Только Word
Введение ………………………………………………………………………
Глава 1 Основные этапы развития образования в советский период и их особенности. …………..
1.2 Развитие отечественной педагогической науки 1930-е – 1950-е гг………..
1.3 Реформа образования Хрущева………………………………………………….…..
1.4. Образование «эпохи застоя» в 1965-1985 годы……………..
1.5. Попытки реформирования образования в годы перестройки. Итоги развития образования советской эпохи в оценках исследователей
Глава 2. Репрезентация темы в школьных учебниках по истории России ………………………………………………………………………...…
2.1. Развитие советской системы образования в УМК по истории под редакцией Торкунова А.В…………………………………………………….....2
2.2 Советская система образования в учебниках по истории России под редакцией Волобуева О.В…………………………………………………………………………….…...
2.3 Отражение темы «Развитие отечественного образования в 20 веке. Проблемы изучения в школьном курсе истории» в школьных учебниках по истории под редакцией Артемова В.В…………………………………………
Глава 3. Методические рекомендации по изучению темы в урочной и внеурочной работе со школьниками……………………………………….…..
3.1 Приемы и методы изучения развития отечественного образования на уроках истории…………………………………………………………………………….
3.2 Возможности изучения истории советского образования во внеурочной работе со школьниками. ……………………………………………..…..
Заключение…………………………………………………………………….…
Список источников и литературы……………………………………………....
Приложение …………………………………………………………
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном стремительно меняющемся мире глобализации, мультикультурализма, цифровизации гуманитарного знания история как наука и научная дисциплина приобретает ключевое значение в качестве стержня сохранения национального самосознания. Очевидно, история в значительной степени является «точкой пересечения» внутрипредметных и межпредметных связей различных сфер общественной жизни. В связи с этим, нельзя игнорировать тот факт, что история и историческое образование чутко реагирует на значимые экономические, политические и социальные изменения.
История развития отечественной образовательной системы – одна из важнейших страниц истории России. Та роль, которая отводится системе обучения и воспитания социальными институтами и обществом в целом характеризует социум на определенном этапе своего развития, становится выражением народа, эпохи, культуры. Также система образования является существенным инструментом политической власти.
Актуальная проблема модернизации методов, форм, содержания предмета истории в современной школе, вступающей в третье десятилетие XXI в., невозможна без комплексного изучения накопленного опыта, – советской системы образования. Необходимо выделить несколько наиболее важных особенностей обращения к проблеме развития и становления советской системы обучения в школе. Во-первых, тридцатилетний период, последовавший после крушения Советского Союза, позволяет преодолеть историческую аберрацию при рассмотрении событий прошлого, то есть с течением времени исследователь получает возможность взглянуть на советскую систему образования более объективно. Во-вторых, процесс становления и развития советской системы образования может быть изучен сквозь призму проблем, стоящих перед современным образовательным пространством. Это тем более актуально, что в последние годы и во властных структурах, и в педагогическом сообществе, и в обществе в целом идет активное обсуждение необходимости "возрождения", «применения» советского опыта в сфере развития образования. Знакомство с этим опытом, его достижениями и противоречиями чрезвычайно интересно и познавательно и для молодого поколения, выбирающего сейчас свой образовательный и жизненный путь.
Объектом исследования является педагогический потенциал изучения развития отечественного образования советской эпохи в школьном курсе истории.
Предмет исследования – содержательные и методические аспекты изучения развития отечественного образования 1917-1991 гг. в рамках курса истории в 10 классе.
Цель исследования – выявление педагогического потенциала и наиболее эффективных форм и методов изучения развития отечественного образования советской эпохи в школьном курсе истории.
Задачи исследования:
1. Выявить основные этапы, особенности и противоречия развития отечественного образования советского периода;
2. Определить место данной темы в школьном курсе истории в 10 классе на основе анализа нормативных источников;
3. Выявить содержательные и методические особенности репрезентации данной темы в современных учебниках истории России 10 класса
4. Разработать собственные методические рекомендации по изучению темы в рамках курса истории России для 10 класса
Степень изученности
Трудность развития, а также формирования советской системы образования получила отражение в ряде работ отечественных исследователей. Отличительной чертой является пристальное внимание исследователей к структуре содержанию, и сущности школьного образования, но подходы и оценки их существенно разнятся.
Как правило, в советском периоде развития системы школьного образования исследователями выделяется несколько этапов. Такой подход связан и с трансформациями в политической сфере жизни советского государства, и со значимыми изменениями в самом образовательном пространстве. Так, историография рассматриваемой проблемы имеет следующую периодизацию:
1) I этап – 1917 – конец 1920-х гг.
2) II этап – школьное историческое образование в тоталитарном
государстве (начало 1930-х гг. – конец 1950-х гг.);
3) III этап – модернизация советской школы (1960-е гг. – рубеж 1980-90-х гг.)
Для первого этапа знаковыми фигурами становятся нарком просвещения РСФСР А. В. Луначарский и его заместитель М.Н. Покровский. Согласно их воззрениям, систематическое историческое образование оказывало отрицательное влияние на формирование личности человека, а сама история была признана «буржуазной наукой»1. В качестве альтернативы ими было предложено повсеместное внедрение курса истории труда и социологии. Результатом такого подхода Луначарского, Покровского, Крупской и др. в первом десятилетии молодого советского государства гражданская история в школе не изучалась.
Ключевую роль в советской историографии нач. 1930-х – конца 1950-х гг. играют работы М. В. Нечкиной2. В 1934 г. М. В. Нечкиной была опубликована статья, содержащая анализ состояния исторического образования в школах в начале 1930-х гг. Кроме того, к школьным учебникам по истории были сформулированы требования, где особое внимание уделялось роли фактического материала и необходимости его тщательного отбора в преподавании. По мнению М. В. Нечкиной, «факты – воздух истории и только им верит школьник и любой здравомыслящий человек, но нельзя загружать память ребенка большим числом имен, дат, событий»3.
Учебник должен рисовать исторический процесс, взятый в целом, вести изложение так, чтобы у учащихся осталось представление о последовательном ходе исторических событий».
На рубеже 1950-х – 1960-х гг. остро встал вопрос о задачах дальнейшего совершенствования структуры и содержания школьного курса истории4. Это было вызвано необходимостью более глубокого отражения в школьных программах и учебниках достижений исторической науки; устранения дробности в тематике отдельных курсов и ликвидации педагогически неоправданного дублирования материала в курсах истории СССР, новейшей истории и обществознания; целесообразностью разгрузки школьных курсов (особенно в V - VII классах) от сравнительно менее важного в образовательном и воспитательном значении материала; более полного освещения вопросов культуры. Всей этой проблематике были посвящены работы М. В. Нечкиной, А. В. Фадеева и др....
В начале данной дипломной работы передо мной стояла цель – наиболее эффективные формы и методы изучения развития отечественного образования советской эпохи в школьном курсе истории.
Были проанализированы учебно-методические комплексы учебных пособий двух издательств «Дрофа» и «Просвещение»: Учебники по истории А. В. Торкунова и О.В. Волобуева. В ходе анализа учебников мы выделили учебник для 10 класса под редакцией «Просвещение», так как именно в нем раскрывается тема образования. В других учебниках этой теме уделяется меньше внимания. Заданий в учебнике мало, они не отличаются разнообразием, а рабочей тетради для 10 класса под редакцией «Дрофа «не предусмотрено. Следовательно, школьники не могут в полной мере освоить данную тему, используя лишь учебник данного издательства, что приводит к пробелу знаний по одному из ключевых периодов нашей страны
По нашему мнению, разработанные нами элементы уроков и внеурочное мероприятие при изучении темы образования могут компенсировать ряд пробелов при изучении темы. В основу нашей разработки было взята кейс-технология, работа с которой позволяет не только увеличивать понятия ребят об изучаемой теме, но и нацелена на стимуляцию самостоятельной работы школьников, совершенствование навыков анализа, развитие умений работы с различными историческими источниками, систематизации знаний, выстраивания причинно-следственных связей, а также развитие их коммуникативных компетенций. Так же вы взяли элементы урока с внедрением художественной литературы и кинематографа, что способствует развитию у учащихся образного мышления, умения анализировать полученную информацию, сравнивать, выделять главное. Эффективная организация внеурочной деятельности, которая направлена на развитие творческих способностей по теме способна компенсировать нехватку времени на многостороннее изучение темы.
Предложенный вариант внеурочной деятельности - позволит школьникам погрузиться в атмосферу советской школы 1920-х годов, прочувствовать на себе школьную систему и расширить свой кругозор.
1. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980
2. Беляева А. И. КПСС и учительство. Дисс. докт. ист. наук. М., 1974.;
3. Блонский П. П. Трудовая школа. Ч. I. – М.: Наркомпрос, 1919.
4. Быкова Е. Ю. Реформирование системы школьного образования в СССР в 1917-1930 гг. : организационные и идеологические аспекты / Е. Ю. Быкова // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – Томск, 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-sistemy-shkolnogo-obrazovaniya-v-sssr-v-1917-1930-gg-organizatsionnye-i-ideologicheskie-aspekty (дата обращения: 25.05.2022)
5. Витевицкий В. П., Лавренов С. Я. История как предмет в школах России. Часть 2. Историческое образование в СССР / В. П. Витевицкий // Научно-аналитический журнал Обозреватель – Observer. – М., 2016. – №8. – С. 68–92.
6. Волобуев О.В. «История России» для 10 класса. 368 с.
7. История педагогики и образования 4-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО. Под общ. ред. акад. И. А. Пискунова. М., Юрайт, 2018. 452 с.
8. Кислицина И. Г. Деятельность коммунистической партии по организации и совершенствованию руководства общеобразовательной школой в 1919-1927 гг. (по материалам Дона, Кубани, Ставрополя). Дисс.канд. ист. наук, Ростов-на-Дону, 1983;
9. Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории. Книга авторизованного изложения
10. Короткова М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста// Преподавание истории в школе: науч-теорет. и метод. журн. – 2010. - №5.- С. 3-7
11. Крапчатова В.Л. Курс истории русской культуры как решение проблемы недостаточного освещения данной темы в отечественных учебниках истории России / В. Л. Крапчатова // Комплексная модернизация системы образования города Москвы / Департамент образования г. Москвы, Юго-Вост. окр. упр. образования, Науч.-метод. центр. - М. : ГОУ ОМК (НМЦ) ЮВОУО ДО, 2011. - Вып. 6. - С.40-43
12. Куманев В.А. Революция и просвещение масс. М., 1973.
13. Леонтьев А. А. История образования в России от древней Руси до конца ХХ века / А. А. Леонтьев // Газета «Русский язык». – М., 2001. – № 34. URL: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200103405 (дата обращения 11.06.2022)
14. Липочкина Н. Г. Из истории идейно-политической борьбы Коммунистической партии за учительство в период перехода к нэпу // Общественные науки, 1977. № 1.
15. Луначарский А. В. О народном образовании. стр. 517–518....36