Только Word
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Биография и творчество Н.Ю. Абгарян в контексте современного литературного процесса…………………………………...………..6
1.1. Основные направления творчества Н.Ю. Абгарян………………….….6
1.2. Элементы поэтики деревенской прозы………………………………….8
Глава 2. Элементы поэтики деревенской прозы в романе Н.Ю. Абгарян «С неба упали три яблока»…………………………………………………...…….18
2.1. Поэтика художественного пространства…………………………….…..18
2.2. Система литературных персонажей……………………………...………20
2.3. Особенности быта…………………………………………………………25
2.3.1. Повседневные хозяйственные обязанности и досуг……………….….25
2.3.2. Традиционные армянские блюда…………………………………...…..28
2.4. Свадебные традиции………………………………………………...…….30
2.5. Похоронные и поминальные обряды………………………………..……31
2.6. Мифологизм………………………………………………………………..32
Выводы второй главы……………………………………………………..…35
Глава 3. Роман Н.Ю. Абгарян «Симон»: традиции и трансформации деревенской прозы…………………………………………………………….……..37
3.1. Поэтика художественного пространства…………………………….......37
3.2. Система литературных персонажей……………………………………...42
3.2.1. Женские образы………………………………………………….………42
3.2.2. Мужские образы…………………………………………………………47
3.2.3. Образ Симона…………………………………………………………….52
3.3. Приметы, обряды, обычаи……………………………………………..….54
3.4. Мифологизм………………………………………………………………..58
Выводы третьей главы………………………………….……………..……..60
Заключение…………………………………………………………………….63
Область педагогического применения……………………………………..67
Список использованной литературы……………………….………
Наринэ Абгарян стала известна в литературной среде после публикации автобиографической повести «Манюня». В дальнейшем автором были написаны трилогия о приключениях маленькой девочки и несколько романов и повестей. Писательница является обладательницей наград нескольких престижных премий, в том числе – премии «Ясная поляна», которую вручают авторам, несущим идеалы человеколюбия и нравственности.
Одной из отличительных особенностей произведений Наринэ Абгарян является наличие в них элементов поэтики деревенской прозы. В творчестве писательницы отражены особенности армянского провинциального быта, кухни, верований, фольклора и т.д. При этом свои произведения Н. Абгарян создает с учетом особенностей современности, в связи с чем в некоторых произведениях писательницы происходит трансформация методологии деревенской прозы.
Целью данной работы является выделение традиционных и трансформированных элементов поэтики деревенской прозы в романах Н. Абгарян «С неба упали три яблока» и «Симон» для использования полученных материалов на уроках внеклассного чтения. Исходя из данной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Определить место романов «С неба упали три яблока» и «Симон» в творчестве Наринэ Абгарян;
2. Рассмотреть ключевые элементы поэтики деревенской прозы;
3. Выделить характерные черты деревенской прозы в романах «С неба упали три яблока» и «Симон»;
4. Проанализировать элементы поэтики избранных романов на предмет традиции и трансформации деревенской прозы.
Объектом исследования являются романы Н. Абгарян «С неба упали три яблока» и «Симон». Предмет исследования – традиционные и трансформированные элементы поэтики деревенской прозы в обозначенных произведениях.
Актуальность исследования заключается в осмыслении художественного мира как отдельного автора, так и направления современной деревенской прозы в целом, которое творчеством Н. Абгарян «испытывается» на перспективность. Исследование позволяет выявить трансформацию принципиально значимых элементов поэтики деревенской прозы. Также материалы исследования могут быть использованы на уроках внеклассного чтения.
Новизна работы обусловлена отсутствием теоретических работ, направленных на изучение и анализ творчества Н. Абгарян в контексте современной традиционалистской прозы.
Написание дипломной работы включало следующие методы исследования:
Теоретические:
• анализ, заключающийся в разложении романов Н.Ю. Абгарян на составляющие, подразумеваемые теорией деревенской прозы (поэтика художественного пространства, система литературных персонажей, особенности изображения быта и т.д.) и описание каждой из них;
• классификация при выделении традиционных и трансформированных элементов деревенской прозы в произведениях Н. Абгарян;
Практические:
• описание, которое необходимо было использовать при характеристике произведений с точки зрения деревенской прозы;
• сравнение, заключающееся в выявлении подобий и различий между романами «С неба упали три яблока» и «Симон».
Методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых:
- в области осмысления методологии деревенской прозы – работы К. Партэ, Н.В. Ковтун, И.В. Новожеевой, Т.А. Никоновой, А.Ю. Большаковой, Н.С. Цветовой.
- в области изучения творчества Н.Ю. Абгарян – работы Зворыгиной П.Н. «Педагогический потенциал произведений Наринэ Абгарян» [Зворыгина, 2015], Кузьминых Е.О. «Пространственно-временные координаты художественного мира Н. Абгарян в сборнике рассказов "Дальше жить"» [Кузьминых, 2019], Ретивкиной О.М. «Ретро как один из способов организации межкультурной коммуникации в творчестве Н. Абгарян» [Ретивкина, 2018].
Обозначенные выше цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, одной теоретической и двух практических глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Творчество Наринэ Абгарян – важное явление в современном литературном процессе. Проза писательницы затрагивает множества важных и актуальных тем: взросление ребёнка, взаимоотношения поколений, судьба деревни, военные конфликты и т.д. При этом особое место в творчестве Н. Абгарян занимают произведения, в которых она продолжает литературные традиции писателей-деревенщиков и одновременно трансформирует их. В этом направлении знаковыми являются романы «С неба упали три яблока» и «Симон». Проанализировав данные романы на предмет традиции и трансформации методологии деревенской прозы, мы выделили в них следующие элементы поэтики:
Поэтика художественного пространства. Для деревенской прозы характерным и значимым локусом является деревня как место сохранения народного духа, традиций и нравственности. Деревня противопоставлена городу, который наделен характеристиками «чуждого» мира, где протекает иная, другая жизнь. Пространство дома в прозе писателей-деревенщиков отмечено чертами избранности и сакральности. В романе Н. Абгарян «С неба упали три яблока» все эти характеристики хронотопа сохраняются. Действие разворачивается в затухающей, заселенной преимущественно стариками деревне Маран. Для каждого из героев дом – сакральное место, в котором сосредоточены воспоминания о предках, традициях и счастливом прошлом. В ходе повествования всё указывает на скорое угасание Марана: умрут старики, и жить там будет некому. Однако рождение ребенка становится символом возрождения жизни.
В романе «Симон» локус переносится из деревни в небольшой провинциальный город. Однако сохраняется оппозиция с более широким топосом, в данном случае, – с такими крупными городами, как Ереван, Москва, Эчмиадзин. Следуя канонам деревенской прозы, автор изображает родной город с его недостатками более предпочтительным для героев, чем другие локусы с их обширными возможностями. Автор частично соблюдает традиции писателей-деревенщиков и при создании образа дома. В деревенской прозе дом – центр мироздания, средоточие крестьянской жизни. В романе Н. Абгарян «Симон» локус дома рассматривается неоднозначно. С одной стороны, он выписан автором в традиционном аспекте – как сакральное миропространство. Именно таким является дом для Сильвии, Софьи, Бениамина, Симона. С другой стороны, дом возникает в качестве пространства, в котором герои подвергаются насилию, разрушению. Именно таким является дом семьи Сусанны: он выглядит как заброшенный, его обитатели находятся в состоянии постоянного конфликта, который причиняет им страдания. Таким образом, топос дома в его традиционном осмыслении в творчестве Н. Абгарян не изживает себя, но трансформируется в сюжетной линии некоторых героев.
Система литературных персонажей. Для деревенской прозы характерны образы героев-праведников: самоотверженных, добрых и бескорыстных. Такие характеристики чаще всего даются женским персонажам: Матрёна из рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор», бабушка Катерина Петровна из ряда произведений В.П. Астафьева, знаменитые старухи В.Г. Распутина («Прощание с Матёрой, «Последний срок). Именно такими изображены женщины в романе «С неба упали три яблока».
В романе «Симон» отсутствуют важные в поэтике деревенской прозы «герои-праведники», выступающие в качестве хранителей традиций, родовой памяти и нравственных законов. Нравственность героев ставится под сомнение собственно фабулой: любовные отношения женщин с женатым мужчиной. Однако назвать героев безнравственными будет неправильным, так как они, скорее, амбивалентные, чем отрицательные. Каждая из героинь столкнулась с жизненным потрясением, которое привело её к замкнутости либо потере смысла жизни. Отношения с каменщиком Симоном для многих стали толчком к возвращению к полноценной жизни. И сам Симон к каждой героинь испытывал искренние чувства.
Традиционным в изображении женских образов является хозяйственность героинь: каждая умело выполняет домашние обязанностей, связанные с уборкой, готовкой, содержанием скота, воспитанием детей. Однако женщины в романе «Симон» реализуются не только в качестве жены и хранительницы домашнего очага – каждая из них работает и зарабатывает деньги. Такой тип женских персонажей является новаторским для деревенской прозы.
Мужские образы также подвергаются трансформации. Если у писателей-деревенщиков мужчины в большинстве случаев выступают защитниками и хранителями дома, его целостности и безопасности, то в романе «Симон» они настолько поглощены профессиональными обязанностями, что вспоминают о своих обязанностях хозяина доме только в случае природного несчастья. Таким образом трансформируя образы героев, автор демонстрирует смещение приоритетов современного человека в сторону профессиональной самореализации.....
1. Абгарян Н. Симон – М.: АСТ, 2021 – 349 с.
2. Абгарян Н. С неба упали три яблока – М.: АСТ, 2019 – 318с
3. Апухтина В.А. Современная советская проза. 60-70-е годы. - М., 1984 – С.92-99.
4. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы – М.: Наука, 1982 – 222 с.
5. Барабошина Н В. К методологическому обоснованию понятия «хронотоп» /Н.В. Барабошина// Вестник Оренбургского государственного университета. Теория и история культуры. – № 143, 2012 – С. 243-247.
6. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы– М., 1986 – 117 с.
7. Большакова А.Ю. Деревня как архетип: от Пушкина до Солженицына/ А. Ю. Большакова. – М.: Комитет Правительства Москвы, 1998 – 200 с.
8. Большакова А. Ю. Нация и менталитет: феномен «деревенской прозы» XX века – М.: Олимп, 2000 – 132 с.
9. Борев Ю.Б. «Крестьянский реализм» (деревенская проза)//Теория литературы: В 4 т. Т. IV. Литературный процесс – М.: АСТ, 2001 – С. 418—419.
10. Борев Ю.Б. Хронотоп. Эстетика. Теория литературы: энциклопедический словарь терминов. – М.: Астрель: АСТ, 2003 – 574 с.
11. Васильев В.К. Сюжетная типология русской литературы XI-XX веков (Архетипы русской культуры) / В. К. Васильев. – Красноярск: КрасГУ, 2006 – 243 с.
12. Гей Н.К. Время и пространство в структуре произведения / Н. К. Гей// Контекст-74: литературно-теоретические исследования. – М.: Наука, 1975 – С. 213-228.
13. Гинзбург Л.Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. – Л.:Советский писатель, 1979 – 224 с.
14. Гончарова Н.Ю. Общетеоретические основы изучения понятия «образ» / Н. Ю. Гончарова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012 – Т. 3. – № 2. – С. 33-37.
15. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. Методологические очерки о методике / Г. А. Гуковский. – Тула: Автограф, 2000 – 224 с.
16. Есин А.Б. Время и пространство / А. Б. Есин // Литературовед...41