Только Word
Введение……………………………………………………………………………
3
Глава1. Теоретические аспекты обучения плаванию детей дошкольного возраста
7
1.1 Воспитательное, прикладное и оздоровительное значение плавания .
7
1.2 Особенности развития детей дошкольного возраста……….................
1.2.1. Психическое развитие детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...
10
1.2.2. Физическое развитие детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………..
16
Глава 2. Организация и методы исследования ……………………….…..………...
20
2.1Организация исследования …………….…...............................................
20
2.2 Методы исследования………….................................................................
20
Глава 3. Экспериментальная работа …………….…………………………………
25
3.1. Разработка и реализация программы по обучению плаванию детей дошкольного возраста путем игрового метода………………………..
25
3.2. Обсуждение результатов исследования…………………………………
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………...………………………………………….……......
35
Список используемой литературы……………………………….……..
37
ПриложениЕ……………………………………………………………….…........
41
Классическая методика обучения плаванию детей дошкольного возраста не в полной мере учитывает эмоционально-возрастные потребности детей. В связи с этим возникает актуальность поиска новой методики по обучению плаванию на основе игровых комплексов упражнений, которые будут способствовать более быстрому и эффективному обучению плаванию, так как в младшем и дошкольном возрасте основной формой обучения выступает игра, построенная на знакомых ребенку образах и ситуациях.
Для того, что бы уверенно и комфортно находиться в водной среде, не обязательно владеть незаурядными способностями, но, тем не менее, ежегодно происходят несчастные случаи на воде – утопления, а самыми уязвимыми людьми в данной проблеме являются дети. В связи с этим, массовому обучению плаванию уделяется большое внимание среди обучающихся школ, высших учебных заведений и учреждений среднего профессионального образования, в которых эта спортивная дисциплина обязательно включена в каждую учебную программу по физическому воспитанию, а для детей младшего и дошкольного возраста с каждым днем открывается большое количество частных бассейнов. Также плавание является обязательным разделом спортивно-массовой работы в летних спортивно-оздоровительных лагерях для школьников разных возрастов.
«Вода - ваш друг ... вам не нужно сражаться с водой, вам нужно только разделить тот же дух, и тогда он позволит вам двигаться» - Александр Попов.
Как правило, при составлении рабочей программы по обучению плаванию учитываются такие факторы как возрастные особенности, уровень подготовки обучающегося и возможности здоровья. На данный момент существует большое количество программ и методик для детей разных возрастов, разработанных тренерами, педагогами, докторами. Они делали выборку упражнений, определяли их дозировку, устанавливали порядок выполнения и даже по-разному трактовали и соблюдали технику безопасности в своей работе. По этой причине у авторов методик и их последователей ни раз возникали споры касательно того или иного видения обучения плаванию и подхода к нему. У современных преподавателей есть возможность разработать свою методику обучения, следовать какой-либо одной ранее созданной, либо совмещать в своей работе разные приёмы из разных программ.
В современных реалиях плавание набирает всё большую популярность, как среди взрослых, так и среди детей. Также широко распространено грудничковое плавание, в которое с каждым днём всё больше родителей отдают своих детей, начиная уже с первого месяца жизни. Занятия по плаванию для людей стали доступнее, открываются новые бассейны, разрабатывается много методик преподавания, а пропаганда здорового образа жизни стремительно растёт. Компетентный преподаватель и правильно выстроенная программа занятий на воде позволяют человеку, а тем более ребёнку раскрыть свой потенциал, адаптироваться в новой среде, развить морально-волевые качества. Также занятия в воде являются хорошей профилактикой респираторных заболеваний, способствуют закаливанию организма, укреплению нервной системы и гармоничному развитию. Нет необходимости доказывать, что умение плавать может оградить человека от несчастного случая не только на открытой воде (в некоторых случаях и в бассейне), даже если он сумеет проплывать хотя бы небольшое расстояние. Так же хотелось бы отметить, что навык, приобретенный в детстве, умения плавать сохраняется на всю жизнь.
На основе вышесказанного можно сказать, что тема обучения плаванию детей дошкольного возрастана основе игрового метода является актуальной во все времена и требует более детального рассмотрения....
1. При анализе накопленного в теории и практике опыта по проблеме исследования выявлено, что у детей в дошкольном возрасте в сфере психического и физического развития происходят значительные изменения.
Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. Наиболее эффективным способом освоения дошкольником различных сфер деятельности и формирования целей выступает игровая методика обучения, которая в свою очередь стимулирует познавательную активность детей, мотивирует их к дальнейшей трудовой и обучающей деятельности, позволяет использовать свой жизненный опыт, помогает усилить концентрацию внимания как во время обучения, так и в бытовых ситуациях.
2. В ходе исследования была разработана обучающая программа по плаванию на основе игрового метода для детей дошкольного возраста. Программа включает в себя упражнения на развитие ловкости, обучение правильному положению тела в воде, технике плавания, правильному дыханию, ныряния с борта, а также развитие памяти и внимания. Также программа подразумевает непосредственное нахождение тренера в воде, рядом с учеником и обучение с редким применением плавательного инвентаря, такого как нудл, доска и тд. В результате применения данной программы на практике уровень плавательных способностей у экспериментальной группы значительно вырос, по сравнению с контрольной.
3. Эффективность применения разработанной программы по обучению плаванию детей дошкольного возраста на основе игрового метода доказывает, что ее можно применять во внеучебной деятельности. Результаты научного эксперимента демонстрируют высокий процент показателей во всех тестах у экспериментальной группы. Упражнение «Хомячок» показало прирост на 44,4 %, «Водолаз» на 44,8%, попеременная работа ног улучшилась на 88,2%, а заплыв на дистанцию 7 метров стал результативнее ровно на 75%. Сравнив данные контрольной и экспериментальной группы посредством математической статистики, гипотеза исследования полностью подтверждается.
1. Авдиенко В.Б., Солопов И. Н. Искусство тренировки пловца. Книга тренера : Издательство «ИТРК», 2019.
2. Безруких М. М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
3. Булгакова, Н. Ж. Лечебная и адаптивная физическая культура. Плавание : учеб.пособие для СПО / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, О. И. Попов, Т. С. Морозова ; под ред. Н. Ж. Булгаковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 401 с. — (Серия : Профессиональное образование).
4. Викулов А.Д. В43 Плавание : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Викулов.— М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. —367 с.
5. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие / Казань, КФУ, 2013. - 166 с.
6. Григорьев О.А. Физическое воспитание в дошкольных учреждениях : учебное пособие / О.А. Григорьев, Н.А. Карлова, Ю.Г. Черных. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 91 с.
7. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
8. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.: ил.
9. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании : электронное учеб.-метод. Пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2015.
10. Если хочешь сильным быть : рек.список худож. лит. о спорте для детей сред. и ст. шк. возраста / ГБУК «Сахалин. обл. дет. б-ка» ; сост. Л. В. Технерядова. – Южно-Сахалинск, 2018. – 36 с.
11. Завьялова, Т. П. Теория и методика физического воспитания дошкольников : учеб.пособие для академического бакалавриата / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева — 2-е изд. — Тюменский государственный университет. — М. : Издательство Юрайт, 2019 — 350 с. — (Серия : Университеты России).
12. Зайцев В.С. Игровые технологии в профессиональном образовании : учебно-методическое пособие. – Челябинск : Издательство «Библиотека А. Миллера», 2019. - 23 с.
13. Капилевич Л.В. К 202 Здоровье и здоровый образ жизни: учебное пособие / Л.В.Капилевич, В.И.Андреев – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 102 с.
14. Комаровский Е. О. Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников / Е. О. Комаровский — «Эксмо», 2015 — (Библиотека доктора Комаровского).
15. Лисицкая, Т. С.Физическая культура : 1 класс : методическое пособие /Т. C. Лисицкая, Л. А. Новикова. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дро-фа ; Астрель, 2018. — 112 с. — (Российский учебник)....33