Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковая реализация когнитивно-ментальной сферы в текстах Л.Е. Улицкой

Работа №152440

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

языкознание

Объем работы99
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Аннотация диссертации на соискание степени магистра ……………………….4
Введение…………………………………………………………………………….7
Глава 1. История современного состояния изучения взаимосвязи языка и мышления……………………………………………………………………..........18
1.1. Изучение взаимосвязи языка и мышления в науках социогуманитарного спектра……………………………………………………………………….18
1.2. Изучение взаимосвязи языка и мышления в лингвистике………………..25
1.3. Методы изучения концепта в языкознании………………………………..33
1.4. Языковые средства реализации когнитивно-ментальной сферы в текстах………………………………………………………………………..36
Глава 2. Лингвоспецифические и лингвопрагматические аспекты когнитивно-ментальной сферы, представленной в текстах Л.Е. Улицкой……………………40
2.1. Взаимосвязь высших когнитивно-ментальных функций и сознания общества. Теория фреймов…………………………………………………………40
2.2. Концептуальные значения репрезентантов когнитивно-ментальной сферы в текстах Л.Е. Улицкой………………………………………………………………45
2.3.Особенности языка и стиля Л.Е. Улицкой сквозь призму лингвопрагматики, лингвокогнитивистики и лингвоаксиологии……………………………………..56
2.4. Индивидуально-авторская языковая реализация когнитивно-ментальной сферы в контексте эстетических постулатов нового сентиментализма……………………………………………………………………61
Глава 3. Изучение языковой реализации когнитивно-ментальной сферы как материал для разработки методического сопровождения уроков русского языка…………………………………………………………………………………68
3.1. Обоснование целесообразности рассмотрения специфики языковой реализации когнитивно-ментальной сферы на уроках русского языка…………68
3.2. Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса по русскому языку «Составляющие эффективной коммуникации» для обучающихся 9-ых классов………………………………………………………...72
3.3. Содержание элективного курса по русскому языку «Составляющие эффективной коммуникации» для обучающихся 9-ых классов…………………77
3.4. Учебно-тематический план элективного курса «Составляющие эффективной коммуникации»……………………………………………………...80
3.5. Литература, рекомендуемая к использованию в процессе реализации программы элективного курса «Составляющие эффективной коммуникации»……………………………………………………………………..81
Заключение………………………………………………………………………….83
Список литературы…………………………………………………………………92
Источники материала исследования………………………………………………99

Процессы мыслительной деятельности человека, а также вербализация и восприятие оных участниками речевых актов формируют актуальный лингвистический дискурс. Интерес ученых к обозначенным процессам обусловлен активным развитием парадигмы лингвокогнитивных исследований на современном этапе развития науки. С конца XX века и по настоящее время лингвистика, выйдя за рамки изучения сугубо языковых единиц и явлений, расширяет горизонты исследований, в том числе за счет выявления специфики мышления. А
Хотя мышление не тождественно речи, поскольку мыслительный процесс содержит в себе как речевую, так и неречевую фазу действия, связанную, в первую очередь, с накоплением сенсорной и образной информации, все же в процессе мышления происходит постоянная корреляция предметного и речевого компонентов, реализующаяся за счет взаимосвязи двух сигнальных систем: первой — предметной, и второй — речевой.
Изучение мышления и его взаимосвязи с языком и речью служит глобальной задаче постижения человека. Основная роль языка состоит в выражении мыслительной деятельности человека, что включает его языковое поведение в процесс информирования участников речевого акта об окружающем мире. Современные лингвистические исследования проявляют больший интерес к связности мыслительной, нежели собственно текстовой.
Невзирая на давность существования и мышления, и языка, на успехи наук, изучающих эти явление по отдельности и в совокупности, полное понимание процессов мышления и их оязыковления остается не достигнутым. Диалектическая простота и, одновременно, чрезвычайная сложность исследований подобного рода обусловлены, с одной стороны, тем, что для понимания мыслительной активности мозга существует речь, но, с другой, она не конгруэнтна мышлению, субъективна и зависит от множества разнообразных факторов, как внешних, так и внутренних. Таким образом, совершенно справедливым представляется высказывание Ноама Хомского: «Язык — это средство отражения мышления, но он не является моделью сознания»[Хомский, 1972, с. 9].
Особенности языковой репрезентации мыслительного процесса писателей, отраженные на страницах их произведений, вызывают живой интерес лингвистов. Поскольку когнитивная деятельность всегда разворачивается в определенном культурном контексте, и, следовательно, сопровождается процессом формирования уникальных структур сознания, репрезентация данных структурных позиций писателем как «авторитетом мысли» приобретает колоссальное значение для исследователей социогуманитарного спектра наук.
В число крупнейших мыслителей актуальной отечественной литературы давно вошло имя Людмилы Евгеньевны Улицкой, писательницы, выступающей апологетом чувствам и чувствительности человека рубежа XX – XXI столетий, находящегося на разломе эпох, переживающего трансформацию, буквально «перестройку» казавшихся незыблемыми нравственных идеалов, установок, ориентиров. В своих произведениях автор уделяет особое внимание когнитивно-ментальным особенностям персонажей, что делает изучение творчества Л.Е. Улицкой в рамках когнитивной лингвистики обоснованным и продуктивным.
Отметим, что исследований реализации когнитивного аспекта в текстах рассматриваемого автора немного, поэтому язык художественных произведений Л.Е. Улицкой представляется нам малоизученным. В нашем исследовании предпринята попытка хотя бы частично восполнить указанные пробелы в изучении творчества Л.Е. Улицкой....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Интенсивное развитие лингвистического учения обусловливает проявление живого интереса к проблемам, лежащим на стыке языкознания и неязыковых социогуманитарных дисциплин: социологии, психологии, философии. Одной из актуальных проблем языкознания остается вопрос соотношения языка и мышления.
Установлено, что языковая система, являясь значимым элементом культуры, не может не оказывать влияние на мышление и специфику познавательной деятельности индивида. Особый интерес представляют те когнитивно-ментальные явления, которые имеют обозначения в тезаурусе отдельно взятого языка, способны быть полноценно выраженными им. Из этого следует факт, что размышление, конкретизация, обобщение, мотивация, принятие решений – отражение лингвистического знания языковой личности.
Появившиеся в конце ХХ века новые отрасли лингвистического знания позволилиученым рассматривать мышление с точки зрения эволюции, культурологи и лингвокультурологии. Различие культур, дискурсов, видов деятельности, ситуаций и языков обусловливает гетерогенность мышления. Успехи ряда гуманитарных наук, в частности психологии, социологии, сумевших показать разграничение процессов психической деятельности, дали лингвистике возможность классифицировать глагольную лексику чувства, восприятия, мышления, сознания, ощущения, внимания, знания, памяти и другие.
На современном этапе развития языкознания ученые определяют мышление как вербализованный, речемыслительный процесс. Лингвистами были осмыслены такие понятия как «значение», «смысл», «мысль», а также процессы восприятия мышления, формирования и формулирования высказывания, память, внимание, познание, мнение, основными средствами выражения которых становятся единицы языка (фреймы, концепты, сценарии, скрипты и тому подобное).
Лингвокогнитивистика и лингвокультурология оперируют преимущественно концептом – вербализованной языковой единицей, характеризующейся соположением множества понятий и смыслов. Мысль и мышление, по природе своей являющиеся явлениями процессуальными, образуют своеобразные концептуальные системы человеческого сознания, основными когнитивно-ментальными операциями которого являются опосредование, сравнение, расчленение, воссоединение, обобщение, мотивация, накоплениеи конкретизация информации.
Мы не считаем возможным разграничение собственно мышления и мыслительного процесса, поскольку оба этих явления – не статичны: и мышление, и мыслительный процесс относятся к континуальности, к области перформативности, активного действия. Рассматривая мыслительную активность индивида как когнитивно-ментальную сферу, мы считаем значимым для актуальной лингвистики изучение совокупности познавательной и рече-мыслительной деятельности. По нашему мнению, только комплексное рассмотрение языковой реализации сознательного и бессознательного мышления может служить основанием для описания особенностей идиостиля языковой личности или группы.....


. Александрова О.В. Когнитивно-дискурсивная парадигма в изучении языка / О.В. Александрова // Филология как средоточие знаний о мире: Сб. науч. тр. М.: Просвещение-Юг, 2008. С. 117–120.
2. Алефиренко Н.Ф. К проблеме дискурсивно-текстового универсума культуры / Н.Ф. Алефиренко // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. проф. А.А. Ворожбитовой. Сочи, 2002, вып. 1. С. 5–12.
3. Апресян Ю.Д. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Ю.Д. Апресян. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 511 с.
4. Арутюнова Н.Д. Прагматика / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 389–390.
5. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.: АСТ, 2007. 400 с.
6. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекции по английской филологии / Н.Н. Болдырев. Тамбов: Изд-во Тамбов. ун-та, 2001. 123 с.
7. Бондарева Е.П. Актуализация концепта мысль в русской языковой картине мира: дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / Бондарева Евгения Петровна. Кемерово, 2005. 211 с.
8. Брушлинский А.В.О взаимосвязях процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспектов мышления / А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова // Психологические исследования познавательных процессов и личности. – М.: Наука, 1983, №2. С. 41 – 53.
9. Букал И.С.Нарративные стратегии в романе Л. Улицкой «казус Кукоцкого» / И.С. Букал // Сибирский филологический форум. Красноярск: изд-во КГПУ им. В.П. Астафьева, 2020, том 11, №3. С. 65 – 72.
10. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Рус. яз. и лит.". М.: Просвещение, 1992. 511 с.
11. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер; под общ. ред. А.В. Либина. М.: Смысл, 1998. 85 с.
12. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. 656 с.
13. ВитгенштейнЛ. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. 612 с.
14. Воркачев С.Г. Методологические основания лингвоконцептологии // Теоретическая и прикладная лингвистика. Аспекты метакоммуникативной деятельности. Воронеж, 2003, выпуск 3. С. 79 – 95.
15.Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.....69


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ