Только Word
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы процесса расширения активного словаря на внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классе8
1.1 Особенности организации внеурочной деятельности по английскому языку 8
1.2 Расширение активного словаря в процессе обучения чтению во внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классе1 6
Выводы по главе 135
Глава 2 Геймификация как средство расширения активного словаря во внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классах 38
2.1 Понятие и содержание понятия геймификация 38
2.2 Этапы работы по расширению активного словаря при обучении чтению во внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классе с использованием средств геймификайии (на примере «Charlie and the chocolate factory». Автор: Roald Dahl) 48
Выводы по главе 2 58
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложение А 68
Приложение Б 77
Приложение В 80
В настоящий момент перед школой стоят задачи: раскрыть способности каждого обучающегося и подготовить их к жизни в быстроразвивающемся и конкурентном мире. Согласно требованиям ФГОС, на основе Закона РФ «Об образовании» учитель должен помочь обучающимся выйти на новый уровень извлечения и преобразования информации, расширить речи-мыслительные способности, а также приобщить обучающихся к культуре, традициям и менталитету страны, изучаемого языка [Российская Федерация. Приказы.].
Актуальность темы исследования. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ООО) общего образования основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет весомое значение в образовательном процессе из-за воспитательной и развивающей направленности. Помимо расширения и углубления знаний английского языка данный вид деятельности направлен на ознакомление обучающихся с культурологическими особенностями страны изучаемого языка, их творческих способностей, что в результате приводит к активизации словаря обучающихся. Кроме этого, следует отметить, что внеурочная деятельность направлена на организацию свободного от учебы время обучающихся, помогая направить их интеллектуальную и эмоциональную энергию в нужное направление.
Обучающиеся являются субъектами внеурочной деятельности. Их желания и интересы являются определяющими факторами при выборе форм и содержания внеурочной деятельности. Характерной и наиболее важной особенностью во внеурочной деятельности на иностранном языке является то, что она своим содержанием направлена на формирование навыка построения успешной коммуникации на английском языке, с целью осуществления
межличностного и межкультурного общения, что позволяет расширить активный словарь обучающихся.
К сожалению, многие обучающиеся не готовы осуществлять коммуникацию на иностранном языке, из-за нехватки активного словаря в условиях предъявленной ситуации. Данное противоречие определяет проблему исследования: необходимо акцентировать внимание преподавателей на лексическом аспекте обучения английскому языку. Это связано с тем, что лексика как аспект обучения лежит в основе обучения другим сторонам и видам речи.
Тема исследования: «Расширение активного словаря обучающихся 5 классов во внеурочной деятельности по английскому языку средствами геймификации».
Объектом диссертационного исследования является процесс обучения чтению во внеурочной деятельности по иностранному языку.
Предмет исследования – расширение активного словаря во внеурочной деятельности по иностранному языку в 5 классе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование геймификации на внеурочных занятиях по английскому языку в 5 классе будет способствовать расширению активного словаря обучающихся.
Цель исследования – разработать комплекс заданий для расширения активного словаря во внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классе и апробировать на практике.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи:
1. уточнить содержание понятия «геймификация»;
2. выявить психолого-педагогические особенности процесса расширения активного словаря у обучающихся в 5 классах;
3. изучить возможности использования геймификации для развития активного лексического запаса;
4. разработать методические рекомендации по использованию геймификации на внеурочных занятиях по английскому языку в 5 классе для
расширения активного словаря обучающихся в дополнение к УМК «Forward» М. В. Вербицкой;
5. провести апробацию разработанного учебно-методического материала на внеурочных занятиях по английскому языку в 5 классе....
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования активного словаря у обучающихся, мы обнаружили, что эта проблема получила широкое освещение в трудах многих отечественных и зарубежных методистов. Под лексическим навыком мы, вслед за Солововой Е.Н., понимаем владение формальными признаками слова, необходимыми для его оформления в речи, семантикой слова, то есть его значением, и его функциональными признаками, то есть назначением. А также, способность вызывать из памяти слово в соответствии с речевой задачей [Соловова, 2006].
Также, анализ методического материала показал, что для активизации
словаря обучающихся необходима последовательная, разноуровневая работа с новыми словами.
Изученные приемы формирования активного словаря обучающихся позволили нам определить необходимые составляющие, которые легли в основу авторских методические рекомендации по использованию геймификации на внеурочных занятиях по английскому языку в 5 классе для расширения активного словаря обучающихся в дополнение к УМК «Forward» М. В. Вербицкой.
Для того, чтобы расширить активный словарь обучающихся через чтение средствами геймификации во внеурочной деятельности учителю необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально- психологические особенности обучающихся в 5 классе. Для этого следует использовать на занятиях по внеурочной деятельности игровые элементы, позволять обучающимся проявлять самостоятельность и инициативу в учебной деятельности.
При обучении чтению, учителю следует подбирать информацию, которая будет понятна и доступна обучающимся. По этой причине, выбор текста
должен исходить из психологических закономерностей и подходов обучения. Учитель должен хорошо организовать работу во внеурочной деятельности, чтобы обучающиеся правильно сосредоточили свое внимание и не потеряли интерес.
По результатам опытно-экспериментальная работы по разработке модели расширения активного словаря обучающихся в 5 класса во внеурочной деятельности были достигнуты следующие задачи:
1. Разработана система заданий и упражнений;
2. Разработан методические рекомендации по использованию геймификации на внеурочных занятиях по английскому языку в 5 классе для расширения активного словаря обучающихся в дополнение к УМК «Forward» М. В. Вербицкой;
3. Проведена апробация системы заданий и упражнений;
4. Сделаны выводы по внедрению и использованию системы заданий и упражнений совместно с методом «Томатис» на индивидуальных занятиях дошкольников;
5. Проведен количественный и качественный анализ показателей расширения активного словаря обучающихся до и после проведения эксперимента.
По результатам эксперимента было установлено, что обучающиеся проходили все этапы формирования и расширения активного словаря и успешно не только идентифицировали слова и но и без видимых проблем воспроизводили их в речи.
На основании всей проделанной работы, можно сделать вывод, что чтение по методу геймификации на иностранном языке, позволяет развить коммуникацию на инстранном языке, так как с помощью него обучающиеся расширяют свои пассивный и активный словари, что позволяет построить успешную коммуникацию на иностранном языке. Более того, данный метод позволяет повысить интерес обучающихся, так как игровые механики, применяемые в методе геймификации давно известны обучающимся по различным играм, что делает процесс обучения более увлекательным.
К сожалению, несмотря на все достоинства метода геймификации, существуют определенные риски его внедрения в образовательный процесс. Между обучающимися может сложиться негативная атмосфера из-за повышенной конкуренции в классе, это может привезти к демотивация обучающихся посредством лидербордов, если их рейтинг недостаточно высок. Избежать этих негативных эмоций можно с помощью коллективных форм работы, в ходе которых оцениваются не только знания обучающегося и коммуникативный навык, но также взаимопомощь другим членам команды, что может привезти к сплочению классного коллектива. Кроме того, в ходе коллективной работы обучающиеся могут осуществлять взаимоконтроль, что
является развитием регулятивных универсальных учебных действий.