Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретическая база изучения моделей политического лидерства 7
1.1. Природа и особенности политического лидерства 7
1.2. Понятие и специфика регионального политического лидерства 20
1.3. Модели регионального политического лидерства 25
Глава 2. Модели и специфика регионального политического лидерства глав субъектов сибирского федерального округа 35
2.1. Политическая специфика регионов Сибирского федерального округа 35
2.2. Модели регионального политического лидерства глав регионов Сибирского федерального округа 46
Заключение 56
Список используемых источников………………………………………59
Приложения 64
Политическое лидерство на протяжении всей истории человечества претерпевало множество концептуальных изменений. Начиная с эпохи древнего мира, политическое лидерство стало одним из главных факторов в изменении человечества и развитии политической науки, сохранив этот статус до наших дней. Политические лидеры становятся объектом персонификации, а их время исполнения своих полномочий становится символом эпохи. Институт политического лидерства и каждый отдельный политический лидер в частности кристаллизует в себе все представления о своей эпохе: проводимая политика, судьбоносные для государств решения и даже его личный имидж.
Политическое лидерство представляет собой весьма сложное, непостоянное и уникальное как в общегосударственной, так и в региональной жизни социума. Для каждой эпохи, для каждой цивилизации и для каждого государства характерными чертами оставались уникальные черты политического лидерства. С развитием истории постепенно преобразовался процесс избрания политического лидера. В древних и ныне сохранившихся традиционных обществах с аграрным укладом хозяйства, избрание нового лидера – вожака, старейшины – проходило и утверждалось с учётом местных традиций и обычаев. Во времена средневековья главным инструментом в избрании нового политического лидера стал институт престолонаследия. Начиная с нового времени в демократических государствах единственным инструментом в избрании политического лидера является институт выборов.
Однако политическое лидерство на протяжении всей своей истории имело многоуровневую структуру. Политическим лидером общенационального масштаба мог быть как фараон, король и президент, но также появились политические лидеры локального масштаба – региональные политические лидеры. Если на протяжении всей истории человечества менялись инструменты в избрании общенациональных политических лидеров, то инструменты формирования региональных политических лидеров практически не подвергалось изменению. Начиная с древних времён и продолжая в наши дни, ключевым, но не единственным инструментом в избрании региональных политических лидеров остаётся вертикальная модель власти – назначение сверху. Региональные политические лидеры выполняли свои функции в своих административно-территориальных единицах только после того, как их кандидатуру выбрал общенациональный лидер. С развитием и усложнением политических институтов, а также общей тенденции демократизации политической власти, появился новый инструмент избрания регионального лидера, зеркальный инструменту избрания общенационального политического лидера в условиях утверждения демократического режима – выбор главы субъекта государства, в участии которого могут принимать все граждане, проживающие на территории данной административно-территориальной единицы. Таким образом, региональное политическое лидерство представляет собой зеркальную и более узкую форму общенационального лидерства, ограниченную рамками административно-территориального субъекта государства.
Актуальность исследуемой нами проблемы политического лидерства глав регионов Сибирского федерального округа состоит в том, что в силу институциональных и структурных специфик, отечественные региональные политические лидеры отличаются друг от друга множеством характерных признаков. Ряд российских учёных (С.Е. Гржейщак, Т.В. Соколова, Е.Н. Верхушина, и др.) отмечают, что институт регионального политического в России представляет собой весьма сложную и неоднородную структуру, а отличающейся как юридическими аспектами власти и влияния политического лидера, так и административными функциями.
Рассматривая проблему моделей регионального политического лидерства у глав регионов Сибирского федерального округа РФ, мы будем использовать определенную инструментальную базу. Анализ, в котором мы будем разбирать, и анализировать уже имеющиеся нам данные, закрепленные документы и т.д. Классификационный метод, в котором мы сгруппируем модели политического лидерства по определенным признакам; наблюдение, освоенное нами через объективное восприятие уже произошедших явлений, и сравнение, в котором мы будем сравнивать закрепленные правовые акты, и посредством этого описывать особенности той или иной модели регионального политического лидерства в регионах Сибирского федерального круга....
На основании проделанной нами работы по изучению моделей регионального политического лидерства на примере глав регионов Сибирского федерального округа, а также изучения его природы, можно сделать следующие выводы:
1. Изучили природу, типологии и характеристик политического
лидерства;
2. Проанализирована природа, специфика и характеристика
регионального политического лидерства;
3. Изучили специфику регионов Сибирского федерального округа;
4. Изучили модели регионального уровня политического
лидерства, выявив черты каждой из моделей;
5. Выявили черты моделей регионального политического
лидерства у каждого главы региона Сибирского федерального округа.
Для большинства региональных политических лидеров регионов Сибирского федерального округа характерна «административная» модель осуществления лидерства. Это объясняется как знанием региона и пула министров, работающих в команде губернатора, так и тем, что большинство региональных лидеров поддерживаются федеральным центром. Использование административного ресурса может негативно влиять на имидж самого лидера, как в случае губернатором Красного края Александром Уссом и губернатором Омской области Александра Буркова.
Говоря о том, какие факторы влияют на осуществление губернатором своих лидерских полномочий, следует выделить следующие особенности:
• метод управления своим окружением;
• ротация кадров внутри команды губернатора;
• взаимоотношения и взаимодействия между органами
представительной и законодательной власти;
• взаимоотношения и взаимодействия политического лидера и
региональных элит;
• высокая значимость фактора поддержки регионального
политического от центра.
Также можно сделать, насколько сильным фактором на реализацию моделей политического лидерства играют региональные элиты. Взаимоотношение политического лидера с региональными элитами может носить как положительный, так и отрицательный характер. Положительный характер отношений между лидером и элитами наступает разными путями. Политический лидер происходит от самой элиты, как в случае, например, с губернатором Республики Тува Владиславом Ховалыгом, то и сам кабинет министров будет состоять из членов элиты. Региональная элита способна оказывать поддержку региональному политическому лидеру, если он будет лоббировать их экономические и политические интересы. Также политический лидер может не происходить из среды внутренней региональной элиты, но, будучи поддерживаемым федеральным центром, региональные элиты могут пойти на компромисс с губернатором. В противном случае, губернатору предстоит налаживание связей между региональной элитой и правительством. Отрицательным характером взаимоотношений регионального политического лидера с региональными элитами является кейс губернатора Республики Хакасия Валентина Коновалова. Губернатор такой же «административной» модели регионального политического лидерства и из другой политической и партийной элиты, не смог договориться с региональной элитой и стал выстраивать свою команду из межпартийных министров, никак не связанных с Хакасской Республикой. Всё это обернулось травлей Коновалова в СМИ и предпринятых попытках импичмента.
Уникальный пример построения лидерских отношений демонстрирует губернатор Новосибирской области Андрей Травников. «Структурная» модель регионального политического лидерства у Травникова проявляется в создании тесных связей между институционально оформленными политическими структурами и их взаимодействием с некоммерческими организациями. Выстроив такую модель, в которой представителями исполнительной власти реализуются программы НКО, а сам губернатор принимает прямое участие в реализации этих программ, Томенко сформировал свой уникальный статус.
Блондель, Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу / Ж. Блондель. – М.: Российская академия управления. – 1992. – 136 с.
2. Вебер, М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре / М. Вебер, АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме. Вып. 2. – М.: ИНИОН. – 1991. – 301 с.
3. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер, пер. с нем. – М.: Юрист. – 1994. – 704 с.
4. Гельман В., Рыженков С., Белокурова Е., Борисова Н. Реформа местной власти в городах России, 1991-2006 // Норма. – Сер. 3 – Политика. – 2008. – №4. – С. 28-29.
5. Горбачёва, Н.С. Методология исследования политического лидерства. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение // Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. – 2015. – № 8 (58): в 3-х ч. – Ч. I. – C. 52-55.
6. Лапина Н., Чирикова А. Региональная элита: субъект политики и власти // Субъекты Российской Федерации: законодательство, организация власти и управления. М: Вестник – 2000. – С. 19-24.
7. Пригожин А. Осмысление механизма политического лидерства сопряжено с труднейшими историческими признаниями // Общественные науки. – Сер. 1 – Политология. – 1989. – № 2. – С. 7-10.
8. Сорокина, Т. В. Феномен губернаторской власти в современных российских политических процессах: федеральный и региональный уровни // Пермь: Вестник Пермского университета, История и политология. – 2007. – в-3. – С. 29-35.
9. Стаут, Л. Лидерство: от загадок к практике: [Технологии эффектив. упр. организацией. Закономерности организац. развития. Междисциплин. модель лидерства. Психолог. проблемы лидерства в рабочих группах. Методики развития личных лидер. качеств и навыков] / Лэрри Стаут ; [Пер.: Т. Таланова, И. Ющенко]. – М. : Добрая кн., – 2002. – 319 с.
10. Шаблинский, И. Г. Политическое лидерство: типология и технология / И. Г. Шаблинский, – М.: Новый Учебник. – 2004. – 128 с.
11. Штукина, Т.А. Региональное политическое лидерство в современной России // М.: Вестник. Ун-та. – Сер. 12. Политические науки – 2008. № 1. – C. 105-110.
12. Щербинина Н.Г. Герой и антигерой в политике России / Н.Г. Щербинина, М.: ООО Издательство Весь Мир – 2002. – 116 c.
13. Ясперс К. Общая психопатология / Пер. с нем. Л.О. Акопяна. — Москва: Практика – 1997. – 1056 с.
14. Hermann, Margaret G. Ingredients of Leadership / In: Margaret G. Hermann (Ed.). – Political Psychology. – San Francisco – 1986. – 128 p.
15. Tucker, Robert C. Politics as Leadership. Columbia, Mo: Robert C. Tucker. – University of Missouri Press. – 1982. – 164 p.