Только Word
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……………..….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ШКОЛЫ …………………………………………………………………………8
1.1. Понятие речевого умения в психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………...8
1.2. Особенности обучения старших школьников английскому языку с учетом специфики ФГОС нового поколения…………………………………………...14
1.3. Мультимедийные технологии на уроках английского языка на старшем этапе обучения…………………………………………………………………...18
Выводы по главе 1………………………..…………………………………….29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ ………………………………………………………………………………….....31
2.1. Анализ УМК «Spotlight 11» с учетом специфики развития речевых умений учащихся старшей школы……………………………………………...31
2.2. Разработка тематических занятий с использованием мультимедиа ресурсов…………………………………………………………………………..38
2.3. Ход и предположительные результаты в проведении опытно-экспериментальной работы с использованием мультимедиа ………………...45
Выводы по главе 2……………………………………………………………...54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….58
ППРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………64
Актуальность исследования. В современных условиях культурной интеграции и глобализации, чрезвычайно возросла значимость изучения иностранных языков. Система образования нуждается в высококвалифицированных кадрах, владеющих нормами как родного (русского), так и иностранного (английского) языков. Современный подход к обучению иностранным языкам должен быть ориентирован на то, чтобы в первую очередь научить обучающихся выражать свои мысли на иностранном языке.
Из-за ряда ограничений (отсутствие носителей иностранного языка в школе и в повседневной социальной среде, географическая отдалённость региона и т.д.), невозможно осуществить полное погружение в иноязычную среду в рамках российской общеобразовательной школы. На основе анализа научных исследований, а также ФГОС «среднего общего образования» выявлено противоречие между необходимостью формирования речевых умений у учащихся старших классов и недостаточной разработкой дидактических условий для успешной реализации данного вопроса из-за недостаточной опоры на языковую культуру носителей языка в процессе изучения иностранного языка в старшей школе. Поэтому в качестве наиболее оптимального решения данной проблемы, в большинстве случаев, обычно избирается демонстрация аутентичных материалов с участием носителей изучаемого языка (тексты, подкасты, записи разговоров, музыкальные произведения, лекции, интервью и т.д.) [Кондратьев, 2020. с. 5]. С учётом вышеперечисленного, для лучшего погружения учащихся в иноязычную среду, по нашему мнению, наиболее подходят мультимедийные технологии.
Проблемой исследования работы является: Какие мультимедиа наиболее подходят для формирования речевых умений у учащихся старшей школы?
Объектом исследования является процесс формирования речевых умений.
Предмет исследования представлен мультимедийными технологиями при формировании речевых умений старших школьников.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании результативности применения современных мультимедийных технологий, способствующих формированию речевых умений у учащихся старшей школы.
Исходя из поставленной цели для данного исследования, нами была предложена следующая гипотеза: достижение поставленной цели исследования, заключающейся в теоретическом обосновании результативности использования мультимедийных технологий, способствующих развитию речевых умений у учащихся старшей школы.
В соответствии с целью данного исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «речевые умения старших школьников»;
2. Представить особенности обучения иностранному языку старших школьников согласно ФГОС нового поколения;
3. Дать психолого-педагогическую характеристику особенностей возрастного развития обучающихся старшего школьного возраста;
4. Разработать учебно-методические материалы по использованию мультимедийных технологий на уроках иностранного языка;
5. Предложить варианты включения мультимедийных технологий в процессе обучения в старшей школе.
Теоретико-методологическая основа исследования
Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения, изложенные в трудах по методике обучения иностранным языкам: Гальскова И.Д., Никитенко Э.Н., Пассов Е.И., Алексеева М.М., Яшина В.И., Львов М.Р.; исследованию процесса формирования речевых умений: Чалых Н.А., Уракова Ф.К, Эльконин Д.Б.; психологическим особенностям учащихся старшей школы: Давыдов В.В., Гальперин П.Я., Унт Э.И.; мультимедийным технологиям: Зайцев С.З., Соловова Е.Н., Сысоев П.В.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно-методической, психолого-педагогической и методической литературы, изучение нормативно-программной документации по теме исследования; обобщение результатов исследований, связанных с развитием навыков и умений иностранного языка с помощью мультимедиа.
2. Методы диагностики: оценочная работа по внедрению практической работы с материалами мультимедиа на базе предоставленного УМК, её анализ и обобщение.
Теоретическая значимость исследования. Рассмотрено и конкретизировано понятие «речевые умения», описаны психолого-педагогические особенности обучения учащихся старшей школы, в том числе особенности развития речевых умений старших школьников на уроках иностранного языка, разработаны учебно-методические материалы с использованием мультимедиа на уроках иностранного языка, даны предположительные результаты работы с мультимедийными материалами.
Практическая значимость исследования. Практическое значение нашей работы заключается в возможности использования результатов исследования при обучении английскому языку в старшей школе, а также при разработке учебных пособий и курсов по иностранным языкам.
Результаты и их новизна: Рассмотрены и конкретизированы понятия «языковые умения», «мультимедиа», «мультимедийные презентации», описаны психолого-педагогические особенности учащихся старшей школы, формирование устных речевых умений у обучающихся старшей школы младших на уроках английского языка, разработаны учебно-методические наработки по использованию мультимедиа и мультимедийных презентаций на уроках по английскому языку.
Сведения об апробации: Апробация осуществлялась путем выступлений на следующих научно-практических конференциях:
1. Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики», посвященная 75-летию факультета иностранных языков.
1. Х Всероссийская научно-практическая конференция «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества».
2. Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века».
Объем и структура исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Работа изложена на 103 страницах машинописного текста....
В условиях глобализации и стремительного роста отношений между мировыми державами возросла необходимость формирования толерантного отношения к культуре иностранных языков, их представителям и странам. В процессе обучения иностранному языку и, следовательно, поиске эффективных методов и приемов его реализации она остается актуальной. В этих условиях среди приобретаемых студентами компетенций важным становится социальный компонент, то есть формирование социальной компетентности.
Проведенный нами анализ научно-методической литературы, изучение реальных современных школьных материалов и требований ФГОС к реализации образовательной программы на английском языке показали, что формирование социальной компетентности на уроках иностранного языка является достаточно широко изучаемой проблема. для российского образования. Поэтому формирование данной компетенции сегодня является одним из важнейших условий эффективной межкультурной коммуникации.
В ходе нашего исследования в первой главе мы рассмотрели современные требования ФГОС среднего общего образования к формированию речевых навыков у старшеклассников в общеобразовательной школе, определили само понятие речевых навыков, а также средства, условия и методы, необходимые для их успешного формирования у учащихся на уроках иностранного языка в вузе.
Во второй главе проведен контент-анализ учебных материалов УМК «Прожектор 11». В результате контент-анализа учебных материалов выявлено недостаточное количество интерактивных заданий, а также некоторая потеря актуальности лексического материала. Поэтому мы взяли на себя задачу разработать элемент обучения в виде урока иностранного (английского) языка по теме «Стресс» и «Буллинг», используя интерактивные методы обучения через демонстрацию мультимедийных презентаций.
Анализ процесса формирования языковых умений у старшеклассников и выполнение комплекса педагогических условий позволят:
1) повысить уровень мотивации обучающихся к дальнейшему изучению иностранного (английского) языка и овладению социальной компетенцией;
2) выявить пробелы в современной системе образования на примере анализа учебно-методических материалов, используемых в наше время в различных общеобразовательных школах нашей страны;
3) внедрять современные информационные технологии в процесс обучения иностранному языку.
В результате проделанной работы можно прийти к следующему выводу - обучение с помощью мультимедийных материалов является одной из самых эффективных технологий обучения, как в части урока, так и в целом урока. Как показывает педагогическая теория и практика, использование мультимедийных технологий помогает учащимся более успешно оформлять собственные мысли в речь. В результате использование мультимедиа в обучении позволяет учителю выработать отличное от стандартного отношение в организации учебного процесса: у учителя появляются возможности для совершенствования процесса обучения, формирования у учащихся правильного овладения речью. навыки, а также их общее развитие как личности.
Ценность проделанной работы состоит в том, что разработанные авторские учебно-методические заметки, созданные в дополнение к учебно-методическим пособиям «Spotlight 11», в ходе экспериментальной работы, в том числе содержащиеся в них задания и упражнения, могут быть использованы учителями в занятия английским языком в старших классах и дополнительно могут быть использованы при разработке курсов по обучению иностранным языкам.
Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб.-метод. пособие / М. М. Алексеева, В. И. Яшина - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Ахмадуллина Л. Р. Четыре стадии компьютерной зависимости. Игра и игрушки в истории, развитии и образовании [Текст]/ Л.Р. Ахмадулина// Вестник Московского университета. - 2012. - № 7-9. - С. 25-29.
3. Базина Н. В. Социальная компетенция специалистов-международников в структуре иноязычной коммуникативной компетенции [Текст]/ Н. В. Базина// Мир науки. - 2017. - № 6. - С. 6-9.
4. Баранов М. Т. Обучающие изложения [Текст]/ М.Т. Баранов. – М.: Просвещение, 1964. – 185 с.
5. Барменкова О. И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи [Текст]/ О. И. Барменкова// Иностранные языки в школе - 1999. - № 3. - С. 20.
6. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка [Текст]/ М. М. Белкова// Английский язык в школе. - 2008. - № 3. - С. 73-75.
7. Бельская С. А. Ценности и сохранение культурного наследия [Текст]/ С. А. Бельская// Вестник Казанского государственного университета. - 2011. - № 6. - С. 7-10.
8. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedu.ru/bigencdic/
9. Галихузина Г. Ф. Мультимедиа презентации на уроках информатики и математики как средство для представления наглядного материала [Электронный ресурс]/ Г. Ф. Галихузина// Refdb.ru. – 2007. Режим доступа: https://refdb.ru/look/2102177.html (дата обращения 19.06.2022)
10. Гальперин П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст]/ И. Я. Гальперин. - М.: Издательство Московского университета, 1978. - 118 с.
11. Гальскова Н. Д., Никитенко 3. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа [Текст]: учеб.-метод. пособие/ Н. Д. Никитенко, З. Н. Никитенко. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240 с.
12. Губина, Т. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения [Текст]/ Т. Н. Губина// Молодой ученый. — 2012. — № 3 (38). — С. 345-347.
13. Гудулова Л. А. к. Формирование речевых умений младших школьников в процессе обучения изложению на уроках русского языка [Электронный ресурс]/ Л. А. к. Гудулова// Белгородский государственный национальный исследовательский университет – 2016. Режим доступа: http://dspace.bsu.edu.ru/handle/123456789/22671
14. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст]: В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
15. Дилафруз Т. Х. Speaking Skills Development in English Classes [Текст]/ Т. Х. Дилафруз// Молодой ученый. - 2019. - № 16-254. - С. 286-288.....49