов Д.М. Химия галогенов : учеб. пособие / Д. М. Иванов, М. Г. Иванов. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 84 с.
14. Калюжная Н.А. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Химия» для обучающихся среднего профессионального образования / Калюжная Н.А. – Красково, 2016. – 47с.
15. Качественное определение фосфора. Режим доступа - URL: https://studme.org/239664/matematika_himiya_fizik/kachestvennoe_opredelenie_fosfora (дата обращения 23.06.2021)...54