Только Word
Аннотация диссертации на соискание степени магистра ……………………….4
Введение…………………………………………………………………………….7
Глава 1. История современного состояния изучения взаимосвязи языка и мышления……………………………………………………………………..........18
1.1. Изучение взаимосвязи языка и мышления в науках социогуманитарного спектра……………………………………………………………………….18
1.2. Изучение взаимосвязи языка и мышления в лингвистике………………..25
1.3. Методы изучения концепта в языкознании………………………………..33
1.4. Языковые средства реализации когнитивно-ментальной сферы в текстах………………………………………………………………………..36
Глава 2. Лингвоспецифические и лингвопрагматические аспекты когнитивно-ментальной сферы, представленной в текстах Л.Е. Улицкой……………………40
2.1. Взаимосвязь высших когнитивно-ментальных функций и сознания общества. Теория фреймов…………………………………………………………40
2.2. Концептуальные значения репрезентантов когнитивно-ментальной сферы в текстах Л.Е. Улицкой………………………………………………………………45
2.3.Особенности языка и стиля Л.Е. Улицкой сквозь призму лингвопрагматики, лингвокогнитивистики и лингвоаксиологии……………………………………..56
2.4. Индивидуально-авторская языковая реализация когнитивно-ментальной сферы в контексте эстетических постулатов нового сентиментализма……………………………………………………………………61
Глава 3. Изучение языковой реализации когнитивно-ментальной сферы как материал для разработки методического сопровождения уроков русского языка…………………………………………………………………………………68
3.1. Обоснование целесообразности рассмотрения специфики языковой реализации когнитивно-ментальной сферы на уроках русского языка…………68
3.2. Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса по русскому языку «Составляющие эффективной коммуникации» для обучающихся 9-ых классов………………………………………………………...72
3.3. Содержание элективного курса по русскому языку «Составляющие эффективной коммуникации» для обучающихся 9-ых классов…………………77
3.4. Учебно-тематический план элективного курса «Составляющие эффективной коммуникации»……………………………………………………...80
3.5. Литература, рекомендуемая к использованию в процессе реализации программы элективного курса «Составляющие эффективной коммуникации»……………………………………………………………………..81
Заключение………………………………………………………………………….83
Список литературы…………………………………………………………………92
Источники материала исследования………………………………………………99
Процессы мыслительной деятельности человека, а также вербализация и восприятие оных участниками речевых актов формируют актуальный лингвистический дискурс. Интерес ученых к обозначенным процессам обусловлен активным развитием парадигмы лингвокогнитивных исследований на современном этапе развития науки. С конца XX века и по настоящее время лингвистика, выйдя за рамки изучения сугубо языковых единиц и явлений, расширяет горизонты исследований, в том числе за счет выявления специфики мышления. А
Хотя мышление не тождественно речи, поскольку мыслительный процесс содержит в себе как речевую, так и неречевую фазу действия, связанную, в первую очередь, с накоплением сенсорной и образной информации, все же в процессе мышления происходит постоянная корреляция предметного и речевого компонентов, реализующаяся за счет взаимосвязи двух сигнальных систем: первой — предметной, и второй — речевой.
Изучение мышления и его взаимосвязи с языком и речью служит глобальной задаче постижения человека. Основная роль языка состоит в выражении мыслительной деятельности человека, что включает его языковое поведение в процесс информирования участников речевого акта об окружающем мире. Современные лингвистические исследования проявляют больший интерес к связности мыслительной, нежели собственно текстовой.
Невзирая на давность существования и мышления, и языка, на успехи наук, изучающих эти явление по отдельности и в совокупности, полное понимание процессов мышления и их оязыковления остается не достигнутым. Диалектическая простота и, одновременно, чрезвычайная сложность исследований подобного рода обусловлены, с одной стороны, тем, что для понимания мыслительной активности мозга существует речь, но, с другой, она не конгруэнтна мышлению, субъективна и зависит от множества разнообразных факторов, как внешних, так и внутренних. Таким образом, совершенно справедливым представляется высказывание Ноама Хомского: «Язык — это средство отражения мышления, но он не является моделью сознания»[Хомский, 1972, с. 9].
Особенности языковой репрезентации мыслительного процесса писателей, отраженные на страницах их произведений, вызывают живой интерес лингвистов. Поскольку когнитивная деятельность всегда разворачивается в определенном культурном контексте, и, следовательно, сопровождается процессом формирования уникальных структур сознания, репрезентация данных структурных позиций писателем как «авторитетом мысли» приобретает колоссальное значение для исследователей социогуманитарного спектра наук.
В число крупнейших мыслителей актуальной отечественной литературы давно вошло имя Людмилы Евгеньевны Улицкой, писательницы, выступающей апологетом чувствам и чувствительности человека рубежа XX – XXI столетий, находящегося на разломе эпох, переживающего трансформацию, буквально «перестройку» казавшихся незыблемыми нравственных идеалов, установок, ориентиров. В своих произведениях автор уделяет особое внимание когнитивно-ментальным особенностям персонажей, что делает изучение творчества Л.Е. Улицкой в рамках когнитивной лингвистики обоснованным и продуктивным.
Отметим, что исследований реализации когнитивного аспекта в текстах рассматриваемого автора немного, поэтому язык художественных произведений Л.Е. Улицкой представляется нам малоизученным. В нашем исследовании предпринята попытка хотя бы частично восполнить указанные пробелы в изучении творчества Л.Е. Улицкой....
Интенсивное развитие лингвистического учения обусловливает проявление живого интереса к проблемам, лежащим на стыке языкознания и неязыковых социогуманитарных дисциплин: социологии, психологии, философии. Одной из актуальных проблем языкознания остается вопрос соотношения языка и мышления.
Установлено, что языковая система, являясь значимым элементом культуры, не может не оказывать влияние на мышление и специфику познавательной деятельности индивида. Особый интерес представляют те когнитивно-ментальные явления, которые имеют обозначения в тезаурусе отдельно взятого языка, способны быть полноценно выраженными им. Из этого следует факт, что размышление, конкретизация, обобщение, мотивация, принятие решений – отражение лингвистического знания языковой личности.
Появившиеся в конце ХХ века новые отрасли лингвистического знания позволилиученым рассматривать мышление с точки зрения эволюции, культурологи и лингвокультурологии. Различие культур, дискурсов, видов деятельности, ситуаций и языков обусловливает гетерогенность мышления. Успехи ряда гуманитарных наук, в частности психологии, социологии, сумевших показать разграничение процессов психической деятельности, дали лингвистике возможность классифицировать глагольную лексику чувства, восприятия, мышления, сознания, ощущения, внимания, знания, памяти и другие.
На современном этапе развития языкознания ученые определяют мышление как вербализованный, речемыслительный процесс. Лингвистами были осмыслены такие понятия как «значение», «смысл», «мысль», а также процессы восприятия мышления, формирования и формулирования высказывания, память, внимание, познание, мнение, основными средствами выражения которых становятся единицы языка (фреймы, концепты, сценарии, скрипты и тому подобное).
Лингвокогнитивистика и лингвокультурология оперируют преимущественно концептом – вербализованной языковой единицей, характеризующейся соположением множества понятий и смыслов. Мысль и мышление, по природе своей являющиеся явлениями процессуальными, образуют своеобразные концептуальные системы человеческого сознания, основными когнитивно-ментальными операциями которого являются опосредование, сравнение, расчленение, воссоединение, обобщение, мотивация, накоплениеи конкретизация информации.
Мы не считаем возможным разграничение собственно мышления и мыслительного процесса, поскольку оба этих явления – не статичны: и мышление, и мыслительный процесс относятся к континуальности, к области перформативности, активного действия. Рассматривая мыслительную активность индивида как когнитивно-ментальную сферу, мы считаем значимым для актуальной лингвистики изучение совокупности познавательной и рече-мыслительной деятельности. По нашему мнению, только комплексное рассмотрение языковой реализации сознательного и бессознательного мышления может служить основанием для описания особенностей идиостиля языковой личности или группы.....
. Александрова О.В. Когнитивно-дискурсивная парадигма в изучении языка / О.В. Александрова // Филология как средоточие знаний о мире: Сб. науч. тр. М.: Просвещение-Юг, 2008. С. 117–120.
2. Алефиренко Н.Ф. К проблеме дискурсивно-текстового универсума культуры / Н.Ф. Алефиренко // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. проф. А.А. Ворожбитовой. Сочи, 2002, вып. 1. С. 5–12.
3. Апресян Ю.Д. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Ю.Д. Апресян. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 511 с.
4. Арутюнова Н.Д. Прагматика / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 389–390.
5. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.: АСТ, 2007. 400 с.
6. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекции по английской филологии / Н.Н. Болдырев. Тамбов: Изд-во Тамбов. ун-та, 2001. 123 с.
7. Бондарева Е.П. Актуализация концепта мысль в русской языковой картине мира: дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / Бондарева Евгения Петровна. Кемерово, 2005. 211 с.
8. Брушлинский А.В.О взаимосвязях процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспектов мышления / А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова // Психологические исследования познавательных процессов и личности. – М.: Наука, 1983, №2. С. 41 – 53.
9. Букал И.С.Нарративные стратегии в романе Л. Улицкой «казус Кукоцкого» / И.С. Букал // Сибирский филологический форум. Красноярск: изд-во КГПУ им. В.П. Астафьева, 2020, том 11, №3. С. 65 – 72.
10. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Рус. яз. и лит.". М.: Просвещение, 1992. 511 с.
11. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер; под общ. ред. А.В. Либина. М.: Смысл, 1998. 85 с.
12. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. 656 с.
13. ВитгенштейнЛ. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. 612 с.
14. Воркачев С.Г. Методологические основания лингвоконцептологии // Теоретическая и прикладная лингвистика. Аспекты метакоммуникативной деятельности. Воронеж, 2003, выпуск 3. С. 79 – 95.
15.Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.....69