Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Археологическое наследие Енисейского района в школьном дополнительном образовании

Работа №152459

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
3
Глава 1. ПРИРОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И
ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЬЕКТОВ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО
НАСЛЕДИЯ ЕНИСЕЙСКОГО РАЙОНА
1.1 Природно-географическая характеристика……………………………...
8
1.2 История исследования объектов археологического наследия Енисейского района…………………………………………………………...

10
Глава 2. АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЕНИСЕЙСКОГО РАЙОНА.
2.1. Поселение Паршино – 1………………………………………………….
22
2.2. Археологический комплекс Чермянка………………………………….
25
Глава 3. ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АРХЕОЛОГИЯ»……………………………………………………………...

28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...
57
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….
60


В школьном курсе истории археология несправедливо занимает незначительное место. Небольшое количество уроков не позволяют закрепить прочные знания и основные понятия в этой области. В учебниках истории археологические материалы представлены абстрактно, практически без конкретной «привязки» к археологическим памятникам. Упоминаемые редкие памятники чаще всего расположены где-то далеко в Европе. Кропотливая, ежедневная работа археологов остается вне поля зрения людей. До сих пор программа общеобразовательной школы не включает в качестве обязательного и курс исторического краеведения, с которым археология связана непосредственно. Отчасти это можно объяснить более расширенными задачами программ общеобразовательной школы. В этой связи роль дополнительного образования несоизмеримо возрастает, так как именно в этом направлении у педагога появляются широкие возможности как для пропаганды и популяризации археологии, так и для решения задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Без знания особенностей исторического развития подростку, входящему во взрослую жизнь, сложно дать объективную оценку происходящему.
Мировая история, насчитывает не один миллион лет, при этом пронесла сквозь бездну времени огромное количество событий. Но, несомненно, основу гражданского воспитания составляет история Отечества и, в первую очередь, того края, где человек родился. Археология как наука, изучающая прошлое на основе материальных остатков деятельности человеческого общества, является одной из важнейших составляющих исторической науки, играет в этом далеко не последнюю роль.
Актуальность исследования. В связи с этим особое значение приобретает работа с учащимися по археологии в детских объединениях. Знание своих корней, истории той территории, где проживаешь, человеку необходимо наряду с прочими условиями, для формирования в подрастающем поколении гражданственности на основе искреннего уважения к прошлому, понимания и осознания его, как основы культурно-исторического развития человечества.
Обучающиеся по программе «Археология» не только теоретически, но и практически, непосредственно в экспедиции прикасаются к прошлому нашей Родины. Взаимодействие археологии и исторического краеведения во внешкольной работе позволяет воспитывать в учащихся осознание историко-культурной ценности родного края и формировать основы историко-культурного мышления школьников, т.е. понимание ими взаимосвязи территорий в историческом развитии, значимости и важности изучения прошлого человечества.
Археологическая работа с учащимися помогает решать задачу социализации личности, под которой рассматривается процесс усвоения ребенком нового социального опыта и одновременно воспроизведения им тех или иных социальных отношений.
Новизна исследования. Археологическая работа с учащимися помогает решать задачу социализации личности, под которой рассматривается процесс усвоения ребенком нового социального опыта и одновременно воспроизведения им тех или иных социальных отношений. В данной работе впервые освещаются результаты совместных исследований Красноярского краевого краеведческого музея (далее – КККМ) и школьников Енисейского района, дополнительной образовательной деятельности, интегрирующей педагогическую и научно-исследовательскую, просветительскую работу по программе «Археология», разработанную автором данного исследования.
Исследования в Енисейском районе являются перспективными и долговременными для отдела Археологии и этнографии КККМ. Постоянные экспедиции в указанный район организовываются сотрудниками отдела с 1995 г. В течение этого времени открыты не только целый ряд новых объектов археологии, но и на некоторых из них проведены стационарные исследования.
Археологические изыскания проводились совместно с сотрудниками КККМ С.М. Фокиным, Н.П. Макаровым, М.С. Баташевым и отрядом школьников средней общеобразовательной школы п. Усть-Кемь, руководителем которого является учитель истории И. О. Журавский. Финансовую помощь в организации экспедиции оказала администрация п. Усть-Кемь, а так же родители обучающихся, главным источником явились личные средства С.М. Фокина, И.О. Журавского.
Основные работы были сосредоточены на археологическом комплексе Чермянка и Паршино - 1.
Объект: Археологическое наследие Енисейского района
Предметом моей выпускной квалификационной работы являются программа дополнительного образования «Археология».
Целью работы является разработка и реализация программы дополнительного образования «Археология» с применением полученных практических навыков на территории памятников археологического наследия Енисейского района.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить археологическое наследие Енисейского района.
2. Найти, проанализировать и систематизировать информацию о возможности применения археологии в школьном дополнительном образовании.
3. Оценить перспективность дальнейших исследований на выявленных объектах археологии с возможностью проведения на них археологических лагерей.
4. Разработать программу дополнительного образования «Археология».
5. Реализовать программу дополнительного образования «Археология».
6. Представить результаты реализации программы дополнительного образования «Археология».
Источники. Основной источниковой базой исследования являются археологические материалы, выявленные в результате проведенных археологических раскопок, полевая документация (полевые дневники, альбомы, описи артефактов и др.), фото-, видеоматериалы. Так же были использованы статьи и публикации ведущих научных сотрудников, кандидатов исторических и этнографических наук Н.П. Макарова, С.М. Фокина, М.С. Баташева, посвящённые археологическим памятникам Красноярского края....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день Чермянский ансамбль и поселение Паришино являются самым северным археологическим комплексом на Енисее. Особенно актуальным становятся раскопки обнаруженного в сезоне 2017 г. средневекового могильника, первого для этого региона, что позволит значительно увеличить источниковедческую базу для реконструкции культурогенеза коренных малочисленных народов Енисейского Севера. Открытия нового археологического объекта «Паршино 1» Учитывая разнообразные находки и место выявления памятника дают нам основания предполагать, что выявленный объект перспективен для более тщательного археологического исследования с привлечением обучающихся по программе «Археология» в результате реализации которой:
- обучающиеся способны решать проблемы в деятельности через анализ и синтез (формулируют задачи и интерпретируют результаты археологического поиска);
- обучающиеся способны оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности (подбирают инструменты, необходимые для ведения раскопок и обработки их результатов);
- обучающиеся владеют способностью работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников (Выявляет в исторических источниках разных видов и типов информацию, значимую для ведения раскопок и интерпретации их результатов);
- обучающиеся способны работать в команде, представить результаты совместной работы, участвовать в дискуссии
- обучающиеся способны к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов могут работать в малых группах над решением конкретных задач по ведению раскопок и обработке их результатов;
- обучающиеся способны социально ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности, демонстрируют ответственное отношение ко вновь выявленным археологическим артефактам, самостоятельно осуществляет необходимые действия.

Результаты определяются через:
- отчеты по практике, которые являются документом обучающегося, отражающим, выполненную им работу во время практики (эспедиции), полученные им навыки и умения;
- отчет по практике может быть представлен в виде графической работы, фото- и видеоматериалов, получаемые в ходе прохождения практики и др.
- анализ карты инициативности и коммуникативности, которая заполняется руководителями практики после целенаправленно проведенных наблюдений за обучающимся в начале практики и после ее реализации по заранее разработанным критериям.
Апробирование результатов данной выпускной квалификационной работы производилось на базе МБОУ Усть-Кемская СОШ №10.
Результаты презентации образовательных результатов на площадках различного уровня:
Выступления на родительских собраниях в 4-10 классах
Выступление на школьном педсовете.
Неоднократное выступление на РМО дополнительного образования, РМО учителей истории.
Публикация в сборнике работ победителей регионального конкурса «Дети дома одного» 2020год.
Предоставлен гранд в размере 381 000 рублей и победа в конкурсе «Современный школьник 2.0.»
Признательность за вклад в изучение археологии Красноярским краевым краеведческим музеем. Выступление на конференции.
Репортажи в СМИ районного и регионального уровня.
Полученный опыт во время проведения археологической работы в области дополнительного образования дали положительные результаты для обучающихся. Выпускники успешно поступают в университеты по направлению история, также в летние полевые сезоны принимают участие уже в качестве археологов, где успешно демонстрируют полученный опыт. Обучающиеся по программе «Археология» успешно выступают на научно практических конференциях муниципального и регионального уровня, достигают успехов в олимпиадах и других конкурсах по данному направлению. Работы в данном направление будут продолжены, уже в июле 2022 года. Состоится очередная археологическая экспедиция на археологическом комплексе «Чермянка».



1. АбдуловТ.А., Базалийский В.И., Бердникова Н. Е., Ветров В. М., Горюнова О. И., Дзюбас С. А., Задонин О. В., Инешин Е. М., Титов А. В., Федоренко А. Б., Харинский А. В. Исследования Иркутского университета // АО 1986 года. – М.: 1988. –С.207-212.
2. Баташев М.С. Неизвестные страницы истории изучения камасинцев // Енисейская провинция. Вып. 1. – Красноярск, 2004. – С.23-33.
3. Блейнис Л.Ю. Новые данные к археологической карте Канского района// Памятники истории и культуры Красноярского края. – Вып. 1. – Красноярск, 1989 г. – С. 226 –235.
4. Бобров Л. А., Худяков Ю. С. Вооружение и тактика кочевников Центральной Азии и Южной Сибири в эпоху позднего Средневековья и раннего Нового времени (XV – первая половина XVIII в.). – СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2008. – 776с.
5. Вайцехович А.Г., Мандрыка П.В. Результаты археологической разведки Нижнего течения реки Ангары // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. – Томск: Изд-во ТГУ, 1992. – С. 129 –131.
6. Вдовин А. С. Археология в Канском краеведческом музее в начале ХХ в. // Древности Приенисейской Сибири. – Вып. 4. – Красноярск, 2005. – С.159-162.
7. Вдовин А.С., Макаров Н.П., Гуляева Н.П. Археологический кружок имени И.Т. Савенкова (1923–1926 годы) + CD-приложение (фотоматериалы). – Красноярск: КНУЦ, 2015. – 201с.
8. Выборнов А. В., Славинский В. С., Цыбанков А.А., Грачов И. А., Гревцов Ю. А., Журавков С. П., Лысенко Д. Н., Макаров Н. П., Марковский Г. И., Матвеев В. Е., Стасюк И. В., Томилова Е. А., Фокин С. М. Спасательные археологические раскопки под городом Канском в 2015 году // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. – Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2015. – Том XXI. – С. 571 –574.
9. Журавский И. О. Археологическая экспедиция, как способ воспитания гражданственности через социальные практики // «Дети дома одного». –Красноярск, 2020. – С. 56-65.
10. Макаров Н. П., Баташев М. С.. История и культура народов Севера Приенисейского края: Учебное пособие. – Красноярск: ООО ИПЦ «КаСС», 2007. – 240 с.
11. Макаров Н.П. Железный век и эпоха средневековья пещеры Еленева // Древности Приенисейской Сибири: сб. научн. тр. / отв. ред. П.В. Мандрыка. – Красноярск: Сиб. Федер. Ун-т, 2012. Вып. V. С. 19-30.
12. Фокин С. М. Поселение Каменка на Енисее // Древности Приенисейской Сибири. – Красноярск, 2013. Вып. VI. – С. 50-57.
13. Фокин С.М. Предварительные результаты археологического изучения Стрелковского археологического микрокомплекса // Красноярский край: прошлое, настоящее, будущее. Красноярск, 2009. Т. 1. – С. 164-167.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ