Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование гражданской позиции на уроках обществознания в средней школе

Работа №152471

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
1.1 Гражданская позиция, как предмет научного исследования ученых……...6
1.2. Общепринятое понятие «гражданская позиция»…………………………..8
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСВОЗНАНИЯ
2.1 Значимость уроков обществознания в формировании гражданской позиции…………………………………………………………………………...16
2.2. Потенциал уроков обществознания………………………………………..20
2.3.Методика формирования гражданской позиции на уроках обществознания………………………………………………………………….24
ГЛАВА 3. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
3.1. Диагностика уровня сформированности гражданской позиции учащихся средней школы…………………………………………………………………...29
3.2 Система дополнительных заданий на уроках обществознания как средство формирования гражданской позиции учащихся……………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...60


Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы приоритетным направлением современной российской школы является воспитание гражданской позиции у школьников.
Воспитание гражданской позиции подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. Под гражданским воспитанием понимается не только формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите, но и осознания своего места в обществе, а также формирования целостной личности, которая определит свою твердую гражданскую позицию.
В условиях стремительного информационного роста главной целью педагогов является:
- научить принципам самообразования;
- пробудить внутреннюю потребность к образованности;
- способствовать формированию умения применять теоретические знания на практике.
Очевидно, то что следует максимально использовать возможности предметов обществоведческого цикла для знакомства учащихся с основными политическими силами страны. На сегодняшний день преподавателям необходимо помочь своим учащимся преодолеть правовые и политические стереотипы.
Степень изученности темы. Исследование литературы по теме исследования показывает, что изучаемая проблема представлена довольно широко и на разных уровнях. Условно их можно разделить на 2 группы: 1. Исследования общего характера (Д.М.Кириллов, Т.И.Кобелева, И.В.Молодцова, Г.С.Саволайнен) , 2. Исследования, которые касаются непосредственно гражданского воспитания, раскрывающие методику (Л.П.Кузнецова, Л.А.Еселева, Т.А.Касимова, Д.Е.Яковлев). Однако для рассмотрения воспитания гражданской позиции учащихся на уроках обществознания необходимо усовершенствование практической работы.
Цель данной работы: выяснить и показать, как формируется гражданская позиция у учащихся в учебной деятельности на уроке обществознания. Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
• Выявить понятие и сущность гражданской позиции
• Определить развитие гражданской позиции учащихся в процессе обучения обществознания
• Продемонстрировать приемы и методы формирования гражданской позиции у учащихся в средней школе на уроках обществознания
Объектом данного исследования являются учащиеся средних классов.
Предметом исследования будет формирование у них гражданской позиции
Методологическая основа:
• анализ научной литературы по проблеме исследования
• изучение педагогически методов формирования гражданской позиции
• методы наблюдения, анализа, анкетирования, фиксирование результатов
Практическая значимость работы состоит в возможности реализации разработанных уроков, для формирования гражданской позиции на занятиях в средней школе через уроки обществознания.
К источникам можем отнести положения «Об образовании в Российской Федерации», «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 г.», а также серия УМК Обществознание 6-9 класс и др.
Новизна исследования состоит в том, что обосновано понятие «гражданской позиции», которая определятся как целенаправленный педагогический процесс взаимодействия учителя и учащегося, результатом которого является сформированное отношение к жизни, обществу, государству, людям и иным явлениям.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в настоящее время в современной школе происходит процесс формирования новой системы воспитания молодежи, переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции. В первую очередь, содержание гражданского образования, реализуется на уроках обществознания. Курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни. Именно на уроках обществознания открываются широкие возможности единой правовой, политической и нравственной культуры, лежащих в основе гражданственности, а учащиеся приобретают опыт освоения основных социальных ролей.
Проблема формирования гражданской позиции в современной школе является актуальной. Гражданская позиция – это система воспитания, предусматривающая создание условий для становления этой позиции в процессе обучения. Формирование гражданской позиции реализовывается через все сферы деятельности учебного и внеучебного процесса. Как было выше замечено, основным предметов является обществознание.
Эффективность гражданского воспитания подтверждает сокращение случаев девиантного поведения учащихся, их сформировавшаяся социальная активность, успешный выбор форм деятельности после окончания школы и др. На мой взгляд, особенно важно в воспитании гражданской позиции наличии данной позиции у самого учителя. Равнодушному учителю этого не осилить, даже применяя самые совершенные методики и технологии.
Показателями сформированности активной гражданской позиции учащихся будут являться:
• Интерес к общественно-политической жизни поселка, района, города, страны (просмотр информационно-политических программ, отношение к избирательному процессу, участие в социальных, патриотических, творческих проектах, волонтерском движении)
• Отношение к предметам обществоведческого цикла (уровень качества знаний по предметам, участие в предметных олимпиадах и конкурсах)
• Успешная социализация учащихся после школы

Методы, которые используются на уроках обществознания, достаточно разнообразны и способствуют формированию позиции гражданина. На уроках учащиеся получают возможность вместе с учителем, включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позицию других.
Эмоционально-личностное изучение обеспечивает лучшие результаты освоения тем, нежели простой рассказ учителя или конспектирование материала учебника. Методы, используемые педагогом могут были абсолютно любыми. Главное, чтобы они помогали выполнению основной цели: формированию целостной личности, с твердой гражданской позицией.



Антонов В.Н., Евдак О.П. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами интеллектуальной игры «Русский мир» // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 3. С. 50-56.
2. Ануфриев Е. А. Изучение материалов XXVII съезда КПСС в курсе научного коммунизма. – М.: Высш. шк., 1986. – 102 с.
Беляева Л. А. Социальная модернизация в России в конце XX века. – М.: ИФРАН, 1997. – 173 с.
3. Боголюбов Л.Н. и др. Модернизация обществоведческого образования // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – №8. – С. 12–18.
4.Волченко Л. Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 117 с.
5. Всеобщая декларация прав человека – рекомендованный для всех стран – членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года.
6. Гугнина О.В. Метод проектов в воспитании толерантности // Преподавание истории в школе. – 2007. – №3. – С. 18–24
7. Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание : мат-лы науч.-практ. конф. М. : НМЦ ЮВОУО Департамента образования г. Москвы, 2003.
8. Еселева Л. А. Социально-культурные методы формирования гражданской позиции учащихся Санкт-Петербурга (на примере молодежи Невского района): автореф. канд. пед. наук. СПб., 2008. 19 с.
9. Захаревич М. А. Воспитательная система гражданского становления // Заместитель директора по воспитательной работе. 2009. №4. С. 4-53.
10.Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: Академия, 1999. – 214 с.
11. Касимова Т. А., Яковлев Д. Е. Патриотическое воспитание школьников : метод. пособие. М. : Айрис-пресс, 2005.
12. Кириллов Д. М. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам: дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 208 с.
13. Кобелева Т. И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2006. 186 с.
14. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. М.: Гардарики, 1994. 146 с.
15. Кузнецова Л. П., Фоминых Т. А., Цыкина С. Н. Программа по патриотическому воспитанию обучающихся «Стань гражданином»....27


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ