Только Word
Введение (актуальность, объект и предмет исследования, цель)………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы исследования реабилитации нарушений осанки как одна из основных проблем адаптивной физической культуры.
1.1. Характеристика понятия «осанка» и возрастные особенности ее формирования у человека. ……………………………………………………..6
1.2. Виды нарушений осанки и их влияние на двигательные способности человека………………………………………………………………………….11
1.3.Организационно-методические основы адаптивной физической культуры при нарушении осанки………………………………………………………….18
1.4. Плавание как средство реабилитации при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата (влияние плавания на организм человека, оздоровительное и лечебное плавание)………………………………………………..24
Глава 2. Организация и методы исследования.
2.1.Организация и этапы исследования……………………………………....30
2.2.Методы исследования. …………………………………………………….32
2.3. Разработка и обоснование комплекса физических упражнений для реабилитации детей среднего школьного возраста с нарушением осанки средствами плавания……………………………………………………………46
Глава 3. Результаты исследования и их анализ.
3.1.Анализ результатов на констатирующем этапе исследования…………..47
3.2.Анализ результатов на заключительном этапе исследования…………...49
Выводы по главе. .......................................................................................51
Общее заключение по работе. …………………..………...........................52
Общие выводы по работе……………………………………………………55
Список использованных источников литературы………………………57
Приложения ……………………………………………………………………61
Сколиоз является одним из самых распространенных ортопедических заболеваний, частота которого, по данным разных авторов, колеблется в значительных пределах - от 0,5 до 20 %. Столь значительные колебания показателей распространённости сколиоза обусловлены тем, что нарушения осанки во фронтальной плоскости часто диагностируют как сколиоз [3, 12].
Установлено, что у 86 % детей школьного возраста выявляются симптомы, указывающие на наличие нарушений в позвоночнике. На протяжении жизни у одних эти симптомы исчезают, у других трансформируются в сколиоз, кифоз, нарушение осанки [2, 8].
Наиболее быстрое прогрессирование искривления при сколиозе отмечается в период интенсивного биологического роста: у девочек в возрасте 7-8 и 11-13 лет, у мальчиков в 8-10 и 13-15 лет. Ряд исследователей указывает на то, что сколиоз среди девочек встречается в 2,5 раза чаще, чем среди мальчиков. Установлено, что заболевания сколиозом имеют различные процентные соотношения по их развитию. Так в 52 % случаев сколиозы стабильны (не прогрессируют), в 40 % - медленно прогрессируют и в 8 % - прогрессируют быстро [12, 19].
При изучении проблемы устранения сколиоза средствами адаптивной физической культуры нами было выявлено, что при этом используются различные средства, формы и методы. Среди них плавание является одним из наиболее распространенных средств корректировки сколиоза. Водная среда, в силу физических свойств, способствует снижению нагрузки на позвоночник, что позволяет выполнять значительно больший объем физических упражнений со сложной биомеханической структурой по отношению занятиям в спортивном зале [33, 36].
В тоже время нами было установлено, что изучению использования плавания, как средства исправления сколиоза у детей и подростков, уделяется недостаточное внимание, особенно в подборе физических упражнений с учетом уровня развития индивидуальных анатомо-физиологических показателей и двигательных способностей. Это и явилось основанием для выбора нами темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей с нарушениями осанки.
Предмет исследования: реабилитация детей среднего школьного возраста с нарушением осанки средствами плавания.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и апробировать комплекс физических упражнений для реабилитации детей среднего школьного возраста с нарушением осанки средствами плавания.
Задачи исследования:
1.Теоретический анализ состояния исследования проблемы реабилитации детей среднего школьного возраста с нарушением осанки.
2. Опытно - экспериментальным путем выявить эффективность реабилитации детей в возрасте 11-15 лет с нарушениями осанки средствами плавания.
3. Разработать комплекс средств оздоровительных форм физической культуры для детей среднего школьного возраста с нарушениями осанки при занятиях плаванием и методические рекомендации по его использованию.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование в практической деятельности разработанного нами комплекса средств оздоровительных форм физической культуры с учетом анатомо-физиологического и физического развития детей среднего школьного возраста с нарушением осанки будет способствовать ускорению процесса реабилитации, повышению функциональных возможностей организма и физической работоспособности.....
Проведенный в рамках выпускной квалификационной работы по исследуемой проблеме теоретический анализ научно – методической литературы свидетельствует о том, что проблеме использования средств адаптивной физической культуры для коррекции осанки у детей среднего школьного уделяется большое внимание. При этом используются разнообразные формы, методы и средства, направленные на устранение выявленных нарушений осанки.
Это связано с тем, что у 86 % детей школьного возраста выявляются симптомы, указывающие на наличие нарушений в позвоночнике. На протяжении жизни у одних эти симптомы исчезают, у других трансформируются в сколиоз, кифоз, нарушение осанки. Наиболее быстрое прогрессирование искривления при сколиозе отмечается в период интенсивного биологического роста: у девочек в возрасте 7-8 и 11-13 лет, у мальчиков в 8-10 и 13-15 лет. Ряд исследователей указывает на то, что сколиоз среди девочек встречается в 2,5 раза чаще, чем среди мальчиков. Установлено, что заболевания сколиозом имеют различные процентные соотношения по их развитию. Так в 52 % случаев сколиозы стабильны (не прогрессируют), в 40 % - медленно прогрессируют и в 8 % - прогрессируют быстро.
Среди разнообразных средств коррекции осанки у детей среднего школьного возраста используется плавание. Движения, при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой выполнения, динамичностью. В циклах плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, что создает благоприятные условия для устранения имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детский организм, позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени. В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма.
При плавании активно развиваются дыхательная мускулатура и органы дыхания за счет преодоления давления и сопротивления воды при вдохе и выдохе. Температура воды и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему занимающихся плаванием.
При плавании позвоночник полностью разгружается от силы тяжести тела и принимает наиболее вытянутую форму. В работе участвуют практически все группы мышц, что создает оптимальные условия для формирования мышечного корсета, который на суше поддерживает вытянутый во время плавания позвоночник. Наиболее рациональным исходным положением для развития и укрепления мышц туловища является такое, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночника по оси и исключается влияние мышц на угол наклона таза. Такие исходные положения способствуют выпрямлению позвоночника, позволяют симметрично располагать тело и избирательно укреплять мышцы спины и брюшного пресса.
В комплексной программе физической реабилитации детей с нарушениями осанки лечебно-оздоровительное плавание является максимально эффективным средством по сравнению с другими средствами. В условиях гидростатической невесомости и горизонтального положения тела в воде позвоночник разгружается от веса тела. Равномерное и симметричное распределение нагрузки на все группы мышц, при этом «рабочая поза пловца» способствуют формированию мышечного корсета и формированию правильной осанки.
Таким образом, лечебное плавание способствует приобретению навыка правильной осанки, коррекции искривления позвоночника, развитию правильного дыхания, увеличению силы мышц, улучшению функции кардиореспираторной системы и закаливанию организма детей. Однако, при этом следует отметить, что наибольший коррекционный эффект в исправлении осанки дает комплексный подход, при котором лечебному плаванию предшествует выполнение комплекса специальных упражнений на суше. В частности, в нашем эксперименте высокий эффект был получен при сочетании плавания с различными по структуре упражнениями взятыми из ритмической гимнастики.
1. Абальмасова Е.А. Юношеская форма остеохондроза / Е.А. Абальмасова, O.A. Малахов // Ортопед ... дис. канд. мед. наук: 14.00.22. -М., 2000. 23 с.
2. Адаптивная физическая культура в системе специального образования: проблемы, перспективы развития//Материалы международной конференции/Под ред. Л. В. Шапковой, Л. Н. Ростомашвили. - СПб. -ИСПиП, 2009. - 119 с.
3. Аксенова О.Э., Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. М.: Советский спорт, 2004, 296 с.
4. Ахмадеева Э.Н., Амирова В.Р., Брюханова О.А. Клиническое обследование и этапы диагностического поиска /Учебное пособие. - Уфа, 2008.- 92 с.
5. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 21-26, 39-40.
6. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / под ред. О.Г. Газенко. Москва: Наука, 1990.
7. Бородич Л.А. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков: Кн. для учителей: Из опыта работы / Л.А. Бородич, Р.Д. Назарова М.: Просвещение, 1988.
8. Быховская И.М. Обучение коммуникации: ресурсы неспециализированного образования // Антропология субъективности и мир современной коммуникации. М., 2010. С. 212 - 234.
9. Верхошанский Ю.В. Теория и практика физической культуры. М: ФиС, 1993.-291с.
10. Ветрова И.В. Учебное пособие «Гимнастика с методикой преподавания в адаптивной физической культуре», КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск, 2014 г. с. 494.
11. Выдрин В.М. Перестройка в области физической культуры (Проблемы и пути) //Теория и практика физической культуры. 1987, № 8, с. 22-25.
12. Евсеев С. П., Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: «Спорт», 2016, с. 208.
13. Еникеева З.М. Факторы риска развития органных нарушений у детей со сколиозом. Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье».
14. Железняк Ю.Д. Методика обучения физической культуре: учебник для студ. учреждений высш. образования / Ю.Д.Железняк, И.В.Кулишенко, Е.В.Крякина; под ред. Ю.Д.Железняка. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 256 с.
15. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 264 с....44