Только Word
Введение 2
Глава 1. Место искусства в жизни и школьном курсе обществознания. 6
1.1 Понятие искусства и его виды. 6
1.2Роль искусства в формировании личности. 11
1.3. Место темы в школьном курсе обществознания 19
Глава 2. Репрезентация темы «Влияние искусства на развитие личности и общества» в современных УМК по обществознанию. 25
2.1.Тема «Влияние искусства на развитие личности и общества» в УМК по обществознанию под редакцией Сорвина К.В. 26
2.2. Репрезентация темы «Влияние искусства на развитие личности и общества» в УМК по обществознанию под редакцией Боголюбова Л. Н. 29
2.3. Репрезентация темы «Влияние искусства на развитие личности и общества» в УМК по обществознанию под редакцией Никитина А.Ф. 33
Глава 3. Методические рекомендации по изучению темы в урочной и внеурочной работе со школьниками. 38
3.1. Методические разработки занятий по теме «Влияние искусства на развитие личности и общества». Формы и приемы изучения влияния искусства на развитие личности и общества на уроках обществознания. 38
Список источников и литературы 56
Приложение 1. 62
Актуальность темы исследования состоит в том, что в России образовательная сфера и образовательный процессчасто подвергаются изменениям, в том числе методики преподавания обществознания.Все образование школьного уровня построено на основе Федерального государственного стандарта, а также на Концепции преподавания учебных предметов и на использовании современных технологий обучений. Уроки современного типа должны быть построены в соответствии с системно-деятельностным подходом.
Обществознание сейчас является одним из самых популярных предметов для сдачи на ЕГЭ и ОГЭ. Большинство обучающихся выбирают этот предмет, так как обществознание тесно связано с обыденной жизнью людей. Каждый день они сталкиваются со всеми явлениями, которые изучаются в курсе обществознания: социализация, мораль, быт, культура, семья, законы и т.д. Обучающиеся взаимодействуют друг с другом, с семьей, с друзьями и передают свой жизненный опыт. Именно обществознание формирует гражданскую позицию, мировоззрение, способствует развитию духовной, правовой культуры, строит представление об устройстве общества, российского государства. Весь образовательный процесс, вся методические пособия построены на ФГОС.
Данная работа посвящена изучению влияния искусства на развитие личности и общества, рассматривается роль искусства в формировании человека. Тема духовного просвещения особенно актуальна в современном мире среди школьников и молодежи. Проблемы нравственного и культурного образования носят острый общественный характер. Многие школьники все меньше посещают театры, музеи, художественные выставки, меньше читают книги и не интересуются классикой мировой культуры. По моему мнению, изучение форм выражения искусства, его функций и нахождение его в мире несет в себе очень важную роль. Искусство формирует у обучающихся мировоззрение, эстетическое восприятие, духовное образование, способствует развитию конкретно личности, а также всего общества в целом. Искусство выражается через творчество. Смотрящий на картину, на скульптуру или читающий книги обязательно так или иначе будет поглощать мысли и чувства авторов произведений, т.е. произойдет передача зрителям именно тех смыслов, которые были заложены деятелем.
Особую практическую значимость сейчас приобретает проблема социальной роли искусства, его влияния на человека, на формирование личности. Одной из черт кризиса является распространение в обществе антигуманного искусства, пропагандирующего жестокость и другие социальные отклонения. Все вышесказанное актуализирует изучение роли искусства в обществе, в том числе в рамках школьного образования.
Говоря про актуальность темы, стоит отметить, что в 2021 году при поддержке Президента Российской федерации был разработан и создан совместный проект Министерства культуры и Министерства цифрового развития «Пушкинская карта». Проект направлен на поднятие российской культуры среди граждан от 14 до 22 лет. Такая карта позволяет посещать культурные мероприятия за счет средств, выделенных государством на счёт зарегистрированной карты. Проект вступил в силу 1 сентября 2021 года.
Целью работы является выявление оптимальных форм и методовизучения влияние искусства на развитие личности и общества в школьном курсе обществознания
Задачи, которые решаются в соответствии с поставленной целью:
1. на основе методической литературы, нормативных документов, социологических источников определить, какое место занимает тема в курсе обществознания;
2. провести анализ темы «Влияние искусства на развитие личности и общества» со стороны ее репрезентации в школьных учебниках по обществознанию;
3. разработать методические рекомендациипо изучению темы в рамках урочной и внеурочной деятельности школьников по предмету обществознание
4. определить эффективность предлагаемых форм и методов работы на основе проведенной апробации.....
Таким образом, под искусством подразумевают образное осмысление действительности; процесс и итог выражения внутреннего и внешнего мира. Также это особый вид творческой деятельности человека, создающей образные формы, которые обладают эстетическими, познавательными, воспитательными и коммуникационными функциями. Роль искусства в жизни общества достаточно велика и многогранна. Еще с детства люди приобщаются к культурной части мира, это оказывает существенное влияние на дальнейшее формирование личности, мировоззрения, самосознания, эстетического восприятия. Человек, который окружает себя духовными, культурными ценностями, видит мир по особенному, через призму художественных образов.
Во второй главе рассмотрено место искусства в жизни и школьном курсе обществознания. Изучено, как искусство влияет на личность, какие функции искусства помогают в процессах познания мира. А также в каком формате тема отображается в ЕГЭ и ОГЭ.
Были проанализированы учебно-методические комплексы учебных пособий двух издательств «Дрофа» и «Просвещение»: Учебники по обществознанию Боголюбова Л.Н., 6 -9 классы, Никинина А.Ф., 6 -10 классы и Сорвина К.В., 6 -9 классы. Среди них всех особенно можно выделить учебник 8 класса под редакцией Боголюбова Л.Н., так как именно в нем более полно раскрывается тема воздействия искусства на общество. В других пособиях этому уделяется очень мало времени.
Если говорить о преимуществах пособий, то следует учесть следующие:
• В большинстве учебников содержится информация о функциях искусства, кратко, но точно дается описание процессов, происходящих под влиянием культурных и художественных аспектов.
• Представленная информация полностью соответствует и отвечает требованиям, отражает суть процессов интеграции искусства в обыденной жизни.
Недостатком изучения темы является тот факт, что лишь в одном учебнике есть отдельный параграф, посвященный изучению искусства. В остальных же информация минимальна. Тема очень важная, так как она развивает внутренний мир обучающегося, дает представления об видах искусств и направляет на нахождение своего хобби, развлечения или будущей профессии. Если есть в школе предмет МХК, то такого объема хватит, но в обратной ситуации, когда эстетического и культурного просвещения нет как отдельный предмет, возникает проблема с отсутствием материала в учебниках.
Подводя итоги работы, можно сказать, что искусство недостаточно подробно изучается в курсе обществознания, но при этом оно есть в заданиях к Единому государственному экзамену для 11 класса. Школьников важно приобщать к культуре, потому что именно она воспитывает, передает знания наших предков, а новое поколение должно сохранять то, что нам досталось от прошлого.
1. Боголюбов, Л.Н. О перспективах развития обществоведческого образования //Преподавание истории и обществознания в школе. 2012. №5. С.12-18.
2. Галеев Р.Ю. Искусство и философия в системе духовных ценностей современного общества // Культура. Духовность. Общество. – 2013. - №4 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-i-filosofiya-v-sisteme-duhovnyh-tsennostey-sovremennogo-obschestva. - (дата обращения - 20.02.2022). – Текст: электронный.
3. Е. Н. Ашанина [и др.] Современные образовательные технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры — М.: Издательство Юрайт. - 2018. — 165 с.
4. Кнабе Г. Избранные труды. Теория и история культуры. - М.- СПб.: Летний сад; М.: «Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН)», 2006. - 1200 с.
5. Л.С. Выготский Психология искусства – Спб.: Азбука. – С. 448.
6. Мангейм К. Избранно: Социология культуры. - М., СПб.: Университетская книга, 2000. - 501 с.
7. О. Б. Соболева [и др.] Методика обучения обществознанию : учебник и практикум для академического бакалавриата — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 474 с.
8. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие–– Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.
9. Ротмистров В. И. Отражение действительности в живописи как форма взаимосвязи искусства и общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 4 (04). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-deystvitelnosti-v-zhivopisi-kak-forma-vzaimosvyazi-iskusstva-i-obschestva. - (дата обращения - 17.02.2022). – Текст: электронный.
10. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Н.В. Бордовская. - Спб.:КноРус, 2022. - 432 с.
11. ФГОС ООО: современный урок истории и обществознания: учебное пособие / Н. В. Страхова, Л. А. Харитонова. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. – 166 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
12. Фриче В. М. Социология искусства. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 208 с.
13. Чапля Т.В. Социокультурные аспекты взаимодействия общества и искусства // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2016. - С. 50 – 54. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnye-aspekty-vzaimodeystviya-obschestva-i-iskusstva/viewer. - (дата обращения - 17.02.2022). – Текст: электронный.
14. Шамигулова О.А. Обществоведческое образование в условиях перехода на новые ФГОС общего образования: современное состояние и перспективы развития // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 3-4. С. 55–59. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvovedcheskoe-obrazovanie-v-usloviyah-perehoda-na-novye-fgos-obschego-obrazovaniya-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy. - (дата обращения - 22.02.2022).
15. Садохин А.П. Мировая культура и искусство : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Культурология», по социально-гуманитарным специальностям / Садохин А.П.. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 415 c.
16. Самошкина Н.Е., Дзюбан В.В. Роль искусства в диалоге культуры / Вестник культуры мировых цивилизаций. 2018. № 4 (21). С. 129 – 131 – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36815726